Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Методический комплекс по организации работы в ДОО с целью создания благоприятной психологической атмосферы

    Еременко Елена Анатольевна

    Методический комплекс

    по организации работы в ДОО с целью создания благоприятной психологической атмосферы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eremenko_-_metodicheskiy_kompleks.docx26.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методический комплекс

    по организации работы в ДОО с целью создания благоприятной психологической атмосферы

    Воспитатель: Еременко Е.А., ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга»

    (г. Жигулёвск, Самарская область)

              Для создания благоприятной психологической атмосферы в группе дошкольников, необходимой для  сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка,  целесообразно оптимизировать отношения по всем направлениям (между воспитателем и детьми, между самими детьми, между воспитателями, между воспитателями и родителями, а также  детско – родительские).

    Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

    Необходимо помнить, что дети с ОВЗ – это дети «с особыми образовательными потребностями», которым требуется повышенное  внимание, терпение и понимание со стороны взрослого.

       Ознакомившись с  теоретическими и практическими разработками психологов, педагогов  и других специалистов, можно прийти к выводу о необходимости обобщения имеющегося опыта работы и подбора диагностического инструментария для воспитателей (и др.педагогов) по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка., а также разработки комплекса методических рекомендаций по организации различных форм работы с детьми и их родителями, по оптимизации среды и др.

             Цель:  разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по созданию благоприятной психологической атмосферы в группах, где воспитываются дети с ОВЗ.   

    Задачи:

    1. Подобрать диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка.
    2. Привлечь внимание  педагогов и родителей к проблеме необходимости оптимизации психологической атмосферы в группе с детьми с ОВЗ и   создании  психологически комфортной среды для детей.
    3. Познакомить воспитателей и родителей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
    4. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком, основанное на признании ценности каждого ребенка и его безусловном принятии.

    Ожидаемые результаты:

    • агрессивные дети владеют различными  способами выражения гнева в приемлемой форме;
    •  дети умеют  владеть собой в различных ситуациях, применяя приемы саморегуляции; 
    • повышена самооценка тревожных, неуверенных в себе детей;
    •  дети владеют  навыками сотрудничества и могут выполнять согласованные действия в команде,
    • дети могут помогать друг другу, сопереживать, стали более толерантны к непохожести людей (детей и взрослых)
    • в группе создан положительный эмоциональный фон, атмосфера доброжелательности и защищенности
    • повышена психологическая культура педагогов и родителей, благодаря эффектному применению согласованных образовательных и воспитательных действий организовано личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком (в ДОУ и дома), основанное на признании ценности каждого ребенка и его безусловном принятии.

        Методические рекомендации адресованы: воспитателям ДОУ и их помощникам, логопедам, а также родителям для использования в домашних условиях. И могут реализовываться в следующих видах деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой, художественно – эстетической; в специально – организованных условиях и  в режимные моменты. 

    Первым этапом традиционно является анализ имеющейся литературы по данной проблематике (в литературе, различных интернет – ресурсах, статьях и публикациях и др.), из чего вытекает необходимость   и актуальность подбора  диагностического (методического) инструментария для воспитателей (и других педагогов ДОУ) по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка.

         Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы осознать,  проанализировать групповую ситуацию, для чего предлагаются следующие методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада (перечень используемых методик – батарея методик – конкретизируется сообразно определенным условиям)

    1. Цветовая диагностика «Домики» (А.Эткинд), цель методики - определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению, в ходе проведения индивидуальной диагностики заполняется схема наблюдения
    2. Тест на эмоциональное отношение  - выявляется отношение ребенка к различным видам деятельности ребенка в ДОУ, режимным моментам, взаимодействию со сверстниками и/взрослыми
    3. Анализ  - схема для педагогов «Атмосфера в моей группе» - позволяет проанализировать групповую ситуацию по следующим направлениям:
    • -  Обстановка в группе.
    • - Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.
    • - Взаимоотношения между детьми.
    1. Методика “Секрет” (”Подарок”)  - разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой.  Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия
    2. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада  (детям предлагается  выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада») -  позволяет понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе
    3. Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной), определяющая ведущую форму общения ребенка со взрослым.
    4. Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптированный результат)/ребенка с окружающими людьми
    5. Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т.Дорофеевой)
    6. Методика исследования внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»)//п.6-9 – [«Азбука общения»]

    Таким образом, после ознакомления  с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, становится ясно, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития.

    На следующем этапе работы, в случае выявления недостаточного уровня психологического комфорта ребенка, неблагоприятной психологической атмосферы в группе с детьми с ОВЗ, предполагается разработка (подбор, комплектация в соответствии с конкретными условиями) комплекса мероприятий по коррекции данного состояния.

    Далее следует выполнение разработанного комплекса мер (по всем направлениям – работа с педагогами, детьми – индивидуально и в групповой форме, с родителями), контроль и коррекция намеченного плана в случае необходимости.

    Работа с педагогами (воспитатели, учителя – логопеды, педагоги – психологи, учителя – дефектологи, помощники воспитателей).

    Полученные педагогами результаты диагностики  представляют собой вместе с тем и оценку их профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.

    Для оптимизации психо – эмоционального состояния педагогов могут проводиться:

    - Различные семинары – практикумы по созданию психологического комфорта в группах детского сада, круглые столы и тренинги общения; где предполагается использование специальные упражнения , в том числе для снятия эмоционального напряжения, цель которых является  снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к своей профессиональной деятельности.

    - Консультации (по данной тематике, например, «Использование психологических речевых настроек», «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»)

    - Выступления на педсоветах;

    - Участие в  мастер-классах, семинарах – практикумах и т.п.

    Взаимодействие педагогов с детьми в группе строится с учетом составляющих психологически комфортной среды для детей.

    • - организация  зоны для психологической разгрузки;
    • - обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
    • - обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; 
    • - обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
    • - повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
    • - обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде
    • использование психологических речевых настроек
    • развитие толерантности у детей, терпимости друг к другу (в соответствии с программой «Азбука общения» - раздел 5 - «Как мы видим друг друга», и раздел 6 – «Фантазия характеров»; индивидуальная и подгрупповая работа предполагает: дидактические игры, этюды и игровые упражнения, направленные на развитие умения различать индивидуальные особенности друг друга, понятия о непохожести людей, о дружбе и взаимопомощи, на формирование положительных взаимоотношений между детьми и др., способствующие улучшению эмоционального фона, оптимизации психологической атмосферы группе.

    Работа с родителями:

    • консультации  родителей  (индивидуально и по подгруппам)
    • родительские собрания по темам: - «Создание благоприятной психологической атмосферы в группе с детьми ОВЗ как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольника»; - «Формирование активной позиции родителей в отношении решения учебно-воспитательных задач по развитию коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста» и др.
    • Создание буклетов и размещение материалов на информационных стендах: Памятка «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду и дома» и т.п.
    • Открытые занятия (родители в роли наблюдателей)
    • Совместные занятия (активно  участвуют в различных игровых упражнениях, направленных на улучшение психологической атмосферы в группе, на оптимизацию отношений детей со сверстниками и  со взрослыми, улучшение детско-родительских отношений)

    Педагоги и родители, заинтересованные в создании благоприятной атмосферы в группе,  стремящиеся создать для каждого ребенка наиболее оптимальные условия для эмоционального благополучия и психического здоровья, могут воспользоваться данным материалом. Применение данного методического комплекса, включающего в себя  диагностические, коррекционно – развивающие,  профилактические и просветительские приемы, формы  и методы работы, будет способствовать формированию психологически комфортной среды для детей с ОВЗ.

    Используемая  литература и другие источники:

    • Каше Г.В. подготовка к школе детей с недостатками речи. М.
    • Корнеева Н.Н., Программа "Хочу все знать!" для детей с ограниченными возможностями здоровья
    • Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993г.
    • Писарева Е., методические материалы «Психологический тренинг общения», общественная организация матерей и детей-инвалидов «Примавера», г. Боровичи, Новгородская область
    • Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М., 1997г.
    • Пучинская С.Ф.,  статья «Пути и средства создания психоэмоционального комфорта для детей в дошкольном учреждении» (Работа психолога в детском саду - Конференции по психологии)
    • Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка ребенка со сверстниками и взрослыми. – Л., 1991г.
    • Создание психологического комфорта в Группах детского сада (семинар –практикум)
    • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М. 2011г.
    • Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С Пб., 2008г.
    • Шипицына Л.М. и др.. Азбука общения: развитие личности риебенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 2002г.
    • Чиркина Г.В., Филичева Т.Б.. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2010г.
    • Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М. – Воронеж, 2009г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы в ДОУ с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

    С 1 января 2014 года в силу вступил федеральный государственный образовательный стандарт. Публикуемый материал посвящен ФГОС дошкольного образования. Принципы, цели, задачи ФГОС ДО. Образовательные об...

    Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства

    Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...

    Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства

    Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...

    Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями в ДОУ

    Механизм выявления неблагополучных семей. Рекомендации по контактному взаимодействию педагога с родителями....

    Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями в ДОУ

    Рекомендации по контактному взамидействию педагога с родителями детей  группы риска. Механизм выявления неблагополучных семей....

    «Взаимодействие с семьёй в ДОУ с целью создания единого образовательного пространства».

    «Взаимодействие с семьёй в ДОУ с целью создания единого образовательного пространства».Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы. Новая система взаимодействия ДОУ с семьей. Основные прин...

    организация работы в ДОУ с семьями находящихся в социально опасном положении

    Механизмы выявления и работы ДОУ с неблагополучными семьями...