Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания.
статья на тему

Тоцкая Екатерина Витальевна

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnaya_rabota.doc240.5 КБ
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПЕРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО – ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 2185

ВВЕДЕНИЕ.

       Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные и фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период вкладываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически как результат физиологического созревания. Их становление требует активных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

       Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть.

       Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка: развитие восприятия, памяти, мышления, становления речи, самостоятельности и пр.

       Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.

       Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребёнку накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

       Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяются восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер, ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

       Период раннего дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает это. Но восприятие  оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.        

 Для улучшения сенсорного развития ребёнка я стараюсь  использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, включая их в работу с малышами, посещающими группу кратковременного пребывания в детском саду.

       

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА.

       На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.

       Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.

       В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.).

       На первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом.

       К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.

       Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Например, предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.

       Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребёнку достигать практических результатов (берёт свою чашку, обувь и т.д.).

       Первоначально сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года и 9 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и переходит переход к зрительному восприятию.

       Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.

       На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

       Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

       Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

      Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.

       Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.

       Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни).

       Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

       Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша, Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см. При большей толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при определённом ракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат т и.п.

       Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.

       В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.

       Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для «крыши» и т.д.

       Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой».

       Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.

       К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случае ребёнок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться.

       Случайное употребление слова, названия цвета или формы, ещё не значит, что ребёнок понимает суть этих слов.

       Распределение внимания у ребёнка второго года жизни между зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный процесс.

      Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.

       При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность.

       Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших.

       В течении второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира.

       В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребёнка оказываются сформированными приёмы прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины. К 2 годам эти процессы осуществляются без предварительных примериваний, переходя из внешнего лана во внутренний.

       Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

       Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.

      У ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого. Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом.

       На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.

       После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.

       В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия: дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше.

Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.). Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев). Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п. (с 2,5 лет).

Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев).

Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

              Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.

       Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Моя задача, как воспитателя  - обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи.

Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, по изодеятельности, развитию речи и др. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Для упорядочения опыта детей мною проводятся  занятия с преобладанием сенсорных задач.

        Возраст от 2 до 3 лет – важный этап в развитии психики ребёнка.

       В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень.

       Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Значение его невозможно переоценить. Если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам.

       Активизация восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной. Параллельно в группе ведется работа, направленная на развитие моторики и координации движений.

       Использование различного дидактического материала позволяет вносить разнообразие в занятия и открывает простор для творчества педагога.

       За время своей работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с величиной, формой, цветом предметов, я отметила, что успешность занятий зависит при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов при работе с отверстиями «занимательной коробочки», мозаикой, вкладышами, рисования красками и т.д. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е.И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На каждом занятии дети приучаются выполнять элементарные трудовые поручения. Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма доставляет детям радость, способствует накоплению сенсорных представлений на уровне предэталонного значения. Особенно хочу отметить, что важным фактором является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение задания.  Вначале величина и форма предметов, как вполне осязаемыми сенсорными свойствами, а уж потом цвет (зрительное восприятие). Повторное предъявление одних и тех же задач я стараюсь представить на новом материале. Это обеспечивает умственную активность.

       На практике я отметила, что сенсорное развитие может происходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни: на прогулке, в игровой, самостоятельной деятельности детей и в быту.

        В связи с тем, что у детей наблюдается разный уровень нервно-психического развития и каждый ребенок воспринимает информацию по-разному, в своей работе я много внимания уделяю играм и игровым упражнениям различного характера. В играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки – свойства снега, в процессе игр при катании на санках – учитывается тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, дети знакомятся с величиной предметов. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробочки».

Использование дидактических игр и занятий

по сенсорному воспитанию.

       Игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество дидактических игр, способных развивать сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка.

       Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

       Нелишне будет заметить, что проводить дидактические игры лучше с группой детей, т.к. именно коллективные игры способны гораздо лучше развить не только интеллектуальные способности ребёнка, но и коллективный дух.

       В сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста игры и игрушки, по существу, являются ведущими средствами. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

       Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с одним-двумя сенсорными признаками. Оно требует широкой ориентировки в цвете, форме, величине, охватывающей по возможности все основные варианты этих признаков. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения ребенком системой эталонов. Поскольку общепринятая система включает прежде всего основные цвета спектра — белый и черный, пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), две разновидности величины (большой — маленький), нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих цветовых тонах, формах, величинах.

       У ребенка воспитывают умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, формируют внимание к этим свойствам. Так, например, я  учу детей сравнивать цвет грибочков с цветом поверхности столиков, форму и величину вкладышей с соответствующими гнездами.

       При подборе дидактического материала всегда  обращаю внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Подбираю игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, которые  удобны ребенку для обхвата рукой. На занятиях по сенсорному воспитанию у детей формирую обобщенные способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков. Одним из таких способов является соотнесение, сличение объектов.

       В процессе работы и по результатам проведения мониторинга сенсорного развития отмечено, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности, и его словесным обозначением. Не требуя от детей специального запоминания и употребления соответствующих названий,  стараюсь всякий раз исправлять допущенную ребенком ошибку. Использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (любой предмет округлой формы — «мяч», прямоугольный брусок — «кирпичик», треугольная призма — «крыша», предмет красного цвета — «ягодка», «помидор», желтого — «цыпленок», «лимон», оранжевого — «апельсин» и т. п.).

       Планируя свою работу по сенсорному воспитанию, учитываю, что наиболее доступны для ребенка третьего года жизни задания на выполнение предметных действий. Так, в начале года детей упражняю в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, форме или цвету. Задачами обучения на данном этапе являются фиксация внимания детей на сенсорных свойствах предметов, формирование простейших приемов установления тождества и различия однородных объектов по величине, форме, цвету. Дидактическим материалом при этом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветовых тонов. Ребенок одновременно оперирует с предметами двух разновидностей. В ходе обучения детям сообщаю слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, форма, цвет и т.д.

       На следующем этапе целью обучения является выработка у детей умения соотносить разнородные предметы по одному из сенсорных свойств. В качестве дидактических пособий использую деревянные вкладыши пяти геометрических форм, доски с соответствующими гнездами; деревянные грибочки и столики, окрашенные восьмью цветовыми тонами.

       Более сложными являются занятия, на которых знания ребенка о сенсорных свойствах и качествах предметов реализуются в условиях элементарной продуктивной деятельности. При этом целью обучения является закрепление у детей отношения к цвету, величине, форме как к характерным признакам предметов, подведение ребенка к самостоятельному использованию того или иного признака для передачи специфики хорошо знакомого ему объекта. Материалом для занятий служат краски восьми цветовых тонов, листы бумаги разного цвета, размера и формы.

       Каждому из трех рассмотренных выше видов работы отводится несколько занятий. Непременным условием является вариативность заданий. Она преследует несколько целей: использовать по мере надобности предметы разной величины, формы, цвета; поддерживать у детей интерес к занятию путем усложнения действий с объектами; формировать более совершенные и обобщенные способы ориентировки в их сенсорных свойствах.

       На первых занятиях дети выполняют задания по раскладыванию однородных предметов на две группы по величине. Форма и цвет предметов должны быть одинаковыми. Разница в величине может достигать 1,5 см, но при этом маленький предмет не должен быть менее 3 см. В задачи обучения входит формировать у детей умения фиксировать внимание на величине предметов, использовать простейшие приемы для определения тождества и различия однородных предметов по величине, понимать слова: «такой, не такой, большой, маленький».

       Материалом служат деревянные круги и квадраты двух размеров: маленькие и большие. Диаметр маленького круга —3 см, большого— 4,5 см; высота обоих кругов—1,5 см. Каждая сторона малого квадрата—3 см, большого—4,5 см; высота обоих квадратов—1,5 см.  Дополнительно используются  две полосы плотной бумаги белого цвета шириной 3 и 4,5 см.

       В начале занятия демонстрирую пять больших и пять малых кругов, перемешанных произвольно. Объясняю, что круги разные. Показываю сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»). Говорю, что маленькие круги буду  класть в одну сторону, а большие — в другую, на соответствующие «дорожки» (полоски бумаги). Показав детям маленький круг, спрашиваю: «Где должен лежать этот круг? Куда его положить?» На широкую полоску кладу большой круг. Затем прикладываю  к маленькому кругу другой, такой же величины, подчеркиваю, что они одинаковые. Так раскладываю две пары кругов. При сортировке третьей пары предлагаю ребенку показать, куда надо поместить большой и маленький круги. Далее дети по очереди выходят к столу и раскладывают по одной паре кругов. (Для того чтобы всех обеспечить достаточным количеством материала, использую большие и маленькие квадраты.)

       После объяснения и показа раздаю детям индивидуальный материал: по пять больших и пять маленьких кругов или квадратов, перемешанных произвольно.

Чтобы максимально обеспечить мыслительную активность каждого малыша, детям, сидящим рядом, предлагается разный материал: одному — круги, другому — квадраты. Тому, кто быстро справится с заданием, предоставляю возможность выполнить его еще раз, но с другими пособиями. Так, если ребенок успешно справился с группировкой кружков, даю ему квадраты, и наоборот.

На последующих занятиях учу детей группировать предметы по форме. Малыши овладевают умениями фиксировать внимание на форме объектов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов по форме, сопоставлять по этому признаку предметы с образцом, ориентируясь на слова: «форма, такой, не такой, разные».

       В качестве дидактического материала для этих занятий служат круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине и цвету. Раздаю пособия подгруппам из расчета по пять кругов и пять квадратов или по пять прямоугольников и пять треугольников на каждую.

       В начале занятия показываю детям пять кругов и пять квадратов, перемешанных произвольно, объясняю, что игрушки разные. Далее начинаю группировать их по форме, раскладывая круги в одну сторону, а квадраты — в другую. Привлекаю к сортировке детей, спрашивая, куда положить тот или иной предмет. Далее дети по одному подходят к столу и раскладывают по две разные игрушки в соответствии с образцом.

       Затем каждый ребенок получает материал для самостоятельной работы (по пять кругов и квадратов или по пять прямоугольников и треугольников).

На последующих занятиях дети размещают резко отличающиеся друг от друга по форме вкладыши в соответствующих отверстиях решеток. В ходе занятий решаются следующие дидактические задачи: закреплять у детей умение группировать объекты по форме и учить их соотносить разнородные предметы по этому признаку. Дидактическим материалом служат вкладыши круглой и квадратной формы (по пять на ребенка) и решетка с соответствующими отверстиями (по пять отверстий каждой названной формы).

       Объясняя задание, обращаю внимание детей на то, что вкладыши разной формы — круглые и квадратные, а в решетке имеются тоже разные окна, которые следует закрывать кругами или квадратами. Затем показываю, как это нужно делать, и привлекаю  детей к выполнению задания (малыши подходят к его столу по одному).

       Далее каждый ребенок получает решетку с комплектом вкладышей круглой и квадратной или круглой и треугольной формы. Занятие проводится один или два раза в зависимости от того, насколько успешно дети выполняют задания.

Особого внимания требуют занятия по ознакомлению детей с цветом. Отличительное свойство цвета в том, что его нельзя обследовать во внешнем плане (рукой, жестом), как это имело место при ознакомлении с величиной, формой.

       Первоначально малыши учатся раскладывать предметы на две группы. В качестве дидактических задач выступают следующие: овладение детьми умениями фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов по цвету, понимать слова цвет, такой же, разные.

       Материалом служат палочки восьми цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого.  Для группы из восьми детей необходимо иметь восемьдесят палочек, по десять каждого цвета. Используются следующие цветовые сочетания: красный — синий, желтый — фиолетовый, оранжевый — зеленый, синий — белый, черный — желтый.

       В ходе занятия демонстрирую пять палочек черного цвета и пять желтого, перемешанных произвольно. Объясняю, что палочки разного цвета. Предлагаю разложить палочки одного цвета в одну сторону, другого цвета — в другую. Сначала выполняю эти действия сама, спрашивая малышей, куда положить предмет того или иного цвета. Например, показав детям желтую палочку, задаю вопросы: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда положить эту палочку?» Затем прикладываю  желтую палочку к черной (вплотную), говорю, что они разные. Далее прикладываю желтый предмет к желтому, поясняю, что они одинаковые. Так раскладываю первые две пары палочек. Для сортировки третьей пары к столу выходит ребенок, показывает, куда надо положить палочку одного, а потом другого цвета, после чего задание выполняют все дети поочередно. (Для того чтобы все были обеспечены достаточным количеством материала, используются разные цветовые сочетания предметов.)

       Далее раздаю  детям материал для индивидуальной работы — палочки разного цвета и в разнообразных сочетаниях (пять штук одного цвета и пять другого). Чтобы дети не подражали друг другу, сидящим рядом  даю материал разного цвета. Тому, кто быстро справился с заданием, предлагаю еще десять палочек нового цветового сочетания. В процессе одного занятия дети могут группировать от двадцати до тридцати предметов четырех или шести цветовых тонов.

       Занятия по знакомству с цветом провожу только при естественном освещении. Дидактический материал размещаю  на белом фоне. Если используются карандаши, их даю незаточенными.

       На очередном занятии у детей закрепляются умения устанавливать тождество и различие в цвете однородных предметов. В этих целях им предлагаются предметы более близких цветовых сочетаний.

Дальнейшее сенсорное развитие детей осуществляется в процессе обучения рисованию красками. Малыши рисуют «огоньки ночью», «листочки деревьев» и т. п. На этих занятиях дидактической задачей является дальнейшее формирование у ребенка отношения к цвету, как к важнейшему свойству предметов. Постепенно подвожу детей к самостоятельному выбору цвета (из четырех предложенных), обучаю  технике нанесения мазка способом примакивания (особый акцент при этом делается на моменте прикладывания и отрыва кисти).

       Интересным типом заданий являются также задания на изображение различных предметов с помощью мозаики. Элементами красной мозаики дети обозначают «флажки», «грибочки», зеленой — «елочки», белой — «курочек», «гусей» и пр.

Включение заданий, направленных на сенсорное воспитание, в различные виды деятельности (предметную, изобразительную, элементарную продуктивную) позволяет с наибольшей полнотой и глубиной формировать у ребенка восприятие окружающей действительности.

       В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет действия, направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине. Так, играя со сборной матрешкой, малыш соотносит между собой детали одежды куклы (сарафана, кофточки и пр.), в значительной мере ориентируясь на их цвет.

Знакомлю  детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности: предметной, элементарной конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, малыши овладевают умением учитывать форму и величину предметов; играя с кубами-вкладышами, они закрепляют умение соотносить объекты по величине. При этом учет сенсорных свойств предметов обусловливает практический результат. Так, если ребенок правильно учтет величину кубов, они все войдут один в другой.

       Таким же образом создаю условия для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом представлений о величине, форме. Дети накапливают сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки.

       Обращаю внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. (Игрушки небольшого размера размещают в маленьких коробках и ящиках, на полках; большие игрушки имеют свои более просторные места для хранения и т. п.).

       Интересным и доступным для маленьких детей оказывается и ознакомление с теми свойствами предметов, которые существуют не сами по себе, а как важные признаки каких-то состояний. Ребенку понятно объяснение, что красная ягода земляники — созревшая, а зеленую рвать и есть нельзя; маленькому огурчику надо дать еще подрасти и пр.

       В повседневной жизни фиксирую  внимание воспитанников на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое. Практическим путем они знакомятся и со свойствами снега (воды).

       Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость, мягкость, хрупкость, пластичность. Заворачивая куклу в мягкую ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Не требую от детей словесных объяснений, комментариев по поводу тех или иных сенсорных качеств. Важным является предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации их практической деятельности.

       Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях. С другой —вне занятий  у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.

       

           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир, постоянно используя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда восхищает и потрясает, радует и удивляет. Чем больше в жизни ребенка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.

       В этом я вижу основную цель своей работы. Задача взрослых – педагогов и родителей, помочь ребёнку познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир, поддерживать доброе познавательное отношение малыша к миру.

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ.

Тема занятия

Цель занятия

  • Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы.

фиксировать внимание детей на величине предметов; формировать простейшие приемы установления тождества и различия величины, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».

  • Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях

закреплять умение детей группировать предметы по величине; учить соотносить разнородные предметы, выбирая из двух величин одинаковой формы.

  • Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы.

обратить внимание детей на форму предметов; учить простейшим приемам установления тождества и различия формы однородных предметов, сопоставлению предмета с образцом, ориентируясь при этом на слова «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

  • Размещение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях.

закреплять умение группировать однородные предметы по форме; учить соотносить разнородные предметы, выбирая из двух заданных форм.

  • Соотнесение предметов двух заданных форм  и величин при выборе из четырех.

учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств (величина и форма) из четырех возможных; закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

  • Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.

продолжать учить выбирать предметы двух заданных форм из четырех возможных; закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме; приучать выполнять задания совместно с другим ребёнком.

  • Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

  • Размещение палочек двух цветов стаканчиках соответствующего цвета.

закреплять умение группировать и соотносить по цвету разные предметы.

  • Соотнесение двух заданных цветов при выборе из четырех.

учить выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных; закреплять умение соотносить разные предметы по цвету.

  • Выкладывание цветной мозаики на тему: «Курочка и цыплята».

фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

  • Выкладывание цветной мозаики на тему: «Домики и флажки».

продолжать формировать представление о том, что один и тот же цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

  • Выкладывание цветной мозаики на тему: «Гуси с гусятами».

продолжать фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов; учить чередовать объекты по цвету, выбирая три заданных цвета из пяти предложенных.

  • Изготовление бус.

закреплять умение группировать предметы по цвету; учить нанизывать бусинки на шнурок.

  • Группирование и соотнесение предметов по цвету.

закреплять умение группировать однородные предметы и соотносить по цвету разнородные.

  • Нанизывание больших и малых бусин.

учить чередовать предметы по величине.

  • Нанизывание бусин разной формы.

учить чередовать предметы по форме.

  • Нанизывание бусин разного цвета.

учить чередовать предметы по цвету.

             


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА                   В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ.

Месяц

Тема

Дидактические игры

Задачи

Сентябрь

Знакомство с формой, величиной, цветом предметов.

«Зажги фонарик».

«Найди предмет такой же формы».

«Башня».

Фиксировать внимание детей на величине предметов. Обратить внимание на форму предметов.

Упражнять в назывании цвета предмета.

Октябрь

Нанизывание колец одинакового размера; нанизывание колец, убывающих по величине.

«Соберем пирамидку».

«Собери бусы для мамы».

Учить детей устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине. Учить детей нанизывать бусы разного цвета, одинаковой величины.

Ноябрь

Раскладывание предметов разной величины на две группы.

«Лесенка».

«Построим лесенку».

Учить детей устанавливать отношения по величине между предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Декабрь

Группирование предметов по величине.

«На что похожа эта фигура?»

«Посади на свою скамеечку».

Учить детей различать геометрические фигуры по форме.

Январь

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

«Собери лепесточки».

«Зажги огоньки на елочке».

Учить детей раскладывать предметы разного цвета на две группы.

Февраль

Классификация предметов по двум свойствам (цвет и форма; размер и форма).

«Чудесный мешочек».

Развивать умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру; развивать комбинаторные способности.

Март

Уточнение представления о плоскостных геометрических фигурах.

«Бусы и флажки».

«Геометрические фигуры».

Закрепить умение находить одинаковые геометрические фигуры способами сравнения и выделения.

Апрель

Свойства бумаги.

«Смешной рисунок!»

Познакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.

Май

Рисование красками.

«Листочки на деревьях».

«Огоньки ночью».

Закрепить у детей знания цветов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М., 1983.
  2. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет. – М., 1992.
  3. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддьякова. – М., 1969.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
  5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2007.
  6. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М., 2002.
  7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – 2-е издание, доработанное – М., 1991.

 

ИГРА НА ОБУЧЕНИЕ СОПОСТАВЛЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ                                       С ЦВЕТОВЫМИ ОБРАЗЦАМИ.

«Кто скорее соберет игрушки».

       

       Дидактическая задача. Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, имеющие одинаковый цвет.

       Материал. Игрушки (рыбка, шар, елочка, т.п.) по 3 игрушки на каждый цвет. В качестве образцов используются бумажные коврики (20 х 30 см) всех цветов – красного, желтого, зеленого и синего.

       Руководство. Воспитатель расставляет на столах игрушки разного цвета, раздает разноцветные бумажные коврики. Дети рассматривают, называют игрушки, определяют цвет, показывая игрушки красного цвета. Воспитатель предлагает поставить их на коврик красного цвета, игрушки синего цвета – на коврик синего цвета и т.д. Убедившись, что дети поняли задание, воспитатель предлагает собрать на свой коврик игрушки соответствующего цвета. Выиграет тот, кто соберет игрушки первый.

       Длительность и повторность. Игра продолжается не более 10 – 12 минут. При повторном проведении игры можно менять набор игрушек. Учитывая интерес детей, можно увеличивать и уменьшать количество игрушек.

        

ИГРА НА УСВОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР.

«Назови геометрическую фигуру».

       

       Дидактическая задача. Учить детей зрительно следовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

       Материал. Таблички с геометрическими фигурками (круг, квадрат, треугольник), на каждой таблице контурные изображения 2 – 3 фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.

       

       Руководство. Упражнение проводится подгруппами. Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, называет их, просит детей повторить название. На одном занятии используются не более трех таблиц. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контур, воспитатель помогает – рукой ребёнка проделывает нужные действия в воздухе.

       Длительность и повторность. Продолжительность упражнения – 10 – 15 минут. При повторном проведении упражнения воспитатель меняет таблицы.

ПО ВЕЛИЧИНЕ И ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯМ.

«Упражнения с кругами».

     

       Дидактическая задача. Дать детям представление об отношениях трех предметов по величине; научить детей обозначать эти отношения словами («больше», «меньше», «самый большой»). Поскольку дети к этому времени уже установили соотношения двух предметов (больше – меньше), основное внимание уделяется введению третьего предмета (самый большой, самый маленький).

       

       Материал. Наборы из трех кругов – постепенно увеличивающегося размера (по количеству детей).

       

       Руководство. Воспитатель раздает детям наборы кругов, предлагает внимательно рассмотреть их, разложить на столе, обвести круги по контуру. После этого воспитатель вызывать одного ребёнка и просит определить величину одного из кругов, учитывая его соотношение с другими. Затем ребёнок называет величину всех кругов. Дети оценивают выполнение задания, и сами находят самый большой или самый маленький из трех кругов. В случае затруднения воспитатель советует использовать прием примеривания к образцу.

       

       Длительность и повторность. Упражнение повторяется 1 – 2 раза. При повторе можно круги заменить на другие геометрические фигуры. Продолжительность – 10 – 12 минут  

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

«Ёжики».

       Цель: закрепить знания цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Развитие мелкой моторики рук. Обучение ориентированию в помещении.

       Материал. Прищепки четырех цветов (красные, желтые, зеленые, синие). Они выполняют роль колючек. Ежики тех же четырех цветов. Плюшевый или резиновый ежик несколько большего размера, чем ежики-малыши.

       Подготовка к занятию. По группе в укромных местах расставлены игрушки – ежики (по числу детей). На столах лежат цветные картонки, на каждой из них по четыре прищепки, того же цвета, что и картонка.

       Ход занятия.

      Начинаем с пальчиковой гимнастики, сопровождаемой текстом: Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?» (Упражнение проводится сначала одной рукой, затем – другой, потом обеими руками).

      Воспитатель. Ребята, к нам в гости сегодня пришел еж. (показывает детям игрушку – ежа, дети его трогают, здороваются с ним.) Ежик, а почему ты такой грустный?

       Ёж. Я шел к вам в гости со своими друзьями, а они по дороге потерялись.

       Воспитатель. Ребята, поможем ежику найти его друзей?

Дети ищут по группе ежей, и, найдя их, приносят воспитателю. Тот рассматривает вместе с ними ежат. Выясняет, какого они цвета.

      Воспитатель. Ребята, посмотрите, а у ежат колючек нет! Ежик, а где же их колючки?

       Еж. Они их дома забыли.

      Воспитатель. Поможем ежатам вернуть иголочки на спину? Но для этого нужно найти домик такого же цвета, как и ежонок. Посмотрите на столы – там лежат картонки разного цвета – это домики наших ежат. Арсений, у тебя ежик какого цвета? (Ребенок отвечает). Значит, иди к столу и поищи домик такого же цвета. (Воспитатель выясняет, какого цвета у ребят ежики, и предлагает каждому найти домик такого же цвета.)

      Воспитатель. Посмотрите, в каждом домике лежат потерянные иголки, давайте их прикрепим к каждому из ежат.

Дети выполняют задание, а воспитатель помогает сам или просит уже выполнивших задание помочь остальным.

      Воспитатель. Молодцы, ребята! Ежик, а тебе понравилось?

      Еж. Да!

     Воспитатель. А теперь давайте отнесем наших ежиков на коврик и станцуем для них.

В конце занятия дети исполняют любой известный им танец под веселую, ритмичную музыку.

«Какие бывают фигуры?»

      Дидактическая задача. Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).

      Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные круги и квадраты. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов – по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).

      Ход занятия.

      Воспитатель. К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у нее в корзиночке. Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Оля и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Оля, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок. (Все делают нужное движение). Как называется эта фигура?

       Дети. Круг.

       Воспитатель. Правильно, это круг. А вот это – квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол – палец повернул вниз, снова повернул и снова угол – палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол – палец пошел вверх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат. (Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей).

       Воспитатель. А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой – круги. (Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру).

       Кукла Таня хвалит детей, правильно выполнивших задание.

«Спрячь шар в ладошке»

(дидактическая игра)

       Дидактическая задача. Формировать представление детей о величине (большой, маленький) и основных цветах спектра (красный, желтый, синий).

      Игровая задача и игровые действия. Играть с шариками, прятать и находить их, угадывать, какой шар – большой или маленький, какого цвета.

       Правила игры. Действовать по предложению ведущего (воспитателя): брать по одному шару, узнать, большой шар или маленький, на ощупь (не подглядывая).

       Игровой материал. Цветные шарики двух размеров на каждого ребенка, мешочек, 2 коробки разных размеров, цветные коврики.

       Ход игры.

       Воспитатель. Ребята, отгадайте, что у меня лежит в коробке?

       Дети. Шарики.

       Воспитатель. Правильно, шарики, много шариков. (Показываю детям два шара разных по величине). Посмотрите и скажите, одинаковы ли по размеру шарики?

       Дети. Нет, разные. Один большой, другой маленький.

       Воспитатель. Большой шар какого цвета?

       Дети. Красного.

       Воспитатель. А маленький?

       Дети. Синего.

       Воспитатель. Возьмите из коробочки по одному шарику, осмотрите, ощупайте его и скажите, у кого какой по величине? Наташа, у тебя какой шарик, большой или маленький?

       Дети. Большой.

       Воспитатель. А у тебя, Миша?

       Дети. Маленький.

       Воспитатель. А сейчас поднимите только большие шары. А теперь только маленькие. Спрячьте свои шарики в ладошки. У всех шарики спрятались? Иду проверять. У Кати шарика не видно. Почему?

       Ребенок. Шарик маленький.

       Воспитатель. А у тебя, Егор, почему шарик не спрятался?

       Ребенок. Шарик большой, а кулачок маленький.

       Воспитатель. Поменяйтесь шариками: у кого были большие, возьмите маленькие, и наоборот. Еще раз спрячем шарики в ладошках. И посмотрим, у кого спрятались, у кого нет.

       Воспитатель. А теперь спрячем шарики в мешочек, вначале все маленькие, а затем большие. Ира, ты какой шар кладешь?

       Ребенок. Большой.

       Воспитатель. А ты, Вова?

       Ребенок. Маленький и т.д.

       Воспитатель. Все шарики спрятались. Ульяна, найди в мешочке большой шарик и скажи, не глядя, какой он по величине. Покажи детям свой шарик. Правильно, ты сказала, что шарик большой. Теперь положи шар в мешочек.

Атрем, подойди и найди маленький шарик в мешочке.

А теперь встаньте в круг, уберите руки за спину. Я вам что-то дам. Угадайте и скажите, что я положила в ваши руки. Только не подсматривайте.

       Дети. Шарики.

       Воспитатель. Правильно, шарики. Поднимите шары вверх. Вот сколько у вас шаров больших и маленьких. Какой у тебя шар, Ира?

       Ребенок. Маленький.

       Воспитатель. Посмотрите, дети, ваши шарики разного цвета. Какого цвета шарик у тебя, Владик?

       Ребенок. Красный.

       Воспитатель. А у тебя Максим?

       Ребенок. Желтый.

       Воспитатель. Поднимите вверх и покажите мне шары синего цвета. Опустите. А теперь покажите зеленные шарики и т.д.

Поиграем с шариками по-другому. Вот я на пол кладу четыре коврика разного цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Мы будем гулять по комнате и по моему сигналу: Найди свой коврик! – каждый должен подойти к коврику такого цвета, какой у него шарик. Молодцы! Еще раз поиграем (меняю коврики местами).

Вот и закончилась наша игра. Теперь, дети, давайте уберем шарики. Маленькие шарики в маленькую коробку, а большие в большую.

 

Приложение № 1

                                                                                                           Таблица 1      

        МОНИТОРИНГ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

 ДЕТЕЙ ГРУПЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ № 13

2010 – 2011 УЧ. ГОД (начало года)

П/П

ФИО ребёнка

Определение

Цвет

Форма

Величина

Положение в пространстве

Веденов

Арсений

Волынский Максим

Гарнова Екатерина

Макашёв Владик

Павлов Егор

Панькин Михаил

Погребнова Ольга

Родина Наташа

Соколинский Вова

Соломатина Ирина

Тендит Артем

Трофимова Ульяна

ВЫСОКИЙ  %      

16,7%

8,3%

16,7%

СРЕДНИЙ   %      

25%

16,7%

25%

25%

НИЗКИЙ     %        

58,3%

83,3%

66,7%

58,3%

Приложение № 1

                                                                                                           Таблица 2

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ

ГРУПЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ № 13

2010 – 2011 УЧ. ГОД (середина года)

П/П

ФИО ребёнка

Определение

Цвет

Форма

Величина

Положение в пространстве

Веденов Арсений

Волынский Максим

Гарнова Екатерина

Макашёв Владик

Павлов Егор

Панькин Михаил

Погребнова Ольга

Родина Наташа

Соколинский Вова

Соломатина Ирина

Тендит Артем

Трофимова Ульяна

ВЫСОКИЙ  %

25%

16,7%

8,3%

16,7%

СРЕДНИЙ   %

33,3%

50 %

41,6 %

50%

НИЗКИЙ     %

41,7%

33,3%

50,1%

33,3%

Приложение № 2

АНКЕТА

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к педагогическому совещанию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

  1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
  • да
  • нет
  • не знаю
  1. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
  • считаю нужным
  • не считаю нужным
  • затрудняюсь ответить
  1. Созданы ли в группе условия для сенсорного воспитания ребенка:
  • да
  • нет
  • не знаю
  1. Имеется ли в группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
  • информация отсутствует
  • есть, но воспитатель не обращает на нее внимание
  • я не обращаю внимание на информацию
  • информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
  • наглядная информация интересна и полезна для меня
  1. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
  • высокий
  • средний
  • низкий
  1. Есть ли у вас дома игра по сенсорному развитию:
  • да
  • нет
  • не знаю
  1. В какую игру по сенсорному развитию чаще всего ваш ребёнок играет дома?

____________________________________________________________________

  1. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

_____________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

АНКЕТА

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к педагогическому совещанию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

  1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
  • да
  • нет
  • не знаю
  1. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
  • считаю нужным
  • не считаю нужным
  • затрудняюсь ответить
  1. Созданы ли в группе условия для сенсорного воспитания ребенка:
  • да
  • нет
  • не знаю
  1. Имеется ли в группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
  • информация отсутствует
  • есть, но воспитатель не обращает на нее внимание
  • я не обращаю внимание на информацию
  • информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
  • наглядная информация интересна и полезна для меня
  1. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
  • высокий
  • средний
  • низкий
  1. Есть ли у вас дома игра по сенсорному развитию:
  • да
  • нет
  • не знаю
  1. В какую игру по сенсорному развитию чаще всего ваш ребёнок играет дома?

____________________________________________________________________

  1. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

_____________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА                   В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ.

Месяц

Тема

Дидактические игры

Задачи

Сентябрь

Знакомство с формой, величиной, цветом предметов.

«Зажги фонарик».

«Найди предмет такой же формы».

«Башня».

Фиксировать внимание детей на величине предметов. Обратить внимание на форму предметов.

Упражнять в назывании цвета предмета.

Октябрь

Нанизывание колец одинакового размера; нанизывание колец, убывающих по величине.

«Соберем пирамидку».

«Собери бусы для мамы».

Учить детей устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине. Учить детей нанизывать бусы разного цвета, одинаковой величины.

Ноябрь

Раскладывание предметов разной величины на две группы.

«Лесенка».

«Построим лесенку».

Учить детей устанавливать отношения по величине между предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Декабрь

Группирование предметов по величине.

«На что похожа эта фигура?»

«Посади на свою скамеечку».

Учить детей различать геометрические фигуры по форме.

Январь

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

«Собери лепесточки».

«Зажги огоньки на елочке».

Учить детей раскладывать предметы разного цвета на две группы.

Февраль

Классификация предметов по двум свойствам (цвет и форма; размер и форма).

«Чудесный мешочек».

Развивать умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру; развивать комбинаторные способности.

Март

Уточнение представления о плоскостных геометрических фигурах.

«Бусы и флажки».

«Геометрические фигуры».

Закрепить умение находить одинаковые геометрические фигуры способами сравнения и выделения.

Апрель

Свойства бумаги.

«Смешной рисунок!»

Познакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.

Май

Рисование красками.

«Листочки на деревьях».

«Огоньки ночью».

Закрепить у детей знания цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация ребенка раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания

В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Как  обеспечить преемственность семейной модели соци...

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС.

Данная статья будет полезна работникам дошкольного образовательного учереждения,воспитывающих детишек раннего возраста. Роль сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот в...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях семейного детского сада».

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его воспри...

Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания

Здесь представлен и обоснован опыт организации адаптационных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста, работающей с использовани­ем программы «От рождения до школы»...

ЭКСПРЕСС - АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ"

ЭКСПРЕСС - АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ" Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение. Предлагаем вам ответить на вопросы ...