«Развитие двигательной и творческой активности детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания»
статья по теме

Трушкова Анастасия Финогентовна

О работе с группой кратковременного пребывания

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие двигательной и творческой активности детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

Организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья, т. к. является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Наиболее быстро ребенок развивается в первые два года жизни. В этот период формируются двигательные навыки, происходит подготовка к речевой деятельности, закладываются основы психики. Ранний возраст ребенка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах, отвечая на многочисленные вопросы. Кроме этого, в этом возрасте ребенок чрезвычайно подвижен, у него появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве.

С 2010 года активно участвую в реализации альтернативной формы дошкольного образования – Группа кратковременного пребывания детей в детском саду «Адаптационная группа «Успех». Группу посещают дети в возрасте от 1,4 года до 3 лет. Для эффективной организации деятельности группы разработала совместно с воспитателем и музыкальным руководителем рабочую учебную программу, которая рассчитана на неорганизованных детей, посещающих детский сад с родителями.

Цель моей работы с Группой кратковременного пребывания «Адаптационная группа «Успех» – обогащение детей раннего и младшего дошкольного возраста разнообразными впечатлениями, развитие активной познавательной деятельности для обеспечения их полноценного психического развития. Оптимально реализовать оздоровительное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка, позволяют следующие задачи:

  1. формирование положительного отношения к физкультурно-оздоровительным упражнениям;
  2. приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий;
  3. удовлетворять природную потребность детей в двигательной активности, используя все доступные средства физического воспитания.

Создана материально-техническая база для работы с детьми раннего возраста. При подборе необходимого инвентаря и оборудования, я исходила из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте, катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание на куб, перелезание через бревно, лазание по лестнице и т.д.

В связи с этим, для самостоятельной двигательной активности детей в спортивном зале имеется следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря: доска гладкая, гимнастическая скамейка, доска ребристая, дуги для подлезания и прокатывания мячей, кубы, дуга, мячи, игрушки-каталки, оздоровительные профилактические дорожки (массажные коврики и пр.), стопы-следы, крупные игрушки на колесах, погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки и т.д. Весь инвентарь и пособия яркие, привлекательные, и отвечают гигиеническим требованиям и правилам безопасности.

Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем, в вечернее время провожу организованную образовательную деятельность по физической культуре для малышей в игровой форме, например: «В гостях у зверят», «Петрушка», «В гости к Снеговику», «Мы едем, едем, едем…» и другие; также разрабатываю развлечения, приуроченные к праздникам и актуальным для малышей и их родителей событиям: День рождения группы, Новый год, День матери и др.

Совместно с воспитателем в тесном контакте выстраиваю сюжет физкультурной организованной образовательной деятельности, вовлекая детей (а также родителей) в мир воображения и творчества. Постепенно раскрывая сюжет, воспитатель выставляет необходимые оборудования и пособия. Вовлекаясь в игру, дети выполняют двигательные упражнения несколько раз, такой прием удобен, так как в раннем возрасте важен прием повторения. По ходу действия нередко повторяем одни и те же стихи, потешки и т.д.

Чтобы пробудить интерес к физкультурной деятельности, использую игровую форму с воображаемыми ситуациями и игровыми образами, подражательными действиями («прыгаем как зайчики», «ходим, как мишки», и др.). Конспекты организованной образовательной деятельности по физической культуре составляю по принципу игра – упражнение – игра, соблюдая все части с учетом дидактических принципов, разумного чередования физической нагрузки, точного распределения физических упражнений и игр, систематичности и повторяемости движений. Важное внимание уделяю созданию радостной непринужденной обстановки в процессе деятельности, использую веселые сюжеты, включающие разнообразные игры. Организованную образовательную деятельность строю на литературном и фольклорном материале.

Деятельность по физической культуре и подвижные игры часто сопровождаю музыкой, песенками, чтением стихов. Это поддерживает интерес малышей, облегчает выполнение трудных для них элементов упражнений, способствует творческому самовыражению. Использую в работе разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки», физкультминутки и динамические упражнения. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

В начале организованной образовательной деятельности провожу разминку с речевым или музыкальным сопровождением, требующие согласованности действий всей группы: дети и родители дружно шагают, бегают, хлопают, изображают движения в соответствии с ритмом и словами стихотворения, перевоплощаются в «зайчиков», «котят», «птиц» и других персонажей, развивая физические качества, а также воображение, фантазию. Эти задания создают положительно эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть входят игры и упражнения, позволяющие детям интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. В процессе работы использую разнообразные формы организации двигательной активности детей, провожу игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом. В организованную образовательную деятельность включаю общеукрепляющие упражнения в положении стоя, сидя, лежа, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног.

Заканчиваю образовательную деятельность по физической культуре спокойными, малоподвижными играми и упражнениями на релаксацию. Все игры и упражнения объединены сказочно-игровым сюжетом.

Создавая условия для самостоятельной двигательной активности детей, способствую развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества. Игрушки, пособия расположены так, что малыши имеют возможность проделывать дополнительные движения. Полки с игрушками расположены на разном уровне. К одной полке, чтобы достать игрушку, ребенок должен наклониться, а к другой, наоборот, потянуться, подняться на носки и т.п. Для достижения ребенком определенного объекта, привлекающего его внимания, малыша ведет дорожка прямая, извилистая (развитие координации движения), коррекционная (профилактика плоскостопия, массажная).

Пособия и игрушки имеются в достаточном количестве, однако, не слишком много, во избежание рассеивания внимания детей. В тоже время, учитывая такую особенность детей раннего возраста, как подражаемость, подбираю однотипные игрушки и спортивный инвентарь. Чтобы сохранить интерес малышей к игровой подвижной деятельности, пособия периодически меняю.

Дети усваивают движения на основе подражания взрослым, в первую очередь – маме. Одновременно показываю и объясняю упражнение, а малыши с мамой (папой/бабушкой) подражают и пытаются выполнить так же. Иногда дети теряются при выполнении некоторых упражнений с предметами (палочкой, обручем и т.д.), поэтому своевременно помогаю и подбадриваю ласковыми словами, вселяющими уверенность, усиливающими стремление выполнить действия самостоятельно.

Большое влияние на желание детей подвигаться оказывают подвижные игры. В них детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить, бегать, прыгать, лазать и т.д.

Пребывание родителей в группе позволяет им лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности, а также способствует формированию у детей умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть инициативными в разных ситуациях, а у родителей – уважительного отношения к своему ребенку, умения поддержать его, осознавать свои возможности в образовательной и развивающей работе.

Такие группы необходимы, они дают возможность безболезненно и успешно адаптировать детей к детскому саду, привить интерес к физической культуре, движениям, двигательной и творческой активности уже с раннего возраста. Взаимодействие с семьей в такой группе направлено на изменение пассивной позиции родителей на активную целенаправленную деятельность.

Литература:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в детском саду. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Г. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

5. Лазайне С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987.

6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

7. Пономарёв С.А. Растите малышей здоровыми. – М.: Спарт, 1992.

8. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

9. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника. – М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация ребенка раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания

В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Как  обеспечить преемственность семейной модели соци...

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....

Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей раннего возраста.

                 Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день.  Бережное отношение к природе, осознание в...

Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания

Здесь представлен и обоснован опыт организации адаптационных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста, работающей с использовани­ем программы «От рождения до школы»...

Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ

Цель: развитие воображения и творческой активностидетей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ....

Развитие творческой активности детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Наталия Николаевна. Я работаю с детьми первой младшей группы в МБДОУ д/с № 7. Хочу представить Вашему вниманию опыт своей работы по развитию творческих спосо...

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»...