Социализация ребенка раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Стасева Марина Владимировна

В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Как  обеспечить преемственность семейной модели социализации и социализации в  дошкольном учреждении? Мы эту проблему решаем путём реализации проекта  организации ГКП  детей, поступающих  в дошкольное образовательное учреждение, функционирующей на основе комплексного  сопровождения социальной адаптации ребёнка раннего возраста и его семьи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

"Детство - это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а насыщенная, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы. Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш” В.А. Сухомлинский

Слайд 3

С оциализация Под социализацией понимается процесс развития биологически необходимых и социально одобряемых стереотипов поведения, формирование представлений о нормах и социальных ожиданиях определенного поведения

Слайд 4

В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе - развитие предметной деятельности; -развитие общения со взрослыми; -развитие речи; -развитие игры; -приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности; -развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности .

Слайд 5

Вывод: По результатам наблюдения за детьми, в период адаптации к условиям ДОУ, мной были сделаны следующие выводы: основная масса детей, посещавших ГКП при ДОУ, легко и безболезненно прошли адаптацию к условиям детского сада, чем дети, прибывшие в ДОУ из числа неорганизованных. Об их успешной адаптации свидетельствует быстрое установление контакта и активное включение во взаимодействие с педагогами, без участия родителей, что в свою очередь говорит о правильно организованной работе с детьми раннего возраста в нашем ГКП.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Юго – Восточного окружного Управления Образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №439 «Инженерный лицей «Интелект»

Дошкольное отделение №1

Педагогический совет по теме:

«Социализация ребёнка раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания»

Педагог-психолог

 Стасева М.В.

В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Как  обеспечить преемственность семейной модели социализации и социализации в  дошкольном учреждении? Мы эту проблему решаем путём реализации проекта  организации ГКП  детей, поступающих  в дошкольное образовательное учреждение, функционирующей на основе комплексного  сопровождения социальной адаптации ребёнка раннего возраста и его семьи.

В модели развития системы ценностных ориентаций личности выделяются  три основных процесса: адаптация, социализация и индивидуализация, протекающие  одновременно. Адаптация, заключается в устранении тревоги и поддержании баланса  в системе «человек-среда», социализация отражает внутреннее принятие ценностей  значимых других, индивидуализация направлена на выработку собственной автономной  системы ценностей. Каждая, в свою очередь, включает три уровня, сформированных  этими процессами: «защитные», «заимствованные» и «автономные» ценности.

И.С. Кон выделяет несколько автономных психологических механизмов  социализации в семье: подкрепление – выработка привычки к соблюдению норм  посредством поощрения или наказания; идентификация – отождествляемая им с  подражанием; понимание, связанное с формированием самосознания.

Соответственно, для успешной социализации ребёнка раннего возраста  необходимо создать условия для устранения тревоги, формирования доверия и  уважения к сотрудникам учреждения, принятия новых ценностей и групповых норм, а  также организации среды для самовыражения и раскрытия личности воспитанника.

В практике дошкольного образования распространены три подхода к социализации  детей раннего возраста. Первый – ребёнок приходит в детский сад и остаётся без  мамы. Оставшись в новой социальной ситуации, ребёнок включает все возможные  защитные механизмы, что через некоторое время приводит к истощению резомоторной  функции организма и заболеваемости. На психологическом уровне ребёнок может  переживать ситуацию отрыва от мамы как предательство человека, к которому было  сформировано безусловное доверие. Более успешно социализацию таким способом  проходят дети с нарушенным или несформированным базовым доверием к матери.

  Второй подход – ребёнок посещает группу некоторое время вместе с мамой, при  этом в процессе адаптации испытывает меньше тревоги, осваивает пространство  группы, но в отношениях «человек-среда» формируется наблюдательная, неактивная  позиция в социальной коммуникации. Новое социальное окружение не становится  значимым, что затрудняет социализацию. В итоге, наедине с группой ребёнок тратит  меньше энергии на освоение пространства, но с ним остаётся опыт наблюдательного  отношения к социальному окружению, что также препятствует успешной социализации.

.

При поступлении детей в ГКП  проводится диагностическое  исследование с целью повышения эффективности развивающей работы с учётом  индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка, стиля межличностного  взаимодействия в семье и ценностных ориентаций родителей. Диагностическое  исследование проводят , психолог По результатам исследования  проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей.

Развивающая среда группы создается в соответствии с особенностями и  возможностями детей, содержание деятельности планируется и реализуется командой  специалистов, исходя из потребностей группы. В игровой комнате, пространство  которой организованна всестороннего интеллектуального, сенсорного, эмоционального и физического развития, находится группа детей. Педагоги и психологи присутствуют в комнате для свободной  игровой деятельности, где ребёнок играет, общается с другими детьми и  родителями в началегода, и проводят целенаправленное наблюдение за процессом межличностного  взаимодействия, результаты которого включаются в индивидуальные консультации с  целью совершенствования психолого-педагогической компетентности родителей.

Дети осваивают пространство группы и простые правила взаимодействия, устанавливают эмоционально-положительный контакт с «новым» взрослым (педагогом), развивают игровые умения и навыки и пр. Создаются условия для приобретения  детьми навыков, необходимых для успешной социализации: игры «рядом и вместе» со  взрослыми и сверстниками, общение, следование простым правилам и пр.

В условиях функционирования ГКП» родителям предоставляется  возможность общаться между собой, получать необходимую информацию об  особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции и др. В группе получают развитие  различные социальные ситуации: ребенок не хочет делиться игрушкой, сердится на  другого, капризничает и пр

Доброжелательная и поддерживающая атмосфера в группе позволяет    детям чувствовать себя увереннее, повышать самооценку.

Режим работы группы предполагает работу на кругу (в начале и конце рабочего  времени

Специалисты проводят занятия с родителями по основным вопросам семейной  педагогики и психологии: игры с ребёнком, развитие и здоровье детей, вопросам  взаимоотношений детей и родителей, особенностям воспитания детей разного пола и  т.д. Родители могут получать консультативную помощь специалистов, работающих с  детьми раннего возраста: психолога, логопеда, воспитателя по  физической культуре, музыкального руководителя,  педагога ДО,старшей медицинской сестры.

Воспитатели проводят развивающие занятия с детьми и родителями: музыкальные, физкультурные, занятия по изобразительной деятельности и развитию  речи.

Таким образом, оказывается помощь детям 2-3 лет в, что   способствовует  лучшей социальной адаптации  ребёнка и его семьи в детском саду.   Для дошкольного образовательного учреждения обеспечивается:

  • Возможность формирования позиции активного сотрудничества родителей между собой и с сотрудниками образовательного учреждения;
  • Формирование ответственной позиции родителя как воспитателя своего ребенка;
  • Формирование доверия у родителей к детскому саду («развенчание родительских мифов»).

Проводится мониторинг социальной успешности воспитанников в период пребывания  в ДОУ. Результаты первичной диагностики по прогнозу социальной адаптации  используются в составлении индивидуальных программ комплексного сопровождения  развития детей раннего возраста, поступивших в дошкольное учреждение. В  завершении реализации плана работы группы проводится контрольная диагностика, которая повторяется в  конце учебного года, вносятся коррективы в  индивидуальные образовательные программы сопровождения, что даёт представление  об устойчивости достигнутых результатов формирования успешной социализации.

Список литературы

  1. Кон, И.С. Социология личности. [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. – 383 с.
  2. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. [Текст] / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....

Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания

Здесь представлен и обоснован опыт организации адаптационных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста, работающей с использовани­ем программы «От рождения до школы»...

Статья на тему "Адаптация детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания"

Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещения ребенком дошкольной образовательной организации (ДОО) также может сопровождаться сложностя...

Доклад "РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ"

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития коррекционного образования. Ее цель — приобщить «особых» детей ...

Деятельность педагога-психолога в системе комплексного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности «Особый ребенок»

Система психолого-педагогического  сопровождения воспитанников с ОВЗ – это практически значимая форма работы команды специалистов (учителя-дефектолога, учителей-логопедов, педагогов-психоло...