Статья на тему "Адаптация детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания"
статья (младшая группа)

Лопухина Валентина Сергеевна

Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещения ребенком дошкольной образовательной организации (ДОО) также может сопровождаться сложностями. Для их минимизации и исключения негативных последствий, к которым они могут привести (нежелание ходить в детский сад, стойкое стрессовое состояние и т. д.), педагогам и родителям следует обращать внимание на особенности адаптационного периода к ДОО, а также способствовать скорейшему протеканию этого периода. Правильно организованный адаптационный период способен значительно облегчить этот процесс и для ребенка, и для его родителей, и для педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания

Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещения ребенком дошкольной образовательной организации (ДОО) также может сопровождаться сложностями. Для их минимизации и исключения негативных последствий, к которым они могут привести (нежелание ходить в детский сад, стойкое стрессовое состояние и т. д.), педагогам и родителям следует обращать внимание на особенности адаптационного периода к ДОО, а также способствовать скорейшему протеканию этого периода. Правильно организованный адаптационный период способен значительно облегчить этот процесс и для ребенка, и для его родителей, и для педагогов.

Вопросы адаптации к ДОО возникают у любого ребенка, поступающего в группу детского сада, но наиболее актуальны они для впервые набранных групп, в которых все дети только начинают посещение детского сада, т. е. для детей раннего возраста. Именно для категории детей этого возраста существует такая вариативная форма работы в ДОО, как группа кратковременного пребывания, которая позволяет организовать постепенное привыкание воспитанников к детскому саду.

Под группой кратковременного пребывания (ГКП) понимается особая форма, созданная в ДОО для детей раннего дошкольного возраста и предусматривающая их кратковременное нахождение в ДОО (до 5 часов подряд). Именно благодаря небольшому количеству времени, на которое ребенок попадает в детский сад, при посещении ребенком ГКП происходит постепенная смена домашней обстановки на социальную среду детского сада. В течение пребывания в ДОО дети активно вовлекаются в социокультурную деятельность, при этом не происходит длительного болезненного расставания с родными, в первую очередь с мамой. Исследователи отмечают значимость такой формы работы для детей дошкольного возраста, в частности, по мнению И. В. Голенковой, «такие группы, способны корректировать процесс социальной адаптации дошкольников».

Для успешного осуществления адаптации ребенка к ДОО важную роль играют соблюдение некоторых условий. Среди них можно назвать следующие:

– наличие небольшого количества детей,

– внимание к каждому дошкольнику,

– плавное увеличение времени посещения сада,

– умение педагогов заинтересовать ребенка,

– наличие организованной развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей возрастные интересы детей,

– активизация взаимодействия детей друг с другом,

– осуществление разнообразных игр для дошкольников (на снятие эмоционального напряжения, на сближение детей, на развитие познавательных процессов, на развитие физических способностей и т. д.);

 – осуществление работы по ознакомлению детей с различными помещениями группы и детского сада и их назначением.

Группа кратковременного пребывания успешно может выполнить эти условия, благодаря чему ребенок адаптируется легче, у него формируется привычка и положительное отношение к необходимости ежедневно посещать группу детского сада.

Благодаря посещению ребенком ГКП, он не только максимально безболезненно привыкает к ежедневному нахождению в детском саду, данная форма позволяет осуществлять адаптацию ребенка к последующему, более длительному, присутствию в группе полного дня. Приходя каждый день в группу кратковременного пребывания, дети привыкают к новому помещению, воспитателю и различным педагогам, другим детям, к действующим в детском саду правилам, особенностям распорядка дня и т. д. Такая подготовка позволяет ребенку при последующем посещении ДОО в группе полного дня комфортно ощущать себя в группе сверстников, уметь общаться с ними и с педагогами, т. е. решает многие вопросы социализации. Также в условиях ГКП дети привыкают к соблюдению многих режимных моментов, что облегчает их реализацию в последующем (дети знакомятся с организацией таких компонентов, как зарядка, музыкальное занятие, прогулка, непосредственно образовательная деятельность — лепка и рисование, учатся соблюдать на них требования педагогов). Большое значение имеет группа кратковременного пребывания и для развития самостоятельности дошкольников, совершенствования у них элементарных навыков самообслуживания (дети учатся мыть руки, пользоваться туалетной комнатой, самостоятельно одеваться и раздеваться и т. д.) Формирование данных навыков должно происходить в первую очередь в семье, однако зачастую многие дети младшего дошкольного возраста не обладают ими в необходимом объеме, что делает их пребывание в саду менее комфортным и требует от педагогов большого количества времени для организации любого процесса (например, помыть руки после прогулки каждому ребенку требует гораздо больше времени, чем проконтролировать процесс мытья рук детьми самостоятельно). Таким образом, группа кратковременного пребывания позволяет также решить существующую в настоящее время проблему недостаточной подготовки детей к посещению в ДОО в части отсутствия у детей необходимых навыков самообслуживания.

Следует также отметить, что в процессе посещения ГКП развивается и совершенствуется в том числе и иммунная система ребенка. В первый год посещения ребенком детского сада дети часто болеют в связи с незащищенностью иммунитета и большим количеством потенциальных вирусных угроз при расширении круга социального взаимодействия. Группы кратковременного пребывания характеризуются меньшей наполняемостью, чем группы полного дня, и посещающие их дети не столь часто переносят инфекционные заболевания, однако взаимодействие микрофлор позволяет иммунной системе подготовиться и в дальнейшем успешно противостоять болезням.

Важным является также то, что в процессе посещения ребенком ГКП педагоги могут полноценно взаимодействовать с семьей дошкольника, и это благоприятно отражается на процессе воспитания. Многие родители не знакомы с теми требованиями, которые предъявляются в детском саду к воспитанникам, в связи с чем не способны полноценно подготовить их к посещению ДОО (например, необходимость соблюдать определенный режим дня, правила поведения за столом, на прогулке и т. д.) В этих условиях ГКП позволяет взаимодействовать родителям и педагогам как педагогическим партнерам, что, как отмечает И. В. Кощиенко, «направлено на выработку и реализацию единых подходов к воспитанию и образованию дошкольника» Таким образом, знакомство родителей с особенностями пребывания ребенка в детском саду также способствует адаптации ребенка к ДОО благодаря созданию сходных условий и предъявлению аналогичных требований в домашней обстановке.

Таким образом, благодаря гибкости организации данной формы работы с детьми, в условиях группы кратковременного пребывания может наиболее быстро и плавно пройти период адаптации ребенка к ДОО. Это связано с тем, что ГКП способствует, в первую очередь, созданию психологически комфортных условий нахождения ребенка в ДОО, а также направлена на развитие социализации и формирование навыков самообслуживания, совершенствование иммунной системы дошкольника. Кроме того, благодаря посещению ребенком ГКП, устанавливаются тесные связи с семьями дошкольников как с партнерами педагогического воздействия, что позволяет и обучить родителей правильным действиям для помощи своим детям в процессе адаптации. Можно сказать, что такая форма дошкольного образования без ущерба для привычной формы полноценного пребывания ребенка в детском саду позволяет облегчить протекание процесса адаптации к ДОО. Это делает посещение детского сада комфортным для ребенка, удобным для родителей и оптимальным для педагогов, а в целом направлено на повышение качества дошкольного образования.

Несомненно, что для осуществления адаптации ребенка к ДОО в рамках ГКП недостаточно только разработки и внедрения в деятельность детского сада данного вида групп. Данное направление педагогической деятельности включает в себя также совершение регулярного мониторинга функционирования таких групп, разработку и апробацию рабочих программ и оценку их результативности. Это позволит обнаружить эффективность реализуемой образовательной деятельности, а также определить ее возможные риски и неожиданные эффекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...

Развитие вариативных форм дошкольного образования (организация работы в группе кратковременного пребывания воспитанников)

Организация и функционирование группы кратковременного пребывания является поддержкой государственной политики в сфере дошкольного образования в части обеспечение детей доступным дошкольным образовани...

Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования на примере функционирования групп кратковременного пребывания"

В статье расрывется модель органзации дополнительного образования в дошкольных учреждениях...

Статья "Механизм адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации"

Статья позволит познакомиться педагогам с механизмом адаптации к детскому саду...

Доклад "РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ"

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития коррекционного образования. Ее цель — приобщить «особых» детей ...