Статья "Механизм адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации"
статья (младшая группа)

Статья позволит познакомиться педагогам с механизмом адаптации к детскому саду 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptatsiya.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Механизм адаптации детей раннего возраста

к дошкольной образовательной организации.

Что такое адаптация?

Адаптация- способность организма приспосабливаться ребенку к новой среде и изменившимся условиям.

Приходя первый раз в детский сад, ребенок испытывает стрессовое состояние. Дома с родителями он чувствует себя спокойно и уверенно, а в детском саду меняются его жизненные  условия.  Ребенок включается в сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Ребенок вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых. Стрессовое состояние, в котором находится ребенок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями: переживанием, страхом, тревожностью , нарушением сна, ухудшением самочувствия, снижением аппетита, частую смену настроения. Родители не всегда осознают, что , приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Родители испытывают тревогу за своего ребенка и ребенок чувствует это.

Адаптационный процесс- это сложное явление, во время которого поведение ребенка может кардинально меняться. По мере5 привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

  1. Легкая адаптация:
  • временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
  • аппетит ( норма по истечении 10 дней);
  • неадекватные, эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
  • характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
  • функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
  1. Средняя адаптация:

Все нарушения выражены более и длительно:

  • сон, аппетит (восстанавливаются в течение 20-40 дней);
  • ориентировочная деятельность (20 дней);
  • речевая активность (30-40 дней);
  • эмоциональное состояние (30 дней);
  • двигательная активность, претерпевающая значительные изменения приходит в норму за (30-35 дней);

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.

Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

  1. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев)

Сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.

  • снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении);
  • резким нарушением сна, ребенок избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться;
  • отмечается проявление агрессии;
  • подавленное состояние в течении долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения);
  • обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.

При тяжелой адаптации, как правило дети заболевают в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4.Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, -стоит ли ребенку оставаться в детском саду именно в этом возрасте, возможно, стоит подождать. Однако как бы мы не готовили ребенка к детскому саду, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

Трудности в адаптации:

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда:

Ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желанием. Нарушен режим дня, повышен уровень тревожности у родителей. Наличие у ребенка своеобразных привычек, неумение ребенка занять себя игрушкой. Отсутствие у ребенка элементарных культурно-гигиенических навыков. Тип темперамента: ребенка флегматичный или меланхоличный (они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада. Не могут быстро собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой). Если ребенка наказывают «садиком» («Вот пойдешь в садик, там тебя заставят»).

     Как адаптировать ребенка к детскому саду?

Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была максимально безболезненной, взрослым нужно создавать благоприятную, психологическую атмосферу вокруг ребенка.

Формировать позитивные установки на детский сад, положительное отношение к нему (рассказы ребенка, похвала). Вселить в ребенка чувство уверенности мамы, он автоматически начинает с большим доверием относиться к незнакомому месту. (Мама может сказать, что надо позвонить бабушке и рассказать какой Миша стал совсем большой и пошел в детский сад). Соблюдать режим дня в домашних условиях (сон-бодрствование, кормление и.т.д). Делать рацион питания дома схожим в детском саду. Давать с собой в сад любимую игрушку, так как это дает ребенку чувство безопасности. Читать сказки на ночь, играть совместные игры с ребенком дома в «Детский сад». Часто обнимать, поглаживать ребенка. Одевать максимально удобно в ту одежду, которую «не жалко» испачкать. Постепенно увеличивать время нахождения ребенка в детском саду. При этом маме не стоит постоянно находиться возле ребенка, иначе малыш привыкнет, что мама всегда рядом и когда она уйдет, начнет еще сильнее переживать. Родителям демонстрировать пример социального поведения (раз мама делает что-то для других детей, значит они тоже хорошие. Пример: поднимает упавшую игрушку другого малыша и.т.д).Не следует поощрять ребенка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться.  Если ребенок утром плачет при расставании с мамой, нужно проанализировать, может ему с папой, или с другими родственниками расставаться будет легче. Придумать ритуал прощания с ребенком, короткий, не затянутый (спокойный, убедительный, с указанием времени прихода «после обеда» и т.д). Встречать ребенка с правильным заданным вопросом: «Что тебе сегодня понравилось в детском саду?». Что тебя удивило в садике? С кем ты сегодня играл?». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Представлен опыт работы с семьями воспитанников, поступающих в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО...

Аналитический отчет за период 2013-2015гг воспитателя группы раннего развития «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за 2013 – 2015 г. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

«Новые подходы к адаптации детей раннего возраста дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема : Внедрение инновационных технологий «Песочная терапия» как средство комфортной адаптации  детей раннего возраста к дошкольной организации...

тезисы по теме игротерапевтические упражнения, направленные адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации

Кочнева Н. В.Дошкольное образование 44.02.01Студентка ГБПУ СОЖужгова А. А.ГБПОУ СО Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в м...

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».

Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1.     Понятие – режиссерские игры2.     Стадии развития ...