Главные вкладки

    «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
    статья (младшая группа) по теме

    Емельянова Танзиля Раильевна

    Тема : Внедрение инновационных технологий «Песочная терапия» как средство комфортной адаптации  детей раннего возраста к дошкольной организации

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Детский сад № 5 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга. Воспитатель: Емельянова Танзиля Раильевна.

    СТАТЬЯ: «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО» – система создания комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к детям раннего возраста.

    ТЕМА: Внедрение инновационных технологий «Песочная терапия» как средство комфортной адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации.

    Актуальность

    Игра с песком или с другим сыпучим материалом - это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

    Пример: песочница. Дети могут быть заняты песком часами. Песок динамично сыплется, приятен на ощупь, обладает массажным эффектом. Подсвеченный на световом столе, песок дает градиенты теней, создавая фантастические художественные эффекты.

    Эти замечательные свойства, дающие широкий простор для творчества и фантазий, можно успешно использовать в терапевтических и воспитательно-обучающих целях.

    Основные цели занятий с песком

    Игры с песком:

    • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощают негативную энергию;
    • снимают мышечную напряженность, оказывая мощное расслабляющее и антистрессовое воздействие за счет микромассажного эффекта;
    • помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде;
    • способствует адаптации к детскому саду;
    • стимулирует исследовательскую деятельность, изучение новых возможностей материала;
    • развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность рук;
    • способствует равноценному развитию обоих полушарий головного мозга, активизирует межполушарные взаимодействия;
    • развивает речевые возможности;
    • преодолевает комплекс плохого художника.

    Адаптационные игры и занятия в песке

    Игры в песок, особенно для малышей, являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

    • Педагоги младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.
    • Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему все нормы и правила поведения в группе.
    • Так же педагог естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

    В свою очередь для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актёра, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.

    Показания: показано всем! Особенно: гиперреактивность, задержка развития, речевое отклонения, повышенная тревожность, аутизм.

    Противопоказания: Кожные заболевания, травмы кожи. Эпилепсия.

    Таким образом, в период адаптации ребенка к жизни в детском саду игра-обучение в песке способствует решению следующих задач:

    1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между педагогом и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет его «базисное доверие к миру».
    2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, так же испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
    3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более быстро и осмысленно осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
    4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребёнок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию «Расставание с родителями, встреча с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
    5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

    Описание содержания представленного опыта

    Виды песочной терапии:

    • sandplay (юнгианская песочница)
    • Kinetic sand (кинетический песок)
    • Sand Art (рисование песком на световом планшете)

    Описание содержания представленного опыта

    Все игры по песочной терапии делятся на три направления:

    - обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь.

    - познавательные игры – с их помощью мы помогаем познать всю многогранность нашего мира.

    - проективные игры – с их помощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка.

    Используются следующие упражнения:

    • «Песочные человечки» - рисуем ручками на песке
    • «Игрушки-потеряшки» - ищем игрушки в песке
    • «Маленький художник» - рисуем пальчиками на песке
    • «Матрёшки» - выкладываем на песке контуры предметов и геометрических фигур из камешков и других природных материалов (шишки, желуди)
    • «Горки» - строим высокие и низкие горы из песка
    • «Речка и ручеек» - строим широкие и узкие канавки в песке
    • «Мышонок» - прячем ладошки в песок, а потом находим
    • «Поваренок» - учимся пользоваться формочками
    • «Следы» - создаем отпечатки своих ладошек, пальчиков, а также с использованием фигурок животных
    • «Познавайка» - проигрывание различных ситуаций, историй.

    Практическая значимость

    Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества. Они до сих пор доставляют удовольствие и взрослым, и детям.

    Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья.

    Обратите внимание на то, как детям нравится трогать песок, пересыпать его совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создаёт умиротворённое настроение, гасит негативные эмоции.

    Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.

    И самое главное, игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психолог и воспитатели младших групп используют игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

    Взрослый через игру с ребенком в песочнице ненавязчиво сообщает ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем осуществляют психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучают его социально приемлемым способам нервной разрядки.

    В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка раннего возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Статья посвящена организации  работы  с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении с учетом ФГОС....

    презентация на тему "Новые подходы в воспитании детей раннего возраста"

    "Развивающая среда для детей в группах раннего возраста"...

    Новые подходы к адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

    Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия.  Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэ...

    Здоровьесберегающий подход к адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ.

    Здоровьесберегающий подход к адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....

    "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ в условиях ФГОС ДО"

    Адаптация детей раннего возраста к ДОУ в условиях ФГОС ДО...

    АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

    Адаптация к детскому саду – это сложный процесс, сопровождающийся для ребёнка стрессом и другими негативными последствиями. Огромную роль для решения этой задачи играет правильно организованная ...

    Методическая разработка на тему"Новые подходы к адаптации детей раннего возраста"

    Первые годы жизни – начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. В последнее время повышение возрастного порога посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет. Своевременно...