Главные вкладки

    Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка раннего возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
    статья (младшая группа) на тему

    Статья посвящена организации  работы  с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении с учетом ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx25.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Для достижения наиболее высоких результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья необходимо участие семьи, родителей. В семье ребенок лучше развивает свою личность, раскрывает потенциальные возможности. Семья является естественной средой, в наибольшей степени, влияющей на развитие ребенка, раскрытие его индивидуальности.

    Для ребенка раннего возраста  с ограниченными возможностями здоровья семья и детское образовательное учреждение являются основной средой развития. Речь маленького ребенка формируется в общении с взрослыми. И очень важно, чтобы это общение, с самого раннего возраста, было грамотным, логичным, последовательным, доступным по возрасту. Научить такому общению, создать единое речевое пространство – является ключевым аспектом взаимодействия учителя-логопеда и семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ. Однако многие родители недооценивают важность семейного воспитания, тем самым замедляя или останавливая процесс развития ребенка.  В этой связи большое внимание надо уделять организации работы с родителями. Задачей специалистов является установить партнерские, диалоговые взаимоотношения, знакомить родителей с основными факторами и условиями благоприятного психологического развития ребенка на данном возрастном этапе. Надо терпимее относиться к фактам несовершенства и неосведомленности семьи  в вопросах речевого развития, обучения и воспитания ребенка. Необходимо вызывать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать со специалистами в вопросах диагностики, педагогической поддержки, профилактики возрастных проблем. Период раннего детства сопровождается изменениями в развитии  и поведении малыша. Взрослые сталкиваются с определенными проблемами и далеко не всегда выбирают правильные формы реагирования. Очень важно помочь родителям овладеть необходимыми знаниями, умениями.  При этом специалисту важно знать особенности воспитания, семейный микроклимат, взаимоотношения между ребенком и взрослыми.

    Но в целом, анализ практики показывает, что в целом работа с родителями детей раннего возраста проводится формально и односторонне. Литература, касающаяся вопросов развития и воспитания детей 2-3 лет, часто носит теоретический характер, сложна для восприятия.

    Главным и труднопреодолимым препятствием в развитии, обучении и воспитании детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья является их тяжелая адаптация к детскому саду, проживание возрастного кризиса развития, сопровождающиеся частыми болезнями и эмоциональными стрессами детей. Следует уделять серьезное внимание проблемам организации жизнедеятельности ребенка  в условиях семейного воспитания, развитию навыков осознанного отношения родителей к возникающим проблемам. Организация работы с семьей должна осуществляться в условиях реализации ФГОС. В документе уделяется большое внимание сотрудничеству детского сада с семьей. Необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Надо создать условия для непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников направлено на решение следующих задач:

    • Формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
    • Вовлечение родителей в образовательно-коррекционный процесс;
    • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
    • Повышение уровня педагогической компетенции родителей;
    • Объединение усилий для развития и коррекции воспитанников;
    • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки родителей;

     В связи с вышеизложенным  неизбежно встает вопрос о том, как организовать работу с семьей  в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении, какие знания в первую очередь необходимы родителям?

    На начальном этапе взаимодействия с семьей педагогам необходимо тщательно планировать работу. Первичное знакомство родителей  с ДОУ и педагогами группы необходимо начинать с проведения родительского собрания и лекции на тему «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ». Чтобы выявить наиболее актуальные проблемы для родителей, их настрой и ожидания, целесообразно провести анкетирование и тестирование, анализ социального состава родителей, а так же установить тип семейного воспитания.

    Затем начинается работа по обследованию состояния речевых и неречевых психических функций у детей. Ведется оценка индивидуального развития каждого ребенка с целью его индивидуализации образования, построения образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития.

    Далее на индивидуальных беседах-консультациях происходит знакомство родителей с результатами диагностики  (индивидуальный коммуникативный профиль ребенка). Необходимо помочь родителям  своевременно увидеть  проблемы в психоречевом развитии своего ребенка и обратиться к специалистам за помощью. Важно создать атмосферу общности интересов, информационной поддержки родителей. Создание странички группы в социальной сети «В контакте» дает возможность осуществлять постоянную 2-стороннюю связь педагога с семьей. Наличие рубрики «Вопрос - ответ» позволяет родителю в любое время задать педагогу вопрос или получить рекомендацию. Педагог или родитель имеет возможность провести опрос-голосование по решению какого-либо вопроса. Учитель-логопед имеет возможность проинформировать родителей о текущей лексической теме. Специалист всегда может отследить, кто из родителей ознакомился с информацией, а кто -  нет. Родители всегда в курсе учебного процесса. Родители имеют возможность просматривать фото и видео сюжеты занятий, праздников, прогулок. У специалиста есть возможность дистанционно управлять коррекционно-образовательным процессом (индивидуальные консультации в виде личных сообщений). Особенно удобно для болеющих детей. Удобная форма по обмену информацией между педагогом и родителями. На дальнейших этапах взаимодействия с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении используются следующие формы работы:

    • индивидуальные беседы и консультации;
    • обучающие семинары, тренинги, педагогические мастерские для родителей;
    • демонстрация родителям видео индивидуальных и подгрупповых  логопедических занятий;
    • проведение логопедических досугов совместно с родителями;
    • регулярное использование проектной деятельности с активным привлечением родителей;
    • проведение совместных праздников с чаепитиями;
    • использование информационных стендов;
    • использование ИКТ;
    • совместные выездные экскурсии в выходные дни (ферма домашних животных, пожарная часть и др.).

     Принципы взаимодействия педагога с родителями:

    • доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
    • индивидуальный подход;
    • сотрудничество, а не наставничество;
    • серьезная подготовка;
    • динамичность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

    «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

    1. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»2.  Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного...

    Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Аспекты взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

    "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»".

    Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пр...

    Презентация на тему "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и ...

    Педсовет Тема: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

    Цель: Совершенствование работы ДОУ и  семьи по вопросам правового воспитания дошкольников и повышения правовой компетенции родителей.1.    « Детский сад и семья на защите пра...