Главные вкладки

    "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»".
    статья (старшая группа) по теме

    Кудайбергенова Светлана Васильевна

    Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Кудайбергенова С. В., БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – Детский сад №394»

    «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

    Аннотация: Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности.

    Ключевые слова: взаимодействие, семья, ФГОС ДО, детский сад, семейное воспитание, педагогическая культура.

    Annotation: The important now is the implementation of the principle of openness of kindergarten for parents. New approaches to the interaction of teachers and parents: the transition from cooperation to exchange information and promote pedagogical knowledge to cooperate as a teacher interpersonal communication with parents dialogical orientation.

    Keywords: interaction, family, FGOS DO, kindergarten, family education, pedagogical culture.

    Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию.

    Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе. ДОУ - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников [4, 85]. 

    Российское дошкольное образование в настоящее время переживает переломный период. Поводом для этого являются изменения в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

    ФЗ предусматривает решение многоплановых сложных задач, связанных с реализацией ФГОС ДО. Важная роль принадлежит семье. Согласно статье 44 ФЗ впервые определены права и обязанности, а также ответственность родителей за образование ребенка. Учитывая это, необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие родителей с дошкольным образовательным учреждением (далее ДОУ). Такое взаимодействие будет направлено на создание единого образовательного пространства «семья - детский сад».  Это партнерство должно стать равноправным, а заинтересованность в нём – взаимной [1]. 

    Перед ДОУ встают новые задачи, которые предполагают тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, а также его открытость.

    Существует несколько направлений, которые помогают решить проблему вовлеченности родителей в образовательный процесс:

    1) Ознакомить педагогов с различными формами работы с родителями, а также с работой в коллективе детского сада, направленного на взаимодействие с семьей.

    2) Повысить педагогическую культуру родителей.

    3) Привлечь родителей в деятельность ДО, а также осуществлять совместную работу «родители – воспитатели» [5, 97].

    Наладить партнерские отношения с с семьей каждого воспитанника является одной из главных задач работы воспитателя. Важно объединить усилия с родителями для дальнейшего воспитания и развития детей. Стоит не забывать об атмосфере взаимопонимания, общности интересов и эмоциональной взаимной поддержки, которые стоит наладить воспитателю с семьей ребенка.

    Существует несколько принципов взаимодействия воспитателя с родителями, которые являются залогом успешного сотрудничества:

    - доброжелательный стиль общения;

    - индивидуальный подход;

    - сотрудничество (а не наставничество)

    - тщательная подготовка к любому мероприятию;

    - динамичность [2, 132].

    Что касается самого воспитанника, то ФГОС ДО напоминает нам о главных его особенностях в этом возрасте. Центральным новообразованием дошкольного возраста - является воображение. Ребенок должен уметь воображать и фантазировать. Также, немаловажным в таком возрасте являются эмоции. Эмоции называют центральной психической функцией дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте ребенок обретает способность управлять собственными эмоциями. Он учится контролировать свои эмоции. С их помощью ребенок может «запускать» какую-то деятельность, а может, наоборот, задерживать ее начинание. Эмоции постепенно становятся предметом сознания ребенка. Формируется способность сопереживать. Ребенок приобретает навык хорошего понимания эмоций другого человека, который называется – эмпатия. Помимо этого, общение и взаимодействие тоже являются важными новообразованиями. Можно без преувеличения сказать, что в дошкольном возрасте ребенок проходит университеты общения. У него появляются первые симпатии и антипатии, он приобретает навыки личностного и делового взаимодействия, он учится управлять своим общением. Благодаря общению у ребенка формируется психологическая и личностная готовность к школьному обучению [3, 38].

    Принятый ФГОС снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» ДО. Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба векторы увязаны воедино. За последнее двадцатилетие мир детства утратил многое, из того, что придавало ему самобытность. Поэтому Стандарт создан, в первую очередь, для того, чтобы вернуть ребенку детство. Не стоит забывать, что дети развиваются в игре.

    В последнее время прошла незаметная революция. Поменялся социальный статус дошкольного детства. Теперь, по всем новым логикам, оно становится важнейшим этапом государственного образования. Одинаковой значимости, как и школьный период.

    Наша задача создать определенную доктрину развития дошкольного детства. В ней должны совместно благоприятно «уживаться» государство, семья и работники образования. Стоит помнить, что ориентир нужно держать на законы личностного и психического развития ребенка.

    Подводя итог, мы можем сделать вывод, что от полноценного участия родителей в жизни дошкольного учреждения зависит многое в педагогическом процессе. Самый большой плюс в этом получают дети. Они узнают много нового, учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих родителей, а также бабушек и дедушек. В свою очередь педагоги получают возможность лучше узнать семьи своих воспитанников. Им выпадает возможность понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

    Литература:

    1. Глушко Н.В. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников на этапе введения ФГОС ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/11/vzaimodeystvie-pedagogicheskogo-kollektiva-s-semyami-vospitannikov-na
    2. Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. – М.: Белый ветер, 2007. – 192 с.
    3. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 80 с.
    4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.-1997, 183 с.
    5. Цветкова Т.В. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

    1. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»2.  Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного...

    Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Аспекты взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

    Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО

    Статья раскрывает основные аспекты взаимдействия с семьей в условиях современного детского сада, определяет основные трудности и барьеры, а также рассказывает о возможных путях выхода их них....

    Презентация на тему "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и ...

    Педсовет Тема: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

    Цель: Совершенствование работы ДОУ и  семьи по вопросам правового воспитания дошкольников и повышения правовой компетенции родителей.1.    « Детский сад и семья на защите пра...

    Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДОВ настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период.Новые задачи встающие перед ДОУ, предполагают ...