Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
проект (младшая группа) на тему

Назаркина Марина Витальевна

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работают специально обученные педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих, не торопитесь с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Бесспорно, родители лучше всех других знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубоко представления о жизни ребенка в детском саду о созданных там условиях воспитания и обучение. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привык к определенному режиму, к способу кормления, укладывании, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Актуальность: От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом успешного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optimizatsiya_adaptatsii_detey_rannego_vozrasta_k_dou.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района № 23 «Ромашка»

Информационный проект

«Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

организация  адаптации к условиям детского сада  детей от 2 до 3 лет.

Срок реализации   01.09.2015 г.- 01.12.2015 г

Автор проекта:

Назаркина Марина Витальевна,

воспитатель первой

квалификационной категории

с. Тарасовка 2015 г.

  1. Проблема, на решение которой направлен проект

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от латинского слова «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, физиологическом.

Приспособление организма детей проходит в следующих направлениях:

  • к новым условиям социального существования,
  • к новому режиму сопровождается изменениями:
  • поведенческих реакций ребенка,
  •  расстройством сна,
  • аппетита.

Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка. Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это:

  • возраст ребенка;
  • состояние здоровья;
  • уровень развития;
  • характеристика нервной системы;
  • умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

В связи с этим, в работе воспитателя необходимо определить основные критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации:

  • эмоциональное состояние;
  • поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;
  • особенности аппетита;
  • особенности периода засыпания и сна;
  • отношение к предметному миру и игрушкам;
  • речевая активность;
  • двигательная активность;
  • общее состояние организма;
  • взаимодействие со взрослыми;
  • взаимодействие со сверстниками.

 У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду. Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям детского сада являются:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
  • наличие у ребенка своеобразных привычек,
  • неумение занять себя игрушкой,
  • отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
  • отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

 Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.  

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослыми необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.  Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является работа с родителями, вовлечение семьи в процесс адаптации детей в ДОУ.  Именно в тесном сотрудничестве с родителями, возможно, создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка. В  период адаптации активно используются  разные виды  консультаций для родителей. Их  целью является:

  • обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • решение проблем адаптационного периода;
  • создание комфортных «домашних» условий пребывания в детском саду;
  • личностное развитие детей раннего возраста;
  • создание дома режима приближенного к детскому саду.

2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками и др. создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Многолетние исследования показали: существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, при этом ведущая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит взрослому. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и уровень социализации ребенка. Важную роль играет формирование таких черт личности, как уверенность в себе, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре, умение устанавливать социальные связи со взрослыми, умение общаться со сверстниками.              

Цель проекта – социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.

Задачи проекта 

  1. Изучить готовность детей к поступлению в детский сад и по её анализу прогнозирование степени адаптации детей к ДОУ.
  2. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.
  3. Поддерживать положительное эмоциональное состояние всей группы детей и каждого ребёнка.
  4. Сохранение аппетита, хорошего сна.
  5. Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье.
  6. Создание оптимальных условий для развития ребенка.
  7. Определение индивидуального плана педагогического сопровождения ребенка в период адаптации.
  8. Освоить педагогами  игровой технологией организации воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста.
  9. Установить контакт с родителями, повысить их педагогическую компетентность.

Критериями, измеряющими результат можно  назвать спокойную и быструю адаптацию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения и раннюю социализацию детей в группе.  

Положительный эффект при реализации проекта:

  • На основе проведенных мероприятий с родителями  ребенок будет готов к приходу в группы ДОУ.  На наш взгляд, готовность к детскому саду  ребенка  улучшиться, благодаря  знакомству родителей заранее и во время адаптации с организацией воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста. И будет выражена в следующих компонентах: коммуникативная готовность, познавательная готовность, самостоятельность в выполнении действий, эмоционально-положительное отношение к детскому саду.  
  • Появление у педагогов  ДОУ мотивационной и профессиональной готовности к поиску и внедрению новых эффективных методов обновления содержания воспитания и образования детей раннего возраста в условиях адаптации детей.  
  • Получение педагогических и психологических знаний родителями, а так же создание  мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ.
  • В результате реализации проекта будет создано единое образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений родителей, детей раннего возраста  и педагогов детского сада.
  • В результате реализации проекта собранные материалы  могут быть использованы в других ДОУ.  

  1. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

Сроки реализации проекта: с 15.09.2015 по 15.12.2015 года.

Состав участников проекта:

  • Дети раннего возраста с 2 до 3 лет;
  • Родители детей;
  • Воспитатель (первая квалификационная категория, 17 лет педагогического стажа)

Этапы проекта:

Этап

Цель

Сроки

Содержание

       Постановочный                        

  1. Знакомство с темой, назначением и длительностью работ. Сознательное принятие ответственности за свой выбор. Планирование работы.              
  2. Проведение мониторинга  готовности детей к поступлению в ДОУ.
  3. Сбор информации о детях от родителей и других близких ему людей, а так же выявление уровня педагогической компетенции родителей.
  4. Приобретение дидактического и методического материала

15.08.15 – 01.09.15

  • Распределение обязанностей.
  • Определение форм работы с детьми и родителями.
  • Определение сроков периодичности работы  с детьми и родителями.
  • Определение критериев и показателей адаптации детей к ДОУ.
  • Определение формы  оформления материалов

Исследовательский

Выявление уровня адаптации и ранней социализации детей раннего возраста.

01.09.15 –

01.10.15

Проведение диагностики.

Основной

  • Реализация психолого-педагогических программ и технологий в работе с детьми раннего возраста;
  • Реализация работы с родителями

01.10.15 –

01.12.15

  • Выполнение творческих  мероприятий и оформление материала.
  • Педагогическое сопровождение адаптации всей группы и каждого ребенка.

Оценочный

  • Проведение психолого-педагогического обследования развития детей;
  • Осуществление реализации проекта в сообществе родителей, педагогов, детей;
  • Анализ полученных результатов;
  • Определение  плана мероприятий дальнейшей работы после завершения проекта;
  • Обобщение полученного опыта работы.
  • Осуществление презентации опыта в виде творческого отчета и методических материалов.

01.12.15 –

15.12.15

  • Определение проблем  и путей  их решения.
  • Определение  достижений и их обобщение.
  • Анализ результатов, выработка будущих планов, составление отчетов.

 План-график  работ.

Этап

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

         Постановочный

Анкетирование и беседы с родителями.

Приобретение  необходимого дидактического и методического материала

25.08.15 – 01.09.15

Сбор информации 

Создание программно-методического оснащения.

Оборудование предметно-развивающей среды в группе и на участке.

Воспитатели, родители

Исследовательский

Диагностика уровня  адаптации и готовности  детей поступления в ДОУ.

Знакомство с ребенком на основе документов.

Антропометрия в начале и конце адаптационного периода.

Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья     ребенка.

Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми

01.09.15 –

01.10.15

Сентябрь

Сентябрь-апрель

Постоянно

Постоянно

Показатели уровня готовности детей к поступлению в ДОУ. Аналитическая справка адаптации детей к ДОУ.

Составление портрета ребенка.

Составление схемы с выводами

Ведение листов здоровья, анализ

Ведение листов адаптации и эмоциональной адаптации, анализ.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,

ст. медсестра

воспитатели

Основной

Прием детей совместно с родителями на первые занятия «Давайте знакомиться».

По мере поступления детей

Конспект игрового занятия

Воспитатели, родители

Блок: Работа с детьми

01.10.15 –01.12.15

Отчетный материал

Воспитатели, родители

1. Знакомство детей с групповой комнатой

Впервые 2-3 дня пребывания детей.

Фотоматериалы

Воспитатели

2. Обследование детей по определению группы развития

По эпикризным периодам

Карты, аналитическая справка

Воспитатель

3.Занятие на тему: «Познавательная активность детей в процессе экспериментирования с песком»

Октябрь

Конспект занятия

Воспитатель

4.Занятие на тему: «Путешествуем вместе с солнышком»

Апрель

Конспект занятия

Воспитатель

5.Физкультурно-игровое занятие «В гости к лесовику»

Апрель

Конспект занятия

Воспитатель

Блок: Работа с родителями

01.10.15 –01.12.15

Отчетный материал

воспитатель

1. Встречи, беседы с родителями.

Еженедельно

Памятки, тезисы для бесед с родителями

воспитатель

2.Досбор недостающих данных о детях

По мере поступления детей

Вопросники для родителей, анкеты

воспитатели

3.Индивидуальные консультации по  теме «Детские достижения».

Ежеквартально

фотоматериалы

Воспитатели, родители

4. Беседы с родителями о ходе и итогах адаптационного периода,

По окончании адаптационного периода

Информационный материал для родителей

воспитатели

5. Оформление альбома «В гости к Степашке»

Сентябрь

Альбом для родителей

воспитатель

Итоговый

Диагностика уровня эмоциональной адаптации детей к ДОУ, анализ результатов, сравнение с предыдущими показателями адаптации.

01.12.15 –

15.12.15

Оформление листов эмоциональной адаптации, аналитическая справка

воспитатель

Презентация материалов по адаптации детей к ДОУ.

01.12.15 –

15.12.15

Папка с творческим отчетом

воспитатели

  1. Распространение результатов и опыта приобретенного при реализации проекта:
  • обобщение опыта работы  по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
  • распространение опыта работы на методических районных объединениях.
  • распространение методического материала (конспектов занятий с детьми, перспективных планов, альбомов, презентаций, информации для работы с родителями)  на семинарах для воспитателей ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"...

«Здравствуй, Детский сад» проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Проект "Здравствуй, Детский сад" направлен на то, чтобы сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности, более плавным и обеспечить оптимальное течение адаптации....