Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
проект (младшая группа) на тему

Назаркина Марина Витальевна

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работают специально обученные педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих, не торопитесь с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Бесспорно, родители лучше всех других знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубоко представления о жизни ребенка в детском саду о созданных там условиях воспитания и обучение. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привык к определенному режиму, к способу кормления, укладывании, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Актуальность: От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом успешного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optimizatsiya_adaptatsii_detey_rannego_vozrasta_k_dou.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района № 23 «Ромашка»

Информационный проект

«Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

организация  адаптации к условиям детского сада  детей от 2 до 3 лет.

Срок реализации   01.09.2015 г.- 01.12.2015 г

Автор проекта:

Назаркина Марина Витальевна,

воспитатель первой

квалификационной категории

с. Тарасовка 2015 г.

  1. Проблема, на решение которой направлен проект

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от латинского слова «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, физиологическом.

Приспособление организма детей проходит в следующих направлениях:

  • к новым условиям социального существования,
  • к новому режиму сопровождается изменениями:
  • поведенческих реакций ребенка,
  •  расстройством сна,
  • аппетита.

Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка. Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это:

  • возраст ребенка;
  • состояние здоровья;
  • уровень развития;
  • характеристика нервной системы;
  • умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

В связи с этим, в работе воспитателя необходимо определить основные критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации:

  • эмоциональное состояние;
  • поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;
  • особенности аппетита;
  • особенности периода засыпания и сна;
  • отношение к предметному миру и игрушкам;
  • речевая активность;
  • двигательная активность;
  • общее состояние организма;
  • взаимодействие со взрослыми;
  • взаимодействие со сверстниками.

 У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду. Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям детского сада являются:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
  • наличие у ребенка своеобразных привычек,
  • неумение занять себя игрушкой,
  • отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
  • отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

 Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.  

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослыми необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.  Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является работа с родителями, вовлечение семьи в процесс адаптации детей в ДОУ.  Именно в тесном сотрудничестве с родителями, возможно, создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка. В  период адаптации активно используются  разные виды  консультаций для родителей. Их  целью является:

  • обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • решение проблем адаптационного периода;
  • создание комфортных «домашних» условий пребывания в детском саду;
  • личностное развитие детей раннего возраста;
  • создание дома режима приближенного к детскому саду.

2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками и др. создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Многолетние исследования показали: существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, при этом ведущая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит взрослому. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и уровень социализации ребенка. Важную роль играет формирование таких черт личности, как уверенность в себе, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре, умение устанавливать социальные связи со взрослыми, умение общаться со сверстниками.              

Цель проекта – социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.

Задачи проекта 

  1. Изучить готовность детей к поступлению в детский сад и по её анализу прогнозирование степени адаптации детей к ДОУ.
  2. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.
  3. Поддерживать положительное эмоциональное состояние всей группы детей и каждого ребёнка.
  4. Сохранение аппетита, хорошего сна.
  5. Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье.
  6. Создание оптимальных условий для развития ребенка.
  7. Определение индивидуального плана педагогического сопровождения ребенка в период адаптации.
  8. Освоить педагогами  игровой технологией организации воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста.
  9. Установить контакт с родителями, повысить их педагогическую компетентность.

Критериями, измеряющими результат можно  назвать спокойную и быструю адаптацию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения и раннюю социализацию детей в группе.  

Положительный эффект при реализации проекта:

  • На основе проведенных мероприятий с родителями  ребенок будет готов к приходу в группы ДОУ.  На наш взгляд, готовность к детскому саду  ребенка  улучшиться, благодаря  знакомству родителей заранее и во время адаптации с организацией воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста. И будет выражена в следующих компонентах: коммуникативная готовность, познавательная готовность, самостоятельность в выполнении действий, эмоционально-положительное отношение к детскому саду.  
  • Появление у педагогов  ДОУ мотивационной и профессиональной готовности к поиску и внедрению новых эффективных методов обновления содержания воспитания и образования детей раннего возраста в условиях адаптации детей.  
  • Получение педагогических и психологических знаний родителями, а так же создание  мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ.
  • В результате реализации проекта будет создано единое образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений родителей, детей раннего возраста  и педагогов детского сада.
  • В результате реализации проекта собранные материалы  могут быть использованы в других ДОУ.  

  1. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

Сроки реализации проекта: с 15.09.2015 по 15.12.2015 года.

Состав участников проекта:

  • Дети раннего возраста с 2 до 3 лет;
  • Родители детей;
  • Воспитатель (первая квалификационная категория, 17 лет педагогического стажа)

Этапы проекта:

Этап

Цель

Сроки

Содержание

       Постановочный                        

  1. Знакомство с темой, назначением и длительностью работ. Сознательное принятие ответственности за свой выбор. Планирование работы.              
  2. Проведение мониторинга  готовности детей к поступлению в ДОУ.
  3. Сбор информации о детях от родителей и других близких ему людей, а так же выявление уровня педагогической компетенции родителей.
  4. Приобретение дидактического и методического материала

15.08.15 – 01.09.15

  • Распределение обязанностей.
  • Определение форм работы с детьми и родителями.
  • Определение сроков периодичности работы  с детьми и родителями.
  • Определение критериев и показателей адаптации детей к ДОУ.
  • Определение формы  оформления материалов

Исследовательский

Выявление уровня адаптации и ранней социализации детей раннего возраста.

01.09.15 –

01.10.15

Проведение диагностики.

Основной

  • Реализация психолого-педагогических программ и технологий в работе с детьми раннего возраста;
  • Реализация работы с родителями

01.10.15 –

01.12.15

  • Выполнение творческих  мероприятий и оформление материала.
  • Педагогическое сопровождение адаптации всей группы и каждого ребенка.

Оценочный

  • Проведение психолого-педагогического обследования развития детей;
  • Осуществление реализации проекта в сообществе родителей, педагогов, детей;
  • Анализ полученных результатов;
  • Определение  плана мероприятий дальнейшей работы после завершения проекта;
  • Обобщение полученного опыта работы.
  • Осуществление презентации опыта в виде творческого отчета и методических материалов.

01.12.15 –

15.12.15

  • Определение проблем  и путей  их решения.
  • Определение  достижений и их обобщение.
  • Анализ результатов, выработка будущих планов, составление отчетов.

 План-график  работ.

Этап

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

         Постановочный

Анкетирование и беседы с родителями.

Приобретение  необходимого дидактического и методического материала

25.08.15 – 01.09.15

Сбор информации 

Создание программно-методического оснащения.

Оборудование предметно-развивающей среды в группе и на участке.

Воспитатели, родители

Исследовательский

Диагностика уровня  адаптации и готовности  детей поступления в ДОУ.

Знакомство с ребенком на основе документов.

Антропометрия в начале и конце адаптационного периода.

Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья     ребенка.

Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми

01.09.15 –

01.10.15

Сентябрь

Сентябрь-апрель

Постоянно

Постоянно

Показатели уровня готовности детей к поступлению в ДОУ. Аналитическая справка адаптации детей к ДОУ.

Составление портрета ребенка.

Составление схемы с выводами

Ведение листов здоровья, анализ

Ведение листов адаптации и эмоциональной адаптации, анализ.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,

ст. медсестра

воспитатели

Основной

Прием детей совместно с родителями на первые занятия «Давайте знакомиться».

По мере поступления детей

Конспект игрового занятия

Воспитатели, родители

Блок: Работа с детьми

01.10.15 –01.12.15

Отчетный материал

Воспитатели, родители

1. Знакомство детей с групповой комнатой

Впервые 2-3 дня пребывания детей.

Фотоматериалы

Воспитатели

2. Обследование детей по определению группы развития

По эпикризным периодам

Карты, аналитическая справка

Воспитатель

3.Занятие на тему: «Познавательная активность детей в процессе экспериментирования с песком»

Октябрь

Конспект занятия

Воспитатель

4.Занятие на тему: «Путешествуем вместе с солнышком»

Апрель

Конспект занятия

Воспитатель

5.Физкультурно-игровое занятие «В гости к лесовику»

Апрель

Конспект занятия

Воспитатель

Блок: Работа с родителями

01.10.15 –01.12.15

Отчетный материал

воспитатель

1. Встречи, беседы с родителями.

Еженедельно

Памятки, тезисы для бесед с родителями

воспитатель

2.Досбор недостающих данных о детях

По мере поступления детей

Вопросники для родителей, анкеты

воспитатели

3.Индивидуальные консультации по  теме «Детские достижения».

Ежеквартально

фотоматериалы

Воспитатели, родители

4. Беседы с родителями о ходе и итогах адаптационного периода,

По окончании адаптационного периода

Информационный материал для родителей

воспитатели

5. Оформление альбома «В гости к Степашке»

Сентябрь

Альбом для родителей

воспитатель

Итоговый

Диагностика уровня эмоциональной адаптации детей к ДОУ, анализ результатов, сравнение с предыдущими показателями адаптации.

01.12.15 –

15.12.15

Оформление листов эмоциональной адаптации, аналитическая справка

воспитатель

Презентация материалов по адаптации детей к ДОУ.

01.12.15 –

15.12.15

Папка с творческим отчетом

воспитатели

  1. Распространение результатов и опыта приобретенного при реализации проекта:
  • обобщение опыта работы  по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
  • распространение опыта работы на методических районных объединениях.
  • распространение методического материала (конспектов занятий с детьми, перспективных планов, альбомов, презентаций, информации для работы с родителями)  на семинарах для воспитателей ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"

       Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, ...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...