Главные вкладки

    Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
    проект (младшая группа) на тему

    Назаркина Марина Витальевна

    Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работают специально обученные педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих, не торопитесь с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Бесспорно, родители лучше всех других знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубоко представления о жизни ребенка в детском саду о созданных там условиях воспитания и обучение. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привык к определенному режиму, к способу кормления, укладывании, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

    Актуальность: От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом успешного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon optimizatsiya_adaptatsii_detey_rannego_vozrasta_k_dou.doc119.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Пушкинского муниципального района № 23 «Ромашка»

    Информационный проект

    «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

    организация  адаптации к условиям детского сада  детей от 2 до 3 лет.

    Срок реализации   01.09.2015 г.- 01.12.2015 г

    Автор проекта:

    Назаркина Марина Витальевна,

    воспитатель первой

    квалификационной категории

    с. Тарасовка 2015 г.

    1. Проблема, на решение которой направлен проект

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от латинского слова «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, физиологическом.

    Приспособление организма детей проходит в следующих направлениях:

    • к новым условиям социального существования,
    • к новому режиму сопровождается изменениями:
    • поведенческих реакций ребенка,
    •  расстройством сна,
    • аппетита.

    Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка. Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это:

    • возраст ребенка;
    • состояние здоровья;
    • уровень развития;
    • характеристика нервной системы;
    • умение общаться со взрослыми и сверстниками;
    • сформированность предметной и игровой деятельности;
    • приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

    В связи с этим, в работе воспитателя необходимо определить основные критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации:

    • эмоциональное состояние;
    • поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;
    • особенности аппетита;
    • особенности периода засыпания и сна;
    • отношение к предметному миру и игрушкам;
    • речевая активность;
    • двигательная активность;
    • общее состояние организма;
    • взаимодействие со взрослыми;
    • взаимодействие со сверстниками.

     У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду. Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям детского сада являются:

    • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
    • наличие у ребенка своеобразных привычек,
    • неумение занять себя игрушкой,
    • отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
    • отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

     Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.  

    Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослыми необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.  Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является работа с родителями, вовлечение семьи в процесс адаптации детей в ДОУ.  Именно в тесном сотрудничестве с родителями, возможно, создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка. В  период адаптации активно используются  разные виды  консультаций для родителей. Их  целью является:

    • обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
    • решение проблем адаптационного периода;
    • создание комфортных «домашних» условий пребывания в детском саду;
    • личностное развитие детей раннего возраста;
    • создание дома режима приближенного к детскому саду.

    2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат

    При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками и др. создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Многолетние исследования показали: существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, при этом ведущая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит взрослому. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и уровень социализации ребенка. Важную роль играет формирование таких черт личности, как уверенность в себе, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре, умение устанавливать социальные связи со взрослыми, умение общаться со сверстниками.              

    Цель проекта – социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.

    Задачи проекта 

    1. Изучить готовность детей к поступлению в детский сад и по её анализу прогнозирование степени адаптации детей к ДОУ.
    2. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.
    3. Поддерживать положительное эмоциональное состояние всей группы детей и каждого ребёнка.
    4. Сохранение аппетита, хорошего сна.
    5. Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье.
    6. Создание оптимальных условий для развития ребенка.
    7. Определение индивидуального плана педагогического сопровождения ребенка в период адаптации.
    8. Освоить педагогами  игровой технологией организации воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста.
    9. Установить контакт с родителями, повысить их педагогическую компетентность.

    Критериями, измеряющими результат можно  назвать спокойную и быструю адаптацию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения и раннюю социализацию детей в группе.  

    Положительный эффект при реализации проекта:

    • На основе проведенных мероприятий с родителями  ребенок будет готов к приходу в группы ДОУ.  На наш взгляд, готовность к детскому саду  ребенка  улучшиться, благодаря  знакомству родителей заранее и во время адаптации с организацией воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста. И будет выражена в следующих компонентах: коммуникативная готовность, познавательная готовность, самостоятельность в выполнении действий, эмоционально-положительное отношение к детскому саду.  
    • Появление у педагогов  ДОУ мотивационной и профессиональной готовности к поиску и внедрению новых эффективных методов обновления содержания воспитания и образования детей раннего возраста в условиях адаптации детей.  
    • Получение педагогических и психологических знаний родителями, а так же создание  мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ.
    • В результате реализации проекта будет создано единое образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений родителей, детей раннего возраста  и педагогов детского сада.
    • В результате реализации проекта собранные материалы  могут быть использованы в других ДОУ.  

    1. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

    Сроки реализации проекта: с 15.09.2015 по 15.12.2015 года.

    Состав участников проекта:

    • Дети раннего возраста с 2 до 3 лет;
    • Родители детей;
    • Воспитатель (первая квалификационная категория, 17 лет педагогического стажа)

    Этапы проекта:

    Этап

    Цель

    Сроки

    Содержание

           Постановочный                        

    1. Знакомство с темой, назначением и длительностью работ. Сознательное принятие ответственности за свой выбор. Планирование работы.              
    2. Проведение мониторинга  готовности детей к поступлению в ДОУ.
    3. Сбор информации о детях от родителей и других близких ему людей, а так же выявление уровня педагогической компетенции родителей.
    4. Приобретение дидактического и методического материала

    15.08.15 – 01.09.15

    • Распределение обязанностей.
    • Определение форм работы с детьми и родителями.
    • Определение сроков периодичности работы  с детьми и родителями.
    • Определение критериев и показателей адаптации детей к ДОУ.
    • Определение формы  оформления материалов

    Исследовательский

    Выявление уровня адаптации и ранней социализации детей раннего возраста.

    01.09.15 –

    01.10.15

    Проведение диагностики.

    Основной

    • Реализация психолого-педагогических программ и технологий в работе с детьми раннего возраста;
    • Реализация работы с родителями

    01.10.15 –

    01.12.15

    • Выполнение творческих  мероприятий и оформление материала.
    • Педагогическое сопровождение адаптации всей группы и каждого ребенка.

    Оценочный

    • Проведение психолого-педагогического обследования развития детей;
    • Осуществление реализации проекта в сообществе родителей, педагогов, детей;
    • Анализ полученных результатов;
    • Определение  плана мероприятий дальнейшей работы после завершения проекта;
    • Обобщение полученного опыта работы.
    • Осуществление презентации опыта в виде творческого отчета и методических материалов.

    01.12.15 –

    15.12.15

    • Определение проблем  и путей  их решения.
    • Определение  достижений и их обобщение.
    • Анализ результатов, выработка будущих планов, составление отчетов.

     План-график  работ.

    Этап

    Мероприятия

    Сроки

    Результат

    Ответственные

             Постановочный

    Анкетирование и беседы с родителями.

    Приобретение  необходимого дидактического и методического материала

    25.08.15 – 01.09.15

    Сбор информации 

    Создание программно-методического оснащения.

    Оборудование предметно-развивающей среды в группе и на участке.

    Воспитатели, родители

    Исследовательский

    Диагностика уровня  адаптации и готовности  детей поступления в ДОУ.

    Знакомство с ребенком на основе документов.

    Антропометрия в начале и конце адаптационного периода.

    Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья     ребенка.

    Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми

    01.09.15 –

    01.10.15

    Сентябрь

    Сентябрь-апрель

    Постоянно

    Постоянно

    Показатели уровня готовности детей к поступлению в ДОУ. Аналитическая справка адаптации детей к ДОУ.

    Составление портрета ребенка.

    Составление схемы с выводами

    Ведение листов здоровья, анализ

    Ведение листов адаптации и эмоциональной адаптации, анализ.

    Воспитатели

    Воспитатели

    Воспитатели

    Воспитатели,

    ст. медсестра

    воспитатели

    Основной

    Прием детей совместно с родителями на первые занятия «Давайте знакомиться».

    По мере поступления детей

    Конспект игрового занятия

    Воспитатели, родители

    Блок: Работа с детьми

    01.10.15 –01.12.15

    Отчетный материал

    Воспитатели, родители

    1. Знакомство детей с групповой комнатой

    Впервые 2-3 дня пребывания детей.

    Фотоматериалы

    Воспитатели

    2. Обследование детей по определению группы развития

    По эпикризным периодам

    Карты, аналитическая справка

    Воспитатель

    3.Занятие на тему: «Познавательная активность детей в процессе экспериментирования с песком»

    Октябрь

    Конспект занятия

    Воспитатель

    4.Занятие на тему: «Путешествуем вместе с солнышком»

    Апрель

    Конспект занятия

    Воспитатель

    5.Физкультурно-игровое занятие «В гости к лесовику»

    Апрель

    Конспект занятия

    Воспитатель

    Блок: Работа с родителями

    01.10.15 –01.12.15

    Отчетный материал

    воспитатель

    1. Встречи, беседы с родителями.

    Еженедельно

    Памятки, тезисы для бесед с родителями

    воспитатель

    2.Досбор недостающих данных о детях

    По мере поступления детей

    Вопросники для родителей, анкеты

    воспитатели

    3.Индивидуальные консультации по  теме «Детские достижения».

    Ежеквартально

    фотоматериалы

    Воспитатели, родители

    4. Беседы с родителями о ходе и итогах адаптационного периода,

    По окончании адаптационного периода

    Информационный материал для родителей

    воспитатели

    5. Оформление альбома «В гости к Степашке»

    Сентябрь

    Альбом для родителей

    воспитатель

    Итоговый

    Диагностика уровня эмоциональной адаптации детей к ДОУ, анализ результатов, сравнение с предыдущими показателями адаптации.

    01.12.15 –

    15.12.15

    Оформление листов эмоциональной адаптации, аналитическая справка

    воспитатель

    Презентация материалов по адаптации детей к ДОУ.

    01.12.15 –

    15.12.15

    Папка с творческим отчетом

    воспитатели

    1. Распространение результатов и опыта приобретенного при реализации проекта:
    • обобщение опыта работы  по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
    • распространение опыта работы на методических районных объединениях.
    • распространение методического материала (конспектов занятий с детьми, перспективных планов, альбомов, презентаций, информации для работы с родителями)  на семинарах для воспитателей ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"

           Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, ...

    Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

    Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к...

    Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

    Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие....

    Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"

    Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде...

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

    ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

    "Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

    Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...