Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования на примере функционирования групп кратковременного пребывания"
статья на тему

Чернухина Светлана Викторовна

В статье расрывется модель органзации дополнительного образования в дошкольных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernuhina_statya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Чернухина Светлана Викторовна

старший воспитатель

МАДОУ №1 «Сказка»

города Мегиона

ХМАО-Югры

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

Педагогическим коллективам дошкольных учреждений страны,                             в условиях вариативности образования, представлен сегодня большой спектр образовательных программ, от выбора которых напрямую зависит, каким будет расти новое поколение дошколят, каким будет их развитие, уровень интеллектуальных способностей, как будут сформированы необходимые базовые качества личности будущего гражданина. Модернизация дошкольного образования не исчерпывается реализацией ФГОС ДО.  Сейчас стали больше говорить о дополнительных образовательных услугах. В статье                                      75 Федерального закона «Об образовании»  говорится: «Дополнительное  образование  детей  и  взрослых    направлено    на формирование  и  развитие  творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение                                      их  индивидуальных  потребностей  в интеллектуальном, нравственном                      и  физическом  совершенствовании,  формирование    культуры здорового              и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также                                  на организацию их  свободного  времени.  Дополнительное  образование   детей обеспечивает  их  адаптацию  к  жизни  в   обществе,     профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,  проявивших   выдающиеся способности.  Дополнительные  общеобразовательные  программы  для   детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей».

Дополнительные образовательные услуги это и важнейшая составляющая  образовательного процесса, в котором пересекаются интересы родителей, самих ребят.  Они обеспечивают свободный выбор видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, потребности, способности, формируют умение анализировать ситуацию, ставить цель.

Государственная политика в области образования на современном этапе диктует  несколько приоритетных направлений в развитии личности  ребёнка.

Среди них:

  • Освоение образовательными учреждениями вариативных форм образования.
  • Организация эффективных форм обучения.
  • Развитие одаренных детей.
  • Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

         Поэтому наш коллектив выбрал данные  приоритетные направления                       в рамках дополнительных образовательных услуг. В целях обеспечения условий для реализации основных направлений модернизации системы дошкольного образования и удовлетворения потребности граждан в доступном и качественном дошкольном образовании, а также развития одаренных детей, наш коллектив определил четыре модели групп кратковременного пребывания:

1 модель - «Ранняя социализация детей» группы кратковременного пребывания                с целью  ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в детский сад (Программа «Кроха»);

2 модель - «Одарённый ребёнок» группы кратковременного пребывания                         с целью развития одаренных детей (программы «Шахматы для самых маленьких», «Ритмическая мозаика», «Сказочные лабиринты игры», «Английский язык  для малышей», «Цветные ладошки», Театрализация                          в детском саду», «Играя, учимся читать»).

3 модель – «Ни дня без сада» группы кратковременного пребывания с целью обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (программы «Солнечные зайчики»).

4 модель – «Здоровье ребёнка в наших руках» с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

             Каждая из моделей дополнительных услуг в дошкольном учреждений                     по различным направлениям развития дошкольника способствует всестороннему развитию ребёнка, реализации его индивидуальных интересов, более качественному удовлетворению запросов родителей воспитанников.

             Сейчас мне бы хотелось немного подробней остановиться на каждой                     из представленных  моделей.

   1 модель «Ранняя социализация детей». Социализация детей от рождения                 до 3 лет направлена на ранее знакомство с правилами поведения и развитие коммуникативных навыков через общение с детьми и взрослыми, и внутри семьи, и вне ее.  Ранняя социализация ускоряет психическое развитие малыша,   что позволяет ему легче адаптироваться к детскому саду. Приводя своего ребенка в группу кратковременного пребывания «Кроха», родители получают возможность общаться не только с собственным ребенком,   но и с другими детьми и их родителями. У них появляется возможность наблюдать                              за отношениями   в других семьях и анализировать полученную информацию. Программа «Кроха» направлена на профилактику возможных сложностей                     в адаптации к детскому коллективу, которую малышу рано или поздно придется пройти. Общаясь с незнакомыми детьми, «домашний» малыш тем самым готовится к дальнейшей жизни в обществе. Процесс привыкания в этом случае проходит быстрее   и безболезненнее, чем в детском саду, поскольку ребенок   в присутствии матери чувствует себя в безопасности.

2 модель «Одарённый ребёнок». Основной идеей работы по выявлению                          и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей,  с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей. В нашем дошкольном образовательном учреждении имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала воспитанников. Программы  «Шахматы для самых маленьких», «Ритмическая мозаика», «Сказочные лабиринты игры», «Английский язык для дошкольника», «Цветные ладошки», Театрализация в детском саду», «Играя, учимся читать», предназначены для работы с детьми дошкольного возраста, обладающими творческим и интеллектуальным потенциалом, способствует активному развитию личности дошкольника и превышает временной образовательный стандарт. Система отбора проходит через наблюдение за детьми,  анкетирование взрослых (родителей и воспитателей). Групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик, оценивающих общий уровень развития. Все программы подчинены одной общей задаче: создание условий для оптимального развития детей, имеющих творческие, художественные способности и интеллектуальный потенциал.

3 модель «Ни дня без сада». Введение вариативных организационных форм дошкольного образования, в частности – групп кратковременного пребывания,                 с одной стороны, должны обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности отдавать детей в детский сад, с другой – призваны обеспечить детям дошкольного возраста необходимую развивающую практику. Пребывание ребенка в группе кратковременного пребывания способствует формированию умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных ситуациях. Детский сад в этом случае успешнее строит сотрудничество с родителями, учитывает  индивидуальные особенности семьи, влияет на формирование грамотной родительской  позиции (уважительное отношение к своему ребенку, умение поддержать его; осознавать свои возможности  в образовательной и развивающей работе с детьми). Поэтому открывая группу кратковременного пребывания «Солнечные зайчики»                         мы преследовали цель удовлетворения потребностей и запросов родителей, оказания помощи родителям в вопросах  воспитания и обучения детей, организации присмотра    и ухода   за ними.

4 модель предлагаемая  нами «Здоровье ребёнка в наших руках». Оздоровление подрастающего поколения – как я уже говорила  одна из приоритетных задач современного образования. Проблема состоит в том, что зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому  преимущество программы «Здоровье с детства» в том, что она является эффективным инструментом формирования и укрепления здоровья ребёнка путём активизации механизмов, выступающих как «физиологическая мера защиты организма против болезни», в частности, профилактики различных нарушений осанки. Ведь вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача.

            Для более полного удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования необходимо дальнейшее совершенствование нормативной базы для внедрения новых форм дошкольного образования. Семейные детские сады, надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных дошкольных учреждений. Последние могут обеспечивать указанные формы структурных подразделений квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности, её контроль с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг.

       Особым направлением  развития дошкольного образования должно стать создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до трех лет.

            Существует необходимость более активного развития групп кратковременного пребывания (2-2,5 часа два-три раза в неделю). Должен быть востребован опыт организации клубных форм работы, где дети играют                                      в присутствии или под присмотром матерей, а также групп кратковременного пребывания, в которых квалифицированные педагоги работают с детьми раннего возраста и их родителями. Следует активно развивать сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПРР), в которых дети в совместных                                     со сверстниками и взрослыми играх (подвижных, сюжетных, обучающих) получают адекватное их возрасту развитие. Параллельно этому  необходимо развивать и нормативно регулировать различные модели консультативной помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста на базе ЦИПРР       и семейных клубов.

С 2012 года наше образовательное учреждение является автономным.                               В учреждение на достаточно высоком уровне находится система реализации дополнительных общеразвивающих программ. Наряду с бесплатными кружками, педагогами учреждения ведутся платные дополнительные образовательные услуги.    Собрана нормативно-правовая документация, подобран штат квалифицированных специалистов для оказания дополнительного образования.   В учреждении создана грамотная рекламная компания по организации предлагаемых дополнительных услуг. В 2016-2017 учебном году в кружках на бесплатной основе по дополнительным общеразвивающим программам занимались 231 дошкольник (АППГ – 222 дошкольника), что составило 79% (АППГ – 72%) от общего числа воспитанников учреждения. Работали кружки физкультурно-оздоровительной направленности – каратэ «Киокусинкай», «Олимпийский резерв», «Тренажерик», кружки художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки», «Свирельки», кружки познавательной направленности «Маленький исследователь», «Сказочные лабиринты игры».

За 2016-2017 учебный год дополнительные платные образовательные услуги были предоставлены 140 воспитанникам (АППГ – 130), что составило 41% (АППГ – 28%), от общего количества детей посещающих образовательное учреждение.                      

Успешная организация образовательного процесса в дошкольном учреждении, занятия  в кружках и секциях позволяют воспитанникам принимать участие  в конкурсах разного уровня  и добиваться высоких достижений

 Участие в конкурсах способствует развитию индивидуальных способностей детей, поддержке детской одаренности. Участие и победы воспитанников отмечены благодарственными письмами, грамотами                               и дипломами.

У нас   много планов и перспектив на будущее. Время не стоит на месте,                  оно выдвигает свои требования, и если это «время выбрало нас зажигать в душе свечи», то пусть  и в нас не гаснет желание дарить малышам радость общения                       и познания, творить, выдумывать, пробовать. Напомню слова мудрого Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».      

Список литературы:

1.Абаева А.М. Становление отечественной системы дополнительного образования//Педагогика.-2012.-№4.

 2.Васильева Г.А. Инновации в системе ДОД: опыт, проблемы, поиски//Дополнительное образование и воспитание.-2013.-№8.

3.Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ | ст .75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие и воспитание сенсорных способностей детей раннего возраста на примере адаптационной группы кратковременного пребывания"

      Сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста, путем создания развивающих игрушек...

Развитие вариативных форм дошкольного образования (организация работы в группе кратковременного пребывания воспитанников)

Организация и функционирование группы кратковременного пребывания является поддержкой государственной политики в сфере дошкольного образования в части обеспечение детей доступным дошкольным образовани...

Аналитическая справка об участии в реализации вариативных форм дошкольного образования (семейные группы, консультационные центры для родителей )

Аналитическая справка об участии в реализации вариативных форм дошкольного образования (семейные группы, консультационные центры для родителей ) для аттестации на категорию...

Группа кратковременного пребывания как вариативная форма дошкольного образования

В статье раскрывается организация работы группы кратковременного пребывания....

Статья на тему "Адаптация детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания"

Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещения ребенком дошкольной образовательной организации (ДОО) также может сопровождаться сложностя...