РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №57 «Радуга» Белгородской области г.Старый Оскол.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. И хотя приоритетным все же остается интеллектуальное и физическое развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адоптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям к окружающим, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдения за ребенком показывают наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела) слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.
Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать свое пожелание; повышенная ранимость и обидчивость.
Исходя из выше написанного, нетрудно понять, почему темой нашей работы была выбрана возможность развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста. Педагогами нашего детского сада была составлена программа для работы с детьми дошкольного возраста и определены следующие этапы:
1 этап – ориентировочный (вводная диагностика)
2 этап – реконструктивный
3 этап – закрепляющий
4 этап – диагностический (подведение итогов).
На 1 этапе были исследованы особенности поведения в конкретной группе, выявлены исходные уровни развития коммуникативной сферы (методика М.И. Лисина), (адаптированный вариант Рене Жиля).
2 этап. Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, был сделан вывод: игровые занятия можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
На 3 этапе закрепляются новые проявления ребенка, укрепляется вера его в собственные силы и возможности. Поддерживаются позитивные проявления ребенка, ставятся перед ним новые, более сложные задачи.
На 4 этапе подводятся итоги, выстраивается перспектива дальнейшего развития ребенка.
Опыт проведения работы по развитию коммуникативной сферы у старших дошкольников показал достаточно хорошие результаты, климат в группе заметно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций, дети самостоятельно разрешали личные конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения. Значительно повысился уровень психологической готовности детей, выпускники ДОУ проходят успешную адаптацию к школьному обучению. Эффективность проведенной работы подтвердило и диагностическое исследовании. Педагоги, в основном, одобрили программу и убедились: игровые занятия по развитию навыков общения выступают как средство формирования способностей к общению детей в психолого-педагогической практике предшкольного образования. Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе.
Библиография:
«Азбука общения» Детство-пресс, 1999 год
Г. Портянкина «Учите детей общаться» Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2000 год
Н. Юдина «Уроки вежливости» Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1988 год
Л. Даренская «Воспитание культуры общения» Журнал «Ребенок в детском саду» №2, 2003 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"
Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы
В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....
Психологические особенности развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста
Краткая и практико-ориентированная информация для педагогов ДОУ на тему развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста. Освящаются особенности развития коммуникативной сферы ребенк...
Программа развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других» (в соответствии с ФГОС ДО)
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстнико...
Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Путешествие в страну эмоций"...