Перспективный тематический план по поликультурному воспитанию в младшей группе
материал на тему

 

Перспективный план по поликультурному воспитанию: знакомство с народным творчеством, бытом и народными традициями. Младший дошкольный возраст.

Сентябрь.

1. Зайка беленький сидит. Использование в НОД загадок о зайце,потешек и колыбельных песен. Проведение русской народной игры «салки-догонялки.»

2. В гости к солнышку. Использование  в НОД закличек. Проведение русской народной игры «Солнышко-ведрышко».

3. Волк и козлята. Проведение игры «Волк и козлята»-инсценировка сказки.

Октябрь.

1. Матрешки. Использование  в НОД русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки»«Салки с мячом».

2. Гуси-лебеди. Использование  в НОД сюжета русской народной сказки.

3. В лес по грибы. Использование  в НОД пестушек и потешек. Проведение русской народной игры «У медведя во бору».

Ноябрь.

1. Колобок. Использование  в НОД сюжета русской народной сказки «Колобок».

2. В гости к хозяюшке. Посещение русской избы. Проведение русских народных игр «Жмурки»,«Курочка».

3. Возьмем в руки молоток и построим теремок. Использование сюжета русской народной сказки «Теремок».

Декабрь.

1. Заюшкина избушка. Использование в НОД сюжета русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Мы кормушку смастерили. Использование  в НОД закличек, потешек,загадок.

3.»Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой..

Январь.

1.»Сундучок Деда Мороза».Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.

2. Мы поедем в Городец, покупать себе ларец. Использование на занятии игрушек по типу народных промыслов.

3. Деревенские ложки. Проведение русской народной игры «Ручеек», использование в НОД  потешек.

Февраль.

1. Ехал Грека через реку. Использование  в НОД скороговорок.

2. Теремок. Использование  в НОД сюжета русской народной сказки«Теремок».Проведение русской народной игры «Скакалка».

3. Игра с матрешкой. Использование  в НОД русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Ловишки»«Салки с мячом».

Март.

1. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Знакомство детей с Масленицей.

2. Мы давно блинов не ели. Проведение русских народных игр «Кто с нами?»«Пчелы»,«Пирог».

3. Колобок. Использование  в НОД сюжета русской народной сказки «Колобок»,

Апрель.

1. Пасхальное яичко. Использование  в НОД сюжета русской народной сказки «Курочка ряба».

2. Иван –царевич и Жар-птица. Использование в НОД мотивов русских народных сказок и пословиц.

3. Помогай другу везде, не оставляй его в беде. Использование  в НОД мотивов русских народных сказок.

Май.

1»Сорока – белобока кашу варила». Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком..

2. Волшебный бубен. Проведение русских народных игр «Пчелы и ласточка»«Заинька».

 

3. Кот Васька- именинник. Проведение русских народных игр «Птички»«Кот и мыши».

 

 

 

Перспективный план по поликультурному воспитанию в средней группе

Знакомство с русским народным бытом.

Сентябрь.

1. Домотканые половики. Знакомим детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления.

2. Русская матрешка. Знакомим с русской народной игрушкой. Экскурсия в музей народной игрушки. Проведение игр.

3. Ярмарка. Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Использование в НОД русского народного костюма.

Октябрь.

1. Роспись силуэтов дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой.

2. Волшебный завиток. Знакомство с элементами хохломской росписи.

3. Сказочные птицы. Лепка птиц по типу дымковских птиц.

Ноябрь.

1. Забавные птицы. Лепка дымковского петушка.

2.»Золотое веретено» Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» .

3. Во саду ли,в огороде. Игра «Что растет в саду и в огороде.»

Декабрь.

1. Коровушка и бычок. Знакомство с домашними животными.

2. Приглашаем в гости к нам. Вежливое обращение к гостям. Правила этикета.

3. Волшебные спицы. Знакомство со спицами и вязанием на них.Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть ( козья, овечья). Рассматривание теплых вязанных вещей.

Январь.

1. Зимовье зверей. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей», пение песенки «Как на тоненький ледок»,

2. Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю! Знакомство с празднованием Нового года.

3. Сундучок Деда Мороза. Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

Февраль.

1. Зимушка-зима. Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

2. Веселые ложки. Знакомство с деревянными расписными ложками.

3. Заюшкина избушка. Чтение сказки. Экскурсия в русскую избу.

Март.

1. Масленница дорогая-наша гостья годовая. Разучивание песенки «Блины».

2. При солнышке- тепло, при матушке- добро. Беседа о маме и разучивание стихов к празднику.

3.»Сошью Маше сарафан». Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари».

Апрель.

1. Весна- весна, поди сюда! Рассказы о старинных обычаях встречи весны.

2. Пришла весна. Заклички о весне и изготовление лоскутной аппликации из цветных лоскутков.

3. Русская свистулька. Рассказ о глиняных свистульках Экскурсия в музей игрушки.

Май.

1. Чудесный сундучок. Раскрашивание свистулек.

2. Времена года. Рассказ о временах года.

3. Кто же в гости к нам пришел? Знакомство с домовенком Кузей.

 

 

 

План поликультурного воспитания в старшей группе детского сада

Сентябрь.

1.» Что летом родится, зимой пригодится.»  Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете.

2. Петрушка на осенинах. Традиции народных осенних праздников, рубка капусты, демонстрация народных ремесел. Осенние народные игры разных стран.

3. Приключение Маши в сказочной стране. На материале русских народных игр, сказок, загадок.

4. Традиционная игрушка. История игрушки из различных материалов. История Матрешки, Богородской и Дымковской игрушки.

5. Русский пряник. Виды пряников. Легенда о Тульском прянике.

Октябрь.

1. Гуляй, да присматривайся. Рассказ об осенних месяцах, народных приметах. Игра «С какого дерева лист?»

2. Вершки да корешки. Знакомство со сказкой «Мужик и медведь».

3. Октябрь пахнет капустой. Беседа об октябрьских явлениях природы.

4. Хлеб –всему голова. Беседа-«Откуда хлеб пришел?»

5. Народный костюм. Рассказ и презентация на тему «Какую одежду носили наши прабабушки и прадедушки».

Ноябрь.

1. Знаешь ли ты сказки? Литературная викторина по русским народным сказкам.

2. Гончарные мастеровые. Рассказ о гончарном промысле. Просмотр презентаций. Экскурсия в музей народной игрушки.

3. Традиционная кукла. Мастер-класс. Изготовление тряпичной  куклы.

4. Дикие животные наших лесов. Беседа о диких животных с использованием загадок.

5. Уральская роспись. История росписи.

Декабрь.

1. Здравствуй, Зимушка-зима! Беседа об особенностях декабря с использованием пословиц и поговорок.

2. Сине- голубая гжель. Мастер-класс по росписи тарелочки.

3. Новый год, Рождество – история празднования в разных странах мира. Народные традиции.

4. Проказы старухи зимы. Конкурс загадок о зиме.

5. Хороший город Городец! Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.

Январь.

1. С Новым годом со всем родом! Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

2. Пришла коляда – отворяй ворота. Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Презнтации.

3. Городецкая роспись.Продолжение рассказа о городецкой росписи.составление узоров из готовых форм.Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.. Мастер-класс по росписи деревянной досочки.

4. Гуляй, да присматривайся. Беседа о характерных особенностях января.

5.»Проказы старухи зимы».Загадывание загадок о зиме.Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

Февраль.

1. Знакомство со сказками П. П. Бажова. Серебренное копытце. Каменный цветок.

Просмотр мультфильмов.

2»Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностей февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза».

3. Масленница. Традиции народного праздника.

4. Сказка для домовенка Кузи. Самостоятельное рассказывание.

5. Золотая Хохлома. История росписи. Мастер- класс по росписи деревянной ложки.

Март.

1. Нет милее дружка, чем родимая матушка. Беседа о маме. Изготовление подарка по желанию детей.

2. Ой,ты Масленица. Пение обрядовых песен.

3.8 Марта. Русская красавица – что такое красота? Пословицы и поговорки.

4. Цветочные узоры Полхов- Майдана. Мастер- класс. Роспись магнита Матрешка.

5. Гуляй, да присматривайся. Беседа о характерных признаках начала весны.

Апрель.

1. Древняя писанка. История росписи. Мастер- класс изготовления пасхального яйца.

2. Весна, весна, поди сюда! Пение и разучивание народных закличек о весне.

3. Шутку шутить – людей насмешить. Знакомство с потешным фольклором разных народностей и стран.

4. Всреча весны. Праздник прилета первых птиц. Изготовление народных игрушек русского, белорусского, украинского народов.

5. Пасха красная- традиции праздника. Символика яйца, рассказ о писанке- древний способ расписывания яиц, изготовление пасхальной открытки.

Май.

1. Красная горка. Знакомство с традициями народных гуляний. Пение частушек.

2. Весна красна цветами. Повторение пословиц, песенок, закличек о весне.

3. Победа в воздухе не вьется, а руками достается. Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».

4. А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. Способы глажения белья на Руси.загадывание загадок о предметах обихода.

5. Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок.

 

 

 

Перспективный план по поликультурному воспитанию в подготовительной группе детского сада

Сентябрь.

1.«Как люди жили раньше?» Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы. Закрепить знание правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков.

2.Знакомство с предметами быта Познакомить с прялкой и веретеном. Прививать интерес к культуре родного народа.

3. «Колыбельная песня» Знакомство с новыми колыбельными песнями разных народов, исполнение детьми уже знакомых песен

4. «Старинная русская одежда»

Конкретизировать представления о традиционном народном костюме, развивать интерес к нему. Учить классифицировать предметы одежды, использовать в речи соответствующие собирательные существительные.

5. «Наша группа». Составление летописи нашей группы. Подбор фотографий.

Октябрь.

1. «Моя семья» Родословное древо. Герб нашей семьи. Творческая работа детей и родителей.

2.  «Роспись силуэтов дымковской игрушки»

Продолжить знакомство с дымковской игрушкой. Использование  в НОД русских народных костюмов. Познавательная деятельность:

Рассказ воспитателя о славных дымковских мастерах,

Техника ее изготовления. Рассматривание узоров.

3. «Веселые ложки» Познакомить с предметами обихода - деревянными ложками. Активизировать познавательную деятельность. Углубить интерес к культуре своего народа, в театрализованной деятельности дети знакомятся с театром ложек, на музыкальных развлечениях учатся играть на народных инструментах, в процессе изобразительнойдеятельности: знакомить с разными приемами росписи.

4.«Русская ярмарка» Формировать мировоззрение на лучших традициях

русской национальной культуры.Продолжать приобщать к исконно-русской национальной культуре.Углубить интерес к культуре своего народа.Упражнять расписывать узоры по народным (дымковским мотивам, использовать разные элементы росписи: точки,мазки,полоски)

.

Развивать эстетическое воспитание Познавательная деятельность:

«Рассказ воспитателя о мастерах русских народных промыслах».

Рассматривание народных игрушек и узоров на них.

Рассматривание альбома «Дымковские игрушки»

Разучивание стихов о дымковских игрушках

Продуктивная деятельность:

Знакомство с техникой изготовления

Работа с соленым тестом.

Работа с шаблонами.

Музыкальная деятельность:

Музыкальная игра «На чем играю?»

Слушание народной музыки.

Игра на деревянных ложках.

5. Продолжить знакомство с русскими народными промыслами.

Беседа о гжельской росписи:

«Немного о Гжели».

Рассматривание иллюстраций с изображением гжельской керамики.

Беседа: «Сине-голубая Гжель», о народных промыслах, о гончарном промысле.

С. р. игра «Гончары».

Д. игра «Что понадобиться гончару?»

Цель: закрепление знаний о народных промыслах.

Беседа«В гости к Гжельским мастерам».

Презентация «Гончарное дело»

6.»Октябрь –грязик- ни колеса, ни полоза не любит».Беседа о характерных приметах октября.Рассказ о народном празднике Покрове.

Ноябрь.

1. «Зиновий синичник». Выставить картинки с изображением птиц зимовников: синицы, щегла, снегиря, чечетки, свиристели. Рассказать о зимующих птицах.

2. «Праздник на Руси- Кузьминки». Рассказать ребятам, как праздновали его наши предки. Прощание с осенью.

3. «Аврамий- овчар и Анастасия –овечница». Картинки с изображением овцы,игрушки домашних животных. Рассмотреть вязаные вещи. Рассказ воспитателя о том, как на Руси в этот день стригли овец.

4. «Празднование дня Матери», печем булочки для мам, рисуем пластилиновые портреты своих любимых мам. Рассказы детей о своих мамах и бабушках.

5. Празднование дня толерантности. Игры разных народов мира. Рассказ воспитателя о разных национальностях и обычаях. Работа с картами мира. Игра «Путешественники.»

6. Наш город Арзамас. Беседа о нашем городе. Гимн, флаг. Просмотр презентаций о городе. Достопримечательности. Альбомы об Арзамасе

Декабрь.

1. «Екатерина- санница». Рассказ воспитателя о катании на санях в этот день Покатать малышей на санках. Открытие спортивной площадки в нашем детском саду..

2. «Зима кружевница». Рассматриваем зимние кружевные морозные рисунки. Изображение Вологодских кружевов. Декоративное рисование кружева.

3. «Гусь из Хрусталя». Рассказ воспитателя о городе Гусь Хрустальном. Рассматривание изделий. Смотрим презентации о выдувании стекла.

4. Празднование Рождества в странах Европы и других стран. Обычаи разных стран.  Просмотр мультфильмов о Рождестве.

5. Пряничные домики. Рождественское печенье. Презентации и рассказ воспитателя о пряничных домиках. Печем в группе Рождественское печенье и угощаем родителей.

6. «Спиридон- солнцеворот». Изготовление тряпичной куклы. Наблюдение за долготой дня. Рассказ воспитателя о том, что день незаметно начинает прибывать.

Январь.

1. «Рождественский сочельник». Просмотр мультфильма «Вечера на хуторе близ Деканьки.»

Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования. Разучивание загадок о зиме, примет, колядок«Коляда, коляда, поехала по дрова»«Коляда, коляда. Я у батюшки одна.» Продуктивная деятельность(оригами) «Подарок другу»

2. Знакомство с творчеством П. П. Бажова. Читаем сказы, смотрим презентации, мультфильмы. Оформляем уголок Бажова. Изготовление книжки- малышки из детских работ. Выставка Уральского камня.

3. «Гирлянда Дружбы» Дети за мир! Изготовление народных тряпиичных куколок.

4. «Наш музей народной игрушки», приглашаем гостей из других групп, проводим экскурсии. Мастер – класс по изготовлению куколок

5.»Дело мастера боится «. Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».Повторение пословиц о труде и мастерстве.

6.Русская народная игра  «Ярмарка» Закреплять знания о народных  мастерах, воспитывать чувство гордости за их труд, вызвать положительные эмоции.Прослушивание в аудио записи русских народных песен, вызвать эстетические чувства детей: умение понимать настроение песни, ее характерные особенности (мелодичность.напевность).Выставка работ по лепке «Народные игрушки и посуда» - закрепить умение отображать  в поделке элементы той или иной росписи, орнамента.

Февраль.

1. Государственность. «У моей России голубые очи, на меня Россия ты похожа очень». Презентация по городам страны. Рассматривание костюмов разных народов России.

Российская символика.

2. Великие художники России. Презентаци о Третьяковской галерее. Рассказ о художниках.

Рассматривание иллюстраций.

3. «Музыкальная Россия». Известные русские и зарубежные композиторы. Прослушивание произведений Шопена, Чайковского, Баха,

4. «День защитника Отечества». История празднования, рассказы о солдатах,. «Спортивный праздник»

5. «Масленица».

Познакомить детей со старинным русским праздником Масленица. Углубить интерес к культуре своего народа. На музыкальных развлечениях познакомить с малыми формами фольклора, хороводными играми, народной музыкой, стимулировать запоминание малых форм фольклора, привлекать к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений

6. Открытие кафе «Национальная кухня». Представление рецептов изготовления разных национальных блюд. Печем блины. Готовим украинские вареники. Смотрим презентации изготовления татарского блюда Чак-чак, азербайджанской Пахлавы.

Март.

1. «Обретение». Вспомнить о птицах зимниках. В этот день птицы начинают вить гнезда, а перелетные летят из теплых стран. Послушать голоса птиц.

2. «Евдокия – плющиха». В уголке природы выставить семена различных растений, рассмотреть, затем замочить и посадить рассаду. Рассказать об этом народном дне.

3. Пригласить мам в наше кафе. Устроить чаепитие. Изготовить выпечку и угощение своими руками. Тульские пряники. Мастер- класс.

4. «Герасим –грачевник». Выставить картинку с изображением грача. Побеседовать и рассмотреть репродукцию А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Побеседовать об образе жизни этих птиц.

5. «Алексей –кувшин пролей» Рассказать ребятам, что в этот день начинает сильно таять снег.

Апрель.

1. «Благовещение». Почитаемый народный праздник – встреча Весны. Заклички, пословицы и поговорки о весне.

2. «Тит – ледолом». В этот день взламывается лед по народным поверьям. Проводим эксперименты со льдом.

3. «Акулина». В этот день выходят из укрытий муравьи. Рассказ о насекомых. Презентация.

4. «Зосима – пчельник». Наблюдаем за насекомыми. В конце апереля выносят ульи на пасеку. Смотрят куда пчела сядет, например на вишню, то урожай будет этих ягод.

5. «Прекрасные писанки» Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа. Учить ценить прошлое.

6.«Роспись писанки» Закрепить умения создавать рисунок из ранее изученных элементов.

Закрепить умения рисовать кистью; (разными способами).

Май.

1. «Лука». Высаживаем в группе лук. В этот день высаживают в народе лук. Оформляем грядки на огороде детского сада.

2. «Егорий вешний» В народных обычаях,в этот день выгоняли первый раз на пастбище домашних животных.

3. «Пелагея» Рассказ о древесине. Рассмотреть мебель и ложки из дерева, музыкальные народные инструменты из дерева. Рассмотреть выставку в нашей группе. В народе считалось, что на Пелагею из срубленного дерева,хорошо было делать деревянные ложки. Мастер- класс«Золотая хохлома»,

4. «Этот день победы!» Выступление детей с концертом перед ветеранами города Арзамаса. . Поздравление бабушек и дедушек нашей группы. Изготавливаем оригами«Голубь мира».

5. «Никола вешний». Наблюдаем за ростом травы на участке и в парке. Экскурсия в парк. Важное событие этого дня – выгон лошадей в поле. Катание ребят в парке на лошадях.

6. «До свидания детский сад Прощание с детским садом, сотрудниками, младшими детьми. Концерт.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по  самообразованию воспитателя.

Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Этапы работы.

Содержание работы

Сроки

1

Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

  • Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
  • Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  • Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998.

Изучение статей в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  •  «Ребенок в детском саду»,
  • «Обруч»

 

 

В течение года

 

 

 

 

В течение года

2

Практический этап.

Изучение опыта педагогов ДОУ

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в

индивидуальной работе с детьми

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете

Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»

Консультация «Методика проведения диагностики»

Видеофильм «Предметно-развивающая среда в ДОУ»

Муниципальный конкурс «Развивающие игры для детей раннего

возраста»

Презентация «Дидактические игры»

Участие во всероссийских интернет - конкурсах: «Первое сентября», «Все

для детского сада», «Дети-66», «Талант с колыбели» и др.

Презентация «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста»

Презентация «Творчески, с выдумкой» (оформление игрового участка

летом)

 

Сентябрь.

В течение года.

 

В течение года

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

 

Март

В течение года

 

Апрель

Май

3

Оценочный этап.

Анализ  работы по теме самообразования.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникация перспективно-тематический план на ноябрь-декабрь (вторая младшая группа)

Перспективный план на ноябрь - декабрь по коммуникации для второй младшей группы...

ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (2 младшая группа)

ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ  КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА на месяц октябрь (ФЭМП)...

Перспективно-тематический план. Вид деятельности: лепка ( 2-младшая группа)

Перспективно-тематический план. Вид деятельности: лепка....

Перспективный план по нравственному воспитанию. 1 младшая группа "А" "Солнышко"

Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт его характера. Суть патриотического воспитания в...

Перспективный план по патриотическому воспитанию вторая младшая группа

Перспективный план по патриотическому воспитанию вторая младшая группа...

Перспективный план по нравственному воспитанию в младшей группе

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад).Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, заг...

перспективный план по правовому воспитанию в младшей группе

Наши дети нуждаются в развитие правового сознания личности, как субъекту социально-правовых отношений.  Правовое воспитание дошкольников в учебном учреждении, нацелена на ряд задач:Дать детям пре...