Педагогические проект Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа) на тему

Романова Татьяна Анатольевна

 

Изучение сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности у воспитанников подготовительного дошкольного возраста; привлечение родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_no_2.docx100.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы воспитанник приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Вся жизнь воспитанника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Игра – самоценная деятельность для воспитанника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. [8]

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы воспитанника; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. [15]

К Д. Ушинский определил игру как посильный для воспитанника способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания он воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, воспитанники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. [21]

Исследователи Л.С.Выготский, Д.В.Эльконин, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, Л.А.Венгер, Н.Я.Михайленко и др. отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» наиболее полно проявляется личность воспитанника, поэтому игра является средством всестороннего развития. [4, 26, 27, 18, 21]

Актуальность проблемы.

Если говорить о современных детях, то прежде всего нужно сказать, что дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин:

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Не секрет, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляются достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов. Как можно раньше научить – читать, писать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать и воспитывать.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени на занятия и игры с детьми.

В-третьих, отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Конечно, дети могли бы перенимать игровой опыт у более старших друзей, например в разновозрастных группах детского сада, но такие группы редкость. Или в дворовых компаниях, но ныне редкий родитель не боится отпускать даже подросшего ребенка на самостоятельные прогулки или, сам гуляя с ребенком, может позволить ему исчезнуть из поля зрения для таких важных развивающих игр, как прятки или казаки-разбойники. [24]

Тем не менее единственный язык, который легко дается детям – это язык игры. В игре воспитанники узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно в подготовительном дошкольном возрасте игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. У игры в этом возрасте очень много функций. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление малышей, которого требует общество, приводит к серьезнейшим проблемам и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей: проблемы с обучением у учеников начальной школы, сложности в адаптации к взрослой жизни, трудности в общении, азартные и опасные игры и многое другое. [18]

Актуальными становятся игры, развивающую мелкую моторику и способствующие развитию речи. Сюжетно-ролевые игры у воспитанников перестают быть похожими на игры их пап и мам. Попробуйте поиграть с современными детьми в советский магазин с очередями, неэлектронными весами и подсчетом сдачи на деревянных счетах. Или предложить им обыграть работу портного в ателье, в котором они ни разу не были. Нельзя не сказать и том, что игрушки тоже изменились. Вместо мягких игрушек, ребенок с огромным удовольствием играет с роботами, монстрами, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов. Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками. Поэтому, при организации сюжетно-ролевых игр нужно больше внимания уделять тем играм, которые раньше возникали стихийно; помогать воспитанникам развивать сюжеты, которые им понятны; ориентироваться в мире игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него; помогать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, обучения и развития (т.е. компьютерами). [24]

Идея проекта: изучение сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности у воспитанников подготовительного дошкольного возраста; привлечение родителей.

Цель проекта: повысить свой профессиональный уровень о значении и роли сюжетно-ролевой игры у воспитанников подготовительного дошкольного возраста; привлечь семьи воспитанников к созданию проекта; разработать картотеку сюжетно-ролевых игр для воспитанников подготовительного дошкольного возраста.

Объект проектирования: процесс организации игровой деятельности воспитанников подготовительного дошкольного возраста.

Предмет проектирования: развитие сюжетно-ролевой игры у воспитанников подготовительного дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть психолого-педагогическую литературу по проблемам формирования игровой деятельности у воспитанников подготовительного дошкольного возраста;
  2. Определить влияние сюжетно-ролевой игры на личностное развитие воспитанников подготовительного дошкольного возраста;
  3. Изучить характеристику и классификацию сюжетно-ролевых игр;
  4. Подобрать и составить картотеку сюжетно-ролевых игр, которые направленны на всестороннее развитие воспитанников подготовительного дошкольного возраста.

Тип проекта:

По методу: информационно-творческий; фронтальный.

По содержанию: детско-взрослый.

По продолжительности: кратковременный.

Характер проекта: психолого-педагогический.

Прикладная ценность: научить воспитанников подготовительного дошкольного возраста взаимоотношениям со сверстниками, действий взрослых и отношений между ними. Уточнить и углубить знания и представления о правилах и нормах поведения и общения.

  1. РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ

ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Сущность понятия «игра» и ее характеристика

Определение игры – одна из наиболее сложных проблем в педагогике. Согласно данным Л.С.Выготского существует много различных определений игры. Мы рассмотрим некоторые из них.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у различных педагогов, имеется свой взгляд на понятие «игра».

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и реальнее того, который предлагается игрушечной лавкой». К.Д.Ушинский доказал, что содержание игры влияет на формирование личности воспитанника. [26]

В создании теории игры особая роль отводится исследованиям Н.К.Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление воспитанника познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для воспитанников – это способ познания окружающего». [16]

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный воспитаннику вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В дошкольном возрасте он впервые становится таким, что моделью его поведения становится взрослый – носитель общественных функций. Ребенок хочет быть как взрослый, но не может им быть в силу возраста. И тогда «быть взрослым» он может только в игре. В ней воспитанник берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации. [2]

А.П.Усова определила, что игра – это особая форма освоения действительности по ориентации в смыслах жизни, форма организации детской жизни, носящая самодеятельный и творческий характер, в ней ребенок делает первые шаги к самостоятельной жизни. [26]

К.Гросс полагал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. [8]

К.Бюлер считал, что игра приносит удовольствие. Это радость от самого действия. В игре воспитанник получает функциональное удовольствие от действий самих по себе. Испытав наслаждение в игре, он старается его возобновить, повторяя действия, движения. В ходе этих повторений его поведение совершенствуется. Игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни. Ребенок живет в тесном мире: квартира, семья, игрушки. И он старается раздвинуть границы этого мира с помощью игры. Он строит наблюдаемый им мир взрослых людей с помощью своей фантазии. [4]

А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. [9]

Итак, проанализировав различные подходы к определению игра, мы считаем наиболее полным и содержательным определение, приведенное в педагогическом словаре. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [14]

Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности воспитанников, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы. Изучение данного материала позволяет осмыслить предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. [19, с.10]

На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывает изготовление игрушек – самоделок, которые делают игровые интересы детей более устойчивыми, помогают их объединению в игре. Руководя игрой мы, тем не менее, не должны подавлять инициативу, самостоятельность детей. [20]

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие внимания и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает воспитанника точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Для развития мышления и воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, образы и действия. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней воспитанник осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. [12, с.14]

В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности. Игра – это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.

С.А.Шмаков выделяет в игре четыре главные черты:

  • Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
  • Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п.;
  • Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. [25]

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на воспитанника, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

  • Игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
  • Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
  • Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. [26]

Существуют разные виды игр:

  • Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка;
  • Дидактическая игра – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями;
  • Игра-драматизация – игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки;
  • Сюжетно-ролевая игра – это игры, которые придумывают сами воспитанники. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения;
  • Конструктивная игра – где воспитанники отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают некоторые вещи, возводят здания, сооружения, но в обобщенном, схематизированном виде. [9]

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность воспитанников имеет инициативный, творческий характер – дети способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. [18]

Таким образом, обнаруживается, что у большинства педагогов, таких как Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, К.Бюллер, К.Д.Ушинский и др. имеется свой взгляд на понятие игра.

Одни считают, что игра – является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни, другие полагают, что это радость от самого действия, третьи утверждают, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Однако все исследователи сходятся во мнении, что игра является неотъемлемой частью в жизни дошкольников.

  1. Этапы и структура сюжетно-ролевой игры в дошкольном

возрасте

В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре воспитанники удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. [22]

А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами с взрослыми. [8, 27, 10]

А.П.Усова утверждала, что ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе. [26]

Д.В.Менджеринцкая отмечала, что сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения. [18]

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. [15]

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами воспитанники, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный характер. [23, с.15]

Д.Б.Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане. [27]

Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все то, что они видят вокруг. А.А.Люблинская отмечает, что ролевая игра является формой творческого отражения ребенком действительности, сплетения реальности и вымысла. [13]

Л.С.Выготский считает, что переход к творческой деятельности связан с появлением у воспитанников замысла игры, который, в свою очередь, означает возникновение и развитие творческого воображения. Творчество детей проявляется в ролевом поведении в соответствии с видением роли и в то же время сдерживается наличием игровых правил. Развитие игрового творчества ученые связывают, прежде всего с постепенным обогащением содержания игры. [4]

А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов подчеркивают важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей (то есть «делаю сам») составляет сущность воспитания. В творческой самодеятельной игре ребенок не просто запечатлевает увиденное, в ней происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что он берет из жизни. [26, 18, 4,]

В сюжетно-ролевую игру воспитанники включают различное содержание. Строгого деления игр на классы здесь нет, но наиболее характерны следующие разновидности сюжетно-ролевой игры:

  • Игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и т. п.);
  • Игры в семью;
  • Игры, навеянные литературно-художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).

Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Многие исследователи, описывающие ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка. [3]

Необходимо так же отметить, что сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребенок: сначала его действия с предметом-игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах. [1, с.54]

Опираясь на взгляды исследователей, мы выделили следующие этапы развития сюжетно-ролевой игры:

  1. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра.
  2. Как и на первом уровне, основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые.
  3. Основное содержание игры – по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом.
  4. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразна; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. [11, 22, 21]

Д.Б.Эльконин выделил различные структурные элементы игры – основные и второстепенные:

  • Сюжет игры – эта сфера действительности, которая отражается в игре;
  • Содержание – это то, что конкретно отражается в игре;
  • Игровая ситуация – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением;
  • Замысел – план действий, задуманный играющими;
  • Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре;
  • Ролевое действие – это деятельность ребенка в роли;
  • Ролевое взаимодействие предполагает осуществление взаимоотношений с детьми по игре, диктуемых ролью, так как ребенок, взявший на себя какую-либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре, координируя с ним свои действия;
  • Правила – это порядок, предписание действий в игре.

Анализ исследования Д.Б.Эльконина показал, что структурные элементы игры тесно взаимосвязаны, подвержены взаимовлиянию, могут по-разному соотноситься в различных видах игр. [27]

Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу, теоретические положения, все исследователи сходятся во мнении, что сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми.

 

  1. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в

старшем дошкольном возрасте

В последние годы особое внимание уделяется развивающему значению сюжетно-ролевой игры. Л.А.Венгер выделяет специфическое и неспецифическое значение игры. Он исходит из того, что игра, как и любая деятельность, не только предполагает наличие у человека определенных способностей, но и создает условия для их дальнейшего развития. В развитой форме сюжетно-ролевой игры проявляются такие способности, как способность действовать в плане представлений, ориентироваться в сфере человеческих отношений и координировать свои действия и действия других людей. Эти способности являются специфическими для сюжетно-ролевой игры и в полной мере проявляются в самостоятельной игре. Но игра может выступать и в своем неспецифическом значении. Это происходит в том случае, когда взрослые используют игру для передачи знаний, вводят в нее дидактические задачи. Л.А.Венгер особо подчеркивал важность применения игры именно в ее специфическом значении. [8]

Н.Я.Михайленко предложила новую концепцию становления сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте. В качестве основного мотива игры автор выделила фантазирование. Именно оно, по мнению автора, делает ребенка независимым от внешних обстоятельств, позволяет комбинировать события, менять роли. В игре воспитанникам необходимо не только использовать специальные средства, но и обозначать смысл своих действий для партнера. [21]

Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова рассматривают стратегию и тактику формирования игры на разных этапах дошкольного детства. Стратегия игры должна строиться исходя из следующих трех принципов:

  • Воспитатель играет с детьми на протяжении всего дошкольного детства;
  • Особым образом открывает новый, более сложный способ построения игры;
  • В ходе игры одновременно ориентирует ребенка и на выполнение игрового действия, и на пояснение его смысла партнеру.

Показателем эффективности формирования сюжетно-ролевой игры служит перенос игровых способов в самостоятельную деятельность детей. [3]

Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы к играм трудовым, производственным сюжетам, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления. [17]

Развивается и содержание игры. В играх у воспитанников старшего возраста наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Изменения тематики игр и их содержание связано с расширением их источников. Сюжетно-ролевые игры старших воспитанников определяются в основном теми впечатлениями, которые получают они в процессе непосредственного общения с окружающим. [11]

Также, важно отметить, что в старшем дошкольном возрасте предъявляется больше требований к соответствию игрушки и игровому замыслу. Он предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.

И все это свидетельствует о появлении у воспитанников старшего возраста коллективной игры, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников. [17]

Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Если содержание игры малышей отражает действия с предметами-игрушками, то в играх старших воспитанников отражаются взаимоотношения людей, показывая глубину проникновения детей в смыслы этих отношений. Содержание игры у них зависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий. [8]

Также необходимо отметить, что содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками – все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение. [15]

В старшем дошкольном возрасте воспитанники овладевают самым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Новый способ эффективно усваивается детьми в игре – придумывании, которая осуществляется в словесном плане. Сначала преобразуются уже знакомые сюжеты, а потом придумываются новые. А.П.Усова, А.В.Запорожец, Р.А.Иванкова, Д.В.Менджерицкая и др. рекомендуют использовать сюжеты известных детям волшебных сказок. После того как воспитанники овладели основами сюжетосложения и могут комбинировать роли разных героев и события, воспитатель организует ролевое взаимодействие. Для того, чтобы сюжетосложение отделить от игровых действий и превратить его в самостоятельную цель, предлагается осуществлять игру в форме телефонных разговоров персонажей. От придумывания сказок переходят к сочинению настоящих историй. [3]

А.Н.Леонтьев особо подчёркивал, что педагогический процесс должен состоять из двух частей. Сначала игровые умения формируются в совместной игре взрослого с детьми, а затем в самостоятельной игре детей, в которой взрослый непосредственно не участвует, а создает для неё условия.

В предложенной концепции педагогический процесс предстаёт во всей своей целостности и последовательности. В ходе него игровое действие, а затем роль и сюжет становятся всё более и более условными. [8]

На наш взгляд, само по себе фантазирование, являясь важным аспектом игры, не может являться мотивом игры для самого ребёнка. Мы придерживаемся точки зрения Д.Б.Эльконина, согласно которой мотив игры лежит в социальной жизни взрослых. Исходя из этой позиции, фантазирование есть рабочий инструмент игры. Сюжетно-ролевая игра возникла, как стремление ребёнка приблизить к себе жизнь взрослых людей, идеально сделать их мир своих, эмоционально вжиться в него. Важна, прежде всего, социальная мотивация, которая определяет выбор ребёнком роли, желание представить себя в позиции других людей, пережить кусочек чужой жизни как своей. И если желания такого нет, то игра не возникает. Представленность в игре личных интересов ребёнка – основное условие её существования. [27]

Сюжетно-ролевая игра имеет исключительно важное значение для преодоления воспитанника старшего дошкольного возраста эгоцентризма в социальных отношениях.

Эгоцентризм в сюжетно-ролевой игре преодолевается не только за счет понимания позиций других людей, но и за счет переживания этих позиций. А значит, ведущим, развивающим фактором является неинтеллектуальный, а эмоционально-личностный. Именно переживание у воспитанников старшего дошкольного возраста своей роли, сюжета, наполнение их собственными эмоциями и чувствами, приближение их к себе и предугадывание ответного поведения партнера, его переживаний является, на наш взгляд, основным смыслом сюжетно-ролевой игры. Сначала ребенок вживается в свою роль и, находясь в новой для себя позиции, открывает ее отношения с людьми, а потом, удерживая свою роль в игре, начинает предугадывать, предчувствовать ролевое поведение партнера (реального или воображаемого). Первая задача взрослого при организации сюжетно-ролевой игры – приобщить воспитанников к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Вторая задача – способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Третья задача – ориентировать воспитанников на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегии его поведения. [4]

А.П.Усова полагала, что в процессе сюжетно-ролевой игры уточняются и углубляются знания и представления у воспитанников старшего дошкольного возраста не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их пополнения. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах у воспитанников старшего дошкольного возраста. Педагог отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим устанавливать взаимопонимание, договоренность. [26]

Следовательно, сюжетно-ролевая игра не только закрепляет уже имеющиеся у воспитанников старшего дошкольного возраста знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры воспитанники под руководством педагога овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают и укрепляют человечески важные качества своей личности.

А.В.Запорожец считал, что роль педагога в игре бывает разной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.д. Но во всех случаях педагог внимательно относится к замыслам и стремлениям воспитанников, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание сюжетно-ролевых игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает воспитанникам устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания. [10]

В сюжетно-ролевой игре у воспитанников старшего дошкольного возраста развиваются и формируются такие качества, как честность, искренность, инициатива, эмпатия, выдержка, сочувствие, сострадание и т.д. [6]

Итак, огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит сюжетно-ролевой игре – важному виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности у воспитанников старшего дошкольного возраста, его морально-волевых качеств, в сюжетно-ролевой игре реализуется потребность воздействовать на мир.

Таким образом, ссылаясь на взгляды исследователей в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления воспитанника не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Выводы

Игра является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего до-школьного детства и представляет уникальный вид деятельности, позволяющий реализовать свои ресурсы, самовыразиться, «прожить и переработать личный и личностный жизненный опыт». Игра является неотъемлемой частью в жизни воспитанников.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, которая имеет неоценимую значение для интеллектуального развития ребенка. Личный опыт воспитанников отражает в основном стереотипные сюжеты, схематичные роли, шаблонные взаимодействия между персонажами.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер.

Сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. Основой является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке.

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность воспитанников в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный характер.

Сюжетно-ролевая игра имеет исключительно важное значение для преодоления ребёнком эгоцентризма в социальных отношениях.

Важным аспектом сюжетно-ролевой игры является фантазирование, которое есть рабочий инструмент игры.

В старшем дошкольном возрасте воспитанники овладевают самым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением.

Итак, в сюжетно-ролевой игре у воспитанников старшего дошкольного возраста появляется стремление к совместной социальной жизни со взрослыми. Также развиваются и формируются такие качества, как честность, искренность, инициатива, эмпатия, выдержка, сочувствие, сострадание и т.д.

ГЛАВА II ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

  1. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Цель проекта: показать социальную значимость библиотек; привлечение родителей к взаимодействию с педагогом; подобрать и составить картотеку сюжетно-ролевых игр для воспитанников старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Формировать представления детей о библиотеке;
  2. Воспитывать правила культуры поведения в общественных местах;
  3. Повысить качество работы родителей с детьми по использованию книги;
  4. Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры, умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми;
  5. Подобрать и составить картотеку сюжетно-ролевых игр, которые направленны на всестороннее развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.

Срок реализации: 1 месяц.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, работники библиотеки, воспитатель старшей группы.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

В результате реализации проекта мы ожидаем пополнение знаний детей об окружающем мире: дети поймут значимость библиотек; будут знать и уважать труд библиотекаря; будут относится к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов. Привлечение родителей к проекту позволить заинтересовать их и активно включить их в воспитательно-образовательный процесс. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей. В результате проекта, изучая методическую литературу составить картотеку сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста.

  1. этап. «Рождение проблемы».

Воспитатель показывает, как дети небрежно обращаются с книгами.

Воспитатель: Ребята, подумайте, правильно ли поступают дети, когда относятся небрежно к книгам? Почему? Как нужно обращаться с книгами? Почему?

- Что вы знаете о книгах?

- А вы знаете, как называется место хранения книг?

- Что такое библиотека?

- Что вы знаете о ней?

  1. этап. Организационный.
  1. Занятие по теме «Откуда пришла книга». [7]
  2. Экскурсия в библиотеку. [5]
  3. Ремонт книг.
  4. Чтение библиотечных книг;
  5. Чтение сказок и рассказов по желанию детей.
  6. Составление рассказов по картине «В библиотеке».
  7. Ситуативные разговоры: «Что делать, если ты порвал книгу?», «Если бы не было книг».
  8. Викторина «Сказочные герои». [5]
  9. Рассматривание иллюстраций.
  10. Изготовление закладок, формуляров.
  11. Выполнение рисунков к любимым сказкам.

Создание предметно-развивающей среды:

  1. Обогащение библиотеки в группе книжками малышками, изготовленными и оформленными детьми совместно с родителями.

Взаимодействие с семьей:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Проведение акции «Подари книгу детскому саду».
  3. Презентация книжек малышек выполненных родителями с детьми.
  1. Заключительный.
  1. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». [7]
  2. Составление картотеки сюжетно-ролевых игр для воспитанников старшего дошкольного возраста.

Выводы

Наш проект проводился на базе МБДОУ №102 г.Иркутска, в старшей группе. В проекте принимали участие старшая группа (25 воспитанников), родители, работники библиотеки.

Нами использовались следующие приемы и ввыметоды:

  1. Занятие по теме «Откуда пришла книга».
  2. Экскурсия в библиотеку.
  3. Ремонт книг.
  4. Чтение библиотечных книг;
  5. Чтение сказок и рассказов по желанию детей.
  6. Составление рассказов по картине «В библиотеке».
  7. Ситуативные разговоры: «Что делать, если ты порвал книгу?», «Если бы не было книг».
  8. Викторина «Сказочные герои».
  9. Рассматривание иллюстраций.
  10. Изготовление закладок, формуляров.
  11. Выполнение рисунков к любимым сказкам.
  12. Анкетирование родителей.
  13. Проведение акции «Подари книгу детскому саду».
  14. Презентация книжек малышек выполненных родителями с детьми.

Все занятия по проекту сюжетно-ролевой игры «Библиотека» взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и ребенок ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу над проектом.

Для развития сюжетно-ролевой игры у воспитанников старшего дошкольного возраста нами создана предметно-развивающая среда – это обогащение библиотеки в группе книжками малышками, изготовленными и оформленными детьми совместно с родителями.

В проекте активно участвовали семьи воспитанников. Мы провели среди них анкетирование, была проведена акция «Подари книгу детскому саду, также сделали презентацию книжек-малышек, выполненных родителями с детьми.

В результате реализации проекта была проведена сюжетно-ролевая игра «Библиотека», подобрана картотека сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего до-школьного детства и представляет уникальный вид деятельности, позволяющий реализовать свои ресурсы, самовыразиться, «прожить и переработать личный и личностный жизненный опыт». Игра является неотъемлемой частью в жизни воспитанников.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, которая имеет неоценимую значение для интеллектуального развития ребенка. Личный опыт воспитанников отражает в основном стереотипные сюжеты, схематичные роли, шаблонные взаимодействия между персонажами.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный характер.

Важным аспектом сюжетно-ролевой игры является фантазирование, которое есть рабочий инструмент игры.

Старший дошкольный возраст является более сензитивным для создания сюжетно-ролевой игры. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны, эмоционально окрашены.

В старшем дошкольном возрасте воспитанники овладевают самым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением.

Итак, в сюжетно-ролевой игре у воспитанников старшего дошкольного возраста появляется стремление к совместной социальной жизни со взрослыми. Также развиваются и формируются такие качества, как честность, искренность, инициатива, эмпатия, выдержка, сочувствие, сострадание и т.д.

Наш проект проходил на базе МБДОУ №102 г.Иркутска. В проекте принимали участие 25 воспитанников старшего дошкольного возраста, их родители, работники библиотеки.

Использованные нами методы привели к тому, что воспитанники осознали социальную значимость библиотек; будут знать и уважать труд библиотекаря; будут относится к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов. Привлечение родителей к проекту позволило заинтересовать их и активно включиться их в воспитательно-образовательный процесс. Создали предметно-развивающую среду в соответствии с возрастными особенностями.

Проект показал, что содержание сюжетно-ролевой игры и выполнение роли в ней, которые подчинены правилами поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, что все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений и организует их поведение.

В результате реализации проекта была проведена сюжетно-ролевая игра «Библиотека», подобрана картотека сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста.

Таким образом, организованный нами проект позволяет сделать вывод, что повышение игровой деятельности у воспитанников старшего дошкольного возраста возможно при использовании сюжетно-ролевых игр. Все поставленные задачи выполнены, цель проекта достигнута.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Березина, В. А. Особенности ролевых игр в раннем и старшем дошкольном возрасте [Текст] / В. А. Березина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 54.
  2. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
  3. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 67 с.
  4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1991. – 536 с.
  5. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 80 с.
  6. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика-синтез, 2006. – 128 с.
  7. Гурович, Л. М. и др. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Л. М. Гурович [и др.] – СПб.: Детство-пресс,  1999. – 128 с.
  8. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с.
  9. Занько, С.Ф. Игра и учение [Текст] / С. Ф. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюнникова. – М.: Логос, 1992. – 125 с.
  10. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях [Текст] / А. В. Запорожец. –  М.: Просвещение. 1978. – 320 с.
  11. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т. И. Бабаева [и др.] – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 216 с.
  12. Калинина, Р. Р. Как развивать способность создавать игровой сюжет [Текст] / Р. Р. Калинина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 14.
  13. Колунтаева, Л. И. Сюжетно-ролевые игры на прогулке [Текст] / Л. И. Колунтаева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 1. – С. 71.
  14. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь  [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
  15. Краснощекова, Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. – 251 с.
  16. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения [Текст]: В 5 т. / Н. К. Крупская. – М.: Педагогика, 1980. – 5 т.
  17. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения [Текст]. В 5 т. Т. 1. Игра / А. С. Макаренко.– М.: 1983. – 297 с.
  18. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – 127 с.
  19. Менджерицкая, Д. В. Детские игры [Текст] / Д. В. Менджерицкая //  Дошкольное воспитание. – 2008. – № 5. – С. 10.
  20. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребёнком [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М.: Педагогика. – 1990, – 160 с.
  21. Михайленко, Н. Я. Значение сюжетно-ролевой игры для развития детей [Текст] / Н. Михайленко, Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 9. – С. 35.
  22. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 96 с.
  23. Новоселова, С. Л. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью [Текст] / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 15.
  24. Смирнова, Е. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития [Текст] / Е. Смирнова, О. В. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2003. –  № 10. – С. 63-73.
  25. Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно [Текст] / А. С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1996. – 405 с.
  26. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
  27. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Приложение 1

Конспект занятия «Откуда пришла книга»

Цель: дать детям понятие как делается книга. Продолжать расширять и уточнять  представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним. Совершенствовать монологическую речь детей. Учить детей  внятно и отчетливо произносить слова. Воспитать уважение  к тем профессиям людей, кто участвовал в изготовлении книги. Воспитать интерес и любовь к книге, как источнику знаний.

Материал к занятию: бревна (палочки), опилка, картина вездехода, картины «Деревья», картина типографии, ярко красочные книги, игрушка «Незнайка».

Словарная работа: лесоруб, комбинат, опилка, масса, типография, художник, склад, книжный магазин.

Предварительная работа: беседа с детьми в уголке книг,  просмотр бревен, (по картинке), «Деревья» картинки показ опилки (потрогать на ощупь), просмотр книг (обложка переплет странички).

Психогимнастика

Солнце утром рано встало,

Всех ребяток приласкало,

(руки вверх, ладони скрещены)

Дружно к солнышку тянитесь

И друг другу улыбнитесь

(руки опускаются через стороны, дети улыбаются)

Солнце лучика поймайте

Всем вокруг скорей раздайте

(руки вперед к себе, резким движением снова вперед).

Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости. Поздороваемся и садимся на свои места.

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю одну загадку. Вот послушайте:

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает.

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно книга.

Воспитатель открывает макет книги – оттуда появляется Незнайка.

Незнайка: Куда я попал?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как помочь Незнайке узнать обо всем больше?

(Ответы детей).

Воспитатель: Незнайка садись к ребяткам и послушай.

Воспитатель: Ребята, какие бывают книги?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой долгий путь,  проходит книга пока до нас доходит. Сколько труда вложено чтоб получилась интересная книга. Они ведь не сразу стали такими яркими. Ребята, жизнь любой книги начинается в лесу, они растут на деревьях. Вот послушайте:

Рано по утру, лесорубы шагают в лес. Где деревья помечены они пилят пилой. А как же из деревьев сделать книгу. На помощь лесорубу спешит трактор –  вездеход. Лесорубы обрубают ветки и завязывают их крепко и вездеход тянет их к реке. Река самая хорошая дорога  для плавки леса, как огромные рыбки плавают эти бревна вниз по течению. А деревья идут в бумажный комбинат. Деревья  там распиливают, измельчают в опилки и даже варили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Тесто разливают по формам в длинные широкие полосы и получается бумага.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы получили книгу?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. А на этих бумагах еще надо писать. Бумага попадает в типографию, там печатают книгу из букв. И на этом книга готова?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно ребята, чтобы книга была красивая, надо ее разукрасить. После этого  за работу берутся мастера художники. После этого книги попадают в склады и развозятся по книжным магазинам, и мы с вами покупаем эти книги.

Физминутка:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: Вот, Незнайка, какой путь проходит книга.

Незнайка: Спасибо вам большое. Теперь я буду знать, откуда пришла книга.

Воспитатель: Незнайка, посмотри, сколько у нас книг! Сейчас мы поиграем в игру: «Узнай и расскажи».

- Ребята, вы должны узнать книгу, рассказать кратко, о чем она.

(Воспитатель показывает книгу, ребенок рассказывает – книги все знакомы детям. 3-4 книги).

Воспитатель: Вот видишь, Незнайка,  сколько интересного можно узнать из книг. А сейчас будем отгадывать загадки Незнайка, ты первый будешь отгадывать загадки, а потом дети.

Незнайка: Хорошо, я готов.

Воспитатель: И так начинаем.

1. Ты беседуй чаще с ней – будешь вчетверо умней. (Книга).

2. Кто говорит молча (Книга).

3. Поле белое, овцы черные (Бумага и буквы).

4. Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает

Незнайка ошибается в ответах, а  дети отгадывают и объясняют ему отгадку.

Воспитатель: Молодцы, незнайка, вот как много знают наши дети и им помогает книга. Каждый выбирает себе книгу. Незнайка выбирает книгу «Приключения Незнайки».

Воспитатель: Да, Незнайка, эта книга  - про тебя и мы ее тебе подарим.

Незнайка: Спасибо, ребятки. Я много узнал о книге и буду беречь книгу. До свидания.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами узнали какой длинный путь проходит книга. Как мы с вами будем обращаться с книгой?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ведь не зря же говорят «Книга – источник знаний». С помощью книги мы узнаем обо всем.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии? А что было трудно? Что нового узнали?

(Ответы детей)

Приложение 2

«Экскурсия в библиотеку»

Цель: познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте.

 Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание книг.

 Ход занятия:

 Воспитатель проводит с детьми предварительную беседу.

Немного из истории библиотек.

Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется: они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе – о материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.

Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке.)

Воспитатель подводит детей к зданию библиотеки.

 

Воспитатель: Справа от нас здание, где хранятся книги – детская библиотека. (Обратить внимание детей на здание, на вывеску, на порядок территории.)

Работники библиотеки собирают разные книги. В библиотеке найдутся книги по математике, географии, истории и многие другие.

Здесь у нас первая остановка – абонемент. В абонементе на полках, открытых для доступа читателей, можно выбрать любую книгу, но обязательно вернуть ее в определенный срок. Книги стоят на полке в определенном порядке, по разделам, относящимся к разным наукам и темам.

Вторая остановка – каталог. В небольших ящичках собраны карточки на все имеющиеся в библиотеке книги. На каждой карточке мы найдем фамилию автора книги, ее название; фамилию художника, оформлявшего книгу, а также город, где она издана, год издания, количество страниц.

Карточки расположены в таком же порядке, как и книги на полках. Найти нужную книгу вам поможет библиограф.

Остановка – читальный зал. В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических изданий.

Правила юного читателя.

С любым вопросом можно обратиться к работникам библиотеки, но и сами юные читатели должны соблюдать правила:

  • аккуратно обращаться с библиотечными книгами;
  • вовремя возвращать книгу в библиотеку;
  • подклеить страницы или корешок книги, если в этом есть необходимость.

Во второй половине дня детям предлагается подклеить книги в группе. Предложить родителям принести книги для пополнения библиотечного фонда группы.

Приложение 3

Викторина для дошкольников

Тема: Сказочные герои

1. Юный волшебник, у которого есть сова. (Гарри Поттер)

2. Вредная старуха с крысой. (Шапокляк)

3. Злой хозяин кукольного театра с длинной бородой. (Карабас-Барабас)

4. Девочка, которая шла по дороге из желтого кирпича. (Элли)

5. Маленькая девочка, живущая в цветке. (Дюймовочка)

6. Деревянная кукла с длинным носом. (Буратино)

7. В какой сказке карета превратилась в тыкву? (В «Золушке»)

8. Мальчик, которого похитила Снежная королева. (Кай)

9. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

10. Герой русской народной сказки, который ездил на печи. (Емеля)

11. Вредная старуха из русских народных сказок. (Баба Яга)

12. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)

13. Кто купил на базаре самовар и устроил пир? (Муха-Цокотуха )

Приложение 4

Анкета для родителей по вопросам приобщения детей к чтению

Уважаемые родители!

Для того чтобы определить, насколько Ваш ребенок приобщен к чтению, какое внимание уделяется этому вопросу в семье, просим ответить на вопросы данной анкеты.

1. Как Вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?____________________

2. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

  • да;
  • нет.

3. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?

  • да;
  • нет.

4. Есть ли у вас дома библиотека и что она собой представляет?

  • несколько книжных полок;
  • книжный шкаф;
  • стеллажи с книгами;
  • (другое)_____________________________________________________

5. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

  • да;
  • нет.

6. Часто ли вы читаете ребенку книги?

  • каждый день;
  • каждый вечер перед сном;
  • когда попросит;
  • иногда.

7. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка:________________________________________________________________

8. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений: ____________________________________________________

9. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

  • да;
  • нет;
  • иногда.

10. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

11. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? _________________________________________________________________

12. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

13. Выписываете ли вы детские журналы? Какие? ______________________________________________________________

14. Рассматриваете ли вы с ребенком работы, представленные на выставках в коридорах дошкольного образовательного учреждения:

  • да, там содержится много материала для бесед с ребенком;
  • да, иногда;
  • на это совсем нет времени;
  • нет, никогда.

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей

Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы. Ф. И. О. ребёнка________________________________________

Сколько детей воспитывается в семье?_____________________________

Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?_____________________________________________________

Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?______________________________________________

Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети.____________________________________________________________

Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня._____________________________________________________________

Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек. ______________________________________________

Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?______________________________________________________________

Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?_______________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

        

Приложение 6

Сценарий сюжетно-ролевой игры  «Библиотека»

Цель: научить развивать сюжет игры, проявляя творческое воображение.

Действующие лица:

  • Воспитатель – 1 человек.
  • Библиотекари – 2 человека.
  • Читатели – 5-6 человек.
  • Продавец магазина – 1 человек.
  • Шофёр – 1человек.
  • Доктор  «Знайка» - 1 человек.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в библиотеку.

Мы словно попали в волшебное царство:

В нём тысячи книг на полках живут.

Придут сюда умные, добрые дети,

От корки до корки все книги прочтут.

Воспитатель: Я  заведующая библиотекой – Жанна Викторовна. Я хочу познакомить вас с нашей библиотекой.

Чтобы начать игру, я предлагаю вам  отгадать загадки:

Если книгу написал,

Значит ты писатель,

Если книгу прочитал,

Значит ты (Читатель).

 - Молодцы! Как вы считаете в библиотеке должны быть читатели? (ответы детей).

- Кто хочет  быть  читателем? (дети сами распределяют роли).

- Вот   Алёна,  Настя, Саша – вы будете читателями.                      

 - А что они  должны  там делать? (рассматривают книги, выбирают книги, журналы и т.д.)

Следующая загадка:  

Таблетки и микстуру

Вам продаёт аптекарь,

Учебники и книги

Найдёт вам.(Библиотекарь).

Кто желает быть  в игре библиотекарем? (дети предлагают).

- Хорошо Соня, ты будешь библиотекарем.

- Какие отделы есть в библиотеке? (абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, «книжкина мастерская»).

- Значит,  нам нужен ещё один библиотекарь.

Отгадайте загадку:

Друг за другом ровно в ряд

Дружно карточки стоят,

Чтоб помочь любому смог,

Существует (Каталог  условных обозначений).

- Хорошо!

- Ты тоже справилась с отгадкой дала правильный ответ, теперь договоритесь кто из вас будет на абонементе, а кто в читальном зале.

Итак, Соня будет работать на абонементе.

А  Алиса в читальном зале.

- Займите свои места. Вот ещё одна загадка. Кто отгадает загадку?

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга).

- Желающий  помочь книжкам вылечиться,  продлить им жизнь, прошу пройти в  «книжную мастерскую» и стать книжным доктором «Знайкой», отвечающим за опрятный красивый вид книги. Кто отгадал загадку?

- Вот Миша будет книжным доктором «Знайкой». Пройди,  пожалуйста, к себе в мастерскую.

- Ребята ,а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку? (со склада, из других библиотечных фондов, из магазина).

- Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.

- Кто привозит,  доставляет книги в библиотеку? (водитель, шофёр).

Дети договариваются о ролях и начинают игру.

 1-й библиотекарь: 

Добро пожаловать в абонемент 

Наполнено царство таинственным светом,

Здесь спряталась где-то в тени тишина.

И слышно дыхание каждой страницы,

И можно услышать книг голоса…

Мы рады видеть вас.

У нас  сегодня новое поступление книг.

Прошу пройдите к стеллажам.

Прошу познакомиться.

- Какие правила поведения  нужно помнить при посещении библиотеки? (ответы детей).  

- Молодцы, что знаете правила.

Дети выбирают книги.

- Катя, тебе понравилась эта книга?

- Никита, а тебе что понравилось? Вы подойдите ко мне, я запищу вам книгу (библиотекарь заполняет формуляр).

- Можете пройти в интересующие вас залы (дети по желанию распределяются по залам)

2-й библиотекарь: 

Я приглашаю вас  в читальный зал 

В этом зале есть старые книги, а  есть молодые.

Их все за всю жизнь невозможно прочесть.

Но каждая дарит нам радость познанья,

Поэтому нужно их свято беречь.

Заведующая:

Дети посмотрите, а здесь совсем уже иначе.

Вы оказались в гостях страны Читалии.

Вы знаете правило пользования  книгами? (ответы детей).

- В нашей библиотеке есть «книжкина мастерская». Сегодня наш  «Знайка» приглашает всех желающих помочь в ремонте книг, сделать  закладочки,  чтобы вам было удобно пользоваться книгой (желающие проходят в мастерскую доктора  «Знайки»).

2-й библиотекарь: 

- Мы рады вас приветствовать. Здесь вы можете познакомиться с новыми,  необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю вам обратить внимание вот на эту необычную книгу.

После чего дети  самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся  литературу.

Заведующая:

- Я буду у себя в кабинете, мне должны позвонить со склада.

Продавец  склада (магазина):

- Добрый день. К нам поступила новая развивающая литература: ребусы, кроссворды,  головоломки. Не хотели бы вы приобрести для читального зала? Очень красочные.

 Заведующая:

- Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера.

Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его.

Заведующая: 

- Когда вы нам подвезёте заказ?

Шофёр-курьер: 

- Через час.

Заведующая:

- Ребята, скоро в нашей библиотеке  будет новые поступления, мы приглашаем вас  познакомиться с ними. Но прежде я хотела бы узнать,  как внимательно вы читаете наши книги, умеете ли вы работать со схемами, пиктограммами (предлагает детям выполнить задания, разложенные на столе на карточках, дети выполняют задание по желанию).

Шофёр-курьер: привёз  заказ, подписывает накладную. Проверяет привезённую литературу по накладной.

Дети продолжают игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры....

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

      В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...

Консультация для родителей "Игра как ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Юные пожарные»

Конспект Конспект  непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста  по теме: «Юные ...

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста

В работе рассматривается значение сюжетно-ролевых игр в процессе социализации старших дошкольников. Дается определение социализации и описываются особенности социализации детей - дошкольников....

Картотека сюжетно-ролевых игр по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего  дошкольного возраста...