Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
Автор: старший воспитатель МБДОУ д/с № 31 п.Мирской ПЛАН
Предварительная работа 1.Анкетирование педагогов. 2.Анкетирование родителей.
1-ое занятие: 1.Теоретические вопросы. Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», компоненты здорового образа жизни. Форма проведения – круглый стол.
2.Задачи работы в ДОУ по формированию ЗОЖ. Формы работы с семьей по формированию ЗОЖ. Работа в подгруппах.
3.Задание: 1Составить рекомендации для родителей по формированию ЗОЖ дошкольника. 2.Составить картотеку пословиц, поговорок, загадок о здоровье.
2-ое занятие: 1.Анализ составленных рекомендаций для родителей. Форма проведения – круглый стол.
2.Практикум: 1.Проводит мед.сестра. Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления. Автор-В.П.Базарный 2.Проводит руководитель физ. воспитания. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
3.Задание:
Планирование и организация совместных форм работы с семьей, направленных на формирования ЗОЖ
Анкета для воспитателя.
Уважаемые педагоги! В преддверие проведения семинара просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1.Как часто Вы беседуете с родителями по поводу его ребенка?
-Ежедневно -Не менее 1 раза в неделю -По мере необходимости
2.Какова тематика вашего общения с родителями?
-Здоровье, самочувствие ребенка -Бытовые вопросы (как прошел день, как ел, спал…) - Организационные вопросы -Вопросы развития ребенка -Другие (указать какие)
3.Кто чаще выступает инициатором общения?
-Вы -Родители
4.Как Вы оцениваете результаты общения?
-чаще всего конструктивные - чаще всего как не конструктивные -в зависимости от содержания беседы -в зависимости от конкретного родителя
5.С чем связаны трудности в общении с родителями?
-налаживание личного контакта -выбор содержания беседы - выбор форм взаимодействия с семьей -непонимание родителями задач детского сада -недостаточные знания родителей в области педагогики, психологии -другое_____________________________________________
Спасибо за ответы Анкета для родителей №1
Уважаемые родители! Наш детский сад проводит исследование, необходимое для улучшения взаимного сотрудничества. Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1.Как часто Вы общаетесь с воспитателями, педагогами по поводу вашего ребенка? - Ежедневно - 2-3 раза в неделю -По мере необходимости
2.По какому поводу чаще всего Вы общаетесь с педагогами?
-Вопросы здоровья и самочувствия ребенка -Вопросы успешности ребенка на занятиях -Вопросы поведения -Бытовые вопросы
3. Выделите наиболее актуальные и интересные для Вас направления общения с ДОУ.
-Предшкольная подготовка -Вопросы сохранения здоровья ребенка -другое______________________________________________________
4.Какие из перечисленных форм сотрудничества с ДОУ Вам интересны?
-Проведение консультаций специалистами ДОУ -Совместные праздники, вечера досуга -Семейный клуб -Библиотека для родителей -Другое____________________________________
Благодарим за ответы!
Анкета для родителей №2
1.Считаете ли Вы необходимым привитие навыков здорового образа ребенку, начиная с дошкольного возраста?
-Да -Нет
2.Какие привычки, по вашему мнению, соответствуют здоровому образу жизни? ____________________________________________________________
____________________________________________________________
3.Воздействуете ли вы на своего ребенка с целью формирования у него привычки к здоровому образу жизни?
-Да -Нет
4.Часто ли болеет ваш ребенок?
-да -нет
5.Каковы, по вашему мнению, причины болезни вашего ребенка?
-Недостаточное физическое воспитание -Наследственность -Другое___________________________
6.Какие темы для Вас наиболее интересны
-Закаливание -Профилактика -Гимнастики -Вопросы профилактики простудных заболеваний -Другое__________________________
Благодарим за ответы!
1-ое занятие:
1.Круглый стол
Старший воспитатель предлагает каждому педагогу сформулировать определение понятия «ЗДОРОВЬЕ» и дать свое понимание данного определения. В ходе выступлений педагогов старший воспитатель фиксирует предлагаемые варианты, отмечая общее и различное в определениях. Старший воспитатель дает несколько определений, принятых в научном мире. «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энциклопедия)
«ЗДОРОВЬЕ» - нормальное состояние, правильное функционирующего, неповрежденного организма. (Толковый словарь Ушакова)
«ЗДОРОВЬЕ» - состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном напряжении (Словарь психологических понятий)
«Здоровье» - отсутствие болезней, физических дефектов, полное психическое, социально-нравственное и физиологическое благополучие. (ВОЗ)
Педагоги обсуждают и выбирают определение, наиболее полно раскрывающее понятие «здоровье». Исходя из выбранного определения, педагогам предлагается сформулировать понятие «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» - активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья. Аналогично ведется работа над понятием «компоненты здорового образа жизни». После обсуждения мнений педагогов старший воспитатель комментирует результаты опроса родителей (Приложение). « Самые популярные ответы на вопрос о составляющих понятия «Здоровый образ жизни»: правильное, качественное питание, занятия спортом, отсутствие вредных привычек (курение)…»
2.Старший воспитатель освещает теоретические вопросы.
Задачи ДОУ по формированию ЗОЖ дошкольника 1.Создание здоровьесберегающей среды. ( Выполнение СанПина, условия для двигательной активности…)
2.Оказание помощи ребенку по накоплению необходимого опыта и знаний для успешного выполнения задач по воспитательно-оздоровительной работе.
3.Формирование через активную деятельность здорового организма дошкольника, его динамического и устойчивого состояния к условиям жизни.
4.Стимулирование дошкольников к включению в процесс физического развития и двигательной активности.
5.Формирование навыков саморегуляции поведения, направленных на осознанное сохранение и укрепление здоровья.
6.Работа с семьями воспитанников по вопросам формирования здорового образа жизни ребенка. (Теоретические и практические мероприятия)
Формы работы с семьями воспитанников: 1. Лекции 2. Консультации с привлечением специалистов (медсестра, физинструктор) 3. Совместные досуговые мероприятия 4. Тематические газеты 5. Семинар-практикум 6. Родительский клуб 7. Наглядная информация 8.Привлечение родителей к открытым занятиям .
В своих анкетах родители, отвечая на вопрос о формах взаимодействия с ДОУ, отдали предпочтения активным формам.
Задание педагогам: (работа по подгруппам) Заполните таблицу Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника. Обосновать свой выбор и актуальность предложенных тем.
-«Береги зубы смолоду» -Оказание первой помощи при отравлении, травме -Влияние ТВ на здоровье дошкольников - «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» - «Режим дня» -«Личная гигиена дома» - «Полезная кухня» - «Выходные с пользой для здоровья» -«Вредные привычки»
Задание: Разработать содержание информационного уголка по теме формирование ЗОЖ дошкольника.
2-ое занятие 1.Отчет о выполнении задания по предыдущему занятию.
Воспитатели презентуют содержание и форму подачи информации для родителей по вопросам формирования ЗОЖ детей дошкольного возраста.
2.Практикум проводит старшая мед.сестра ДОУ (врач)
Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления
В основу данного комплекса положены многолетние исследования и опыт внедрения в дошкольных учреждениях Красноярского края, Канады. Финляндии. Автор данной методики - доктор медицинских наук, врач-офтальмолог В.П.Базарный
Комплекс дыхательной гимнастики.
Проводит физинструктор Значение дыхательной гимнастики для здоровья детей: От дыхания во многом зависят здоровье, физическая и умственная деятельность человека. Дыхательная функция необычайна, важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, т.к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Дыхательная система ребенка-дошольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать, что следует дышать через нос. Это очень важно, т.к. атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость организма. Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни. Ознакомление с правилами выполнения дыхательных упражнений.
Показ и выполнение комплекса упражнений. 3.Задание:
Планирование и организация совместных форм работы с семьей, направленных на формирования ЗОЖ: разработка сценария Дня здоровья с участием родителей.
|