Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Пичкурова Наталья Александровна

·     «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энциклопедия) 


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesb.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ 

Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в 
условиях ДОУ и семьи» 

Автор: старший воспитатель МБДОУ д/с  № 31 п.Мирской

ПЛАН 

Предварительная работа 
1.Анкетирование педагогов. 
2.Анкетирование родителей. 

1-ое занятие: 
1.Теоретические вопросы. 
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», компоненты здорового образа жизни. 
Форма проведения – круглый стол. 

2.Задачи работы в ДОУ по формированию ЗОЖ. 
Формы работы с семьей по формированию ЗОЖ. 
Работа в подгруппах. 

3.Задание: 
1Составить рекомендации для родителей по формированию ЗОЖ 
дошкольника. 
2.Составить картотеку пословиц, поговорок, загадок о здоровье. 

2-ое занятие: 
1.Анализ составленных рекомендаций для родителей. 
Форма проведения – круглый стол. 

2.Практикум: 
1.Проводит мед.сестра. 
Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления. Автор-В.П.Базарный 
2.Проводит руководитель физ. воспитания. 
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики 

3.Задание: 

Планирование и организация совместных форм работы с семьей, направленных на формирования ЗОЖ 

Анкета для воспитателя. 

Уважаемые педагоги! В преддверие проведения семинара просим Вас ответить на вопросы анкеты. 

1.Как часто Вы беседуете с родителями по поводу его ребенка? 

-Ежедневно 
-Не менее 1 раза в неделю 
-По мере необходимости 

2.Какова тематика вашего общения с родителями? 

-Здоровье, самочувствие ребенка 
-Бытовые вопросы (как прошел день, как ел, спал…) 
- Организационные вопросы 
-Вопросы развития ребенка 
-Другие (указать какие) 

3.Кто чаще выступает инициатором общения? 

-Вы 
-Родители 

4.Как Вы оцениваете результаты общения? 

-чаще всего конструктивные 
- чаще всего как не конструктивные 
-в зависимости от содержания беседы 
-в зависимости от конкретного родителя 

5.С чем связаны трудности в общении с родителями? 

-налаживание личного контакта 
-выбор содержания беседы 
- выбор форм взаимодействия с семьей 
-непонимание родителями задач детского сада 
-недостаточные знания родителей в области педагогики, психологии 
-другое_____________________________________________ 

Спасибо за ответы 
Анкета для родителей №1 

Уважаемые родители! Наш детский сад проводит исследование, необходимое для улучшения взаимного сотрудничества. Просим Вас ответить на вопросы анкеты. 

1.Как часто Вы общаетесь с воспитателями, педагогами по поводу вашего ребенка? 
- Ежедневно 
- 2-3 раза в неделю 
-По мере необходимости 

2.По какому поводу чаще всего Вы общаетесь с педагогами? 

-Вопросы здоровья и самочувствия ребенка 
-Вопросы успешности ребенка на занятиях 
-Вопросы поведения 
-Бытовые вопросы 

3. Выделите наиболее актуальные и интересные для Вас направления общения с ДОУ. 

-Предшкольная подготовка 
-Вопросы сохранения здоровья ребенка 
-другое______________________________________________________ 

4.Какие из перечисленных форм сотрудничества с ДОУ Вам интересны? 

-Проведение консультаций специалистами ДОУ 
-Совместные праздники, вечера досуга 
-Семейный клуб 
-Библиотека для родителей 
-Другое____________________________________ 

Благодарим за ответы! 

Анкета для родителей №2 

1.Считаете ли Вы необходимым привитие навыков здорового образа ребенку, начиная с дошкольного возраста? 

-Да 
-Нет 

2.Какие привычки, по вашему мнению, соответствуют здоровому образу жизни? 
____________________________________________________________ 

____________________________________________________________ 

3.Воздействуете ли вы на своего ребенка с целью формирования у него привычки к здоровому образу жизни? 

-Да 
-Нет 

4.Часто ли болеет ваш ребенок? 

-да 
-нет 

5.Каковы, по вашему мнению, причины болезни вашего ребенка? 

-Недостаточное физическое воспитание 
-Наследственность 
-Другое___________________________ 

6.Какие темы для Вас наиболее интересны 

-Закаливание 
-Профилактика 
-Гимнастики 
-Вопросы профилактики простудных заболеваний 
-Другое__________________________ 

Благодарим за ответы! 


1-ое занятие: 

1.Круглый стол 

Старший воспитатель предлагает каждому педагогу сформулировать определение понятия «ЗДОРОВЬЕ» и дать свое понимание данного определения. 
В ходе выступлений педагогов старший воспитатель фиксирует предлагаемые варианты, отмечая общее и различное в определениях. 
Старший воспитатель дает несколько определений, принятых в научном мире. 
«ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энциклопедия) 

«ЗДОРОВЬЕ» - нормальное состояние, правильное функционирующего, неповрежденного организма. (Толковый словарь Ушакова) 

«ЗДОРОВЬЕ» - состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном напряжении (Словарь психологических понятий) 

«Здоровье» - отсутствие болезней, физических дефектов, полное психическое, социально-нравственное и физиологическое благополучие. (ВОЗ) 

Педагоги обсуждают и выбирают определение, наиболее полно раскрывающее понятие «здоровье». 
Исходя из выбранного определения, педагогам предлагается сформулировать понятие «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ». 

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» - активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья. 
Аналогично ведется работа над понятием «компоненты здорового образа жизни». После обсуждения мнений педагогов старший воспитатель комментирует результаты опроса родителей (Приложение). 
« Самые популярные ответы на вопрос о составляющих понятия «Здоровый образ жизни»: правильное, качественное питание, занятия спортом, отсутствие вредных привычек (курение)…» 

2.Старший воспитатель освещает теоретические вопросы. 

Задачи ДОУ по формированию ЗОЖ дошкольника 
1.Создание здоровьесберегающей среды. ( Выполнение СанПина, условия для двигательной активности…) 

2.Оказание помощи ребенку по накоплению необходимого опыта и знаний для успешного выполнения задач по воспитательно-оздоровительной работе. 

3.Формирование через активную деятельность здорового организма дошкольника, его динамического и устойчивого состояния к условиям жизни. 

4.Стимулирование дошкольников к включению в процесс физического развития и двигательной активности. 

5.Формирование навыков саморегуляции поведения, направленных на осознанное сохранение и укрепление здоровья. 

6.Работа с семьями воспитанников по вопросам формирования здорового образа жизни ребенка. (Теоретические и практические мероприятия) 

Формы работы с семьями воспитанников
1. Лекции 
2. Консультации с привлечением специалистов (медсестра, физинструктор) 
3. Совместные досуговые мероприятия 
4. Тематические газеты 
5. Семинар-практикум 
6. Родительский клуб 
7. Наглядная информация 
8.Привлечение родителей к открытым занятиям .

В своих анкетах родители, отвечая на вопрос о формах взаимодействия с ДОУ, отдали предпочтения активным формам. 

Задание педагогам: (работа по подгруппам) Заполните таблицу 
Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника. Обосновать свой выбор и актуальность предложенных тем. 

ТЕМА

ФОРМА

СПЕЦИАЛИСТЫ 


-«Береги зубы смолоду» 
-Оказание первой помощи при отравлении, травме 
-Влияние ТВ на здоровье дошкольников 
- «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» 
- «Режим дня» 
-«Личная гигиена дома» 
- «Полезная кухня» 
- «Выходные с пользой для здоровья» 
-«Вредные привычки» 

Задание: 
Разработать содержание информационного уголка по теме формирование ЗОЖ дошкольника. 

2-ое занятие 
1.Отчет о выполнении задания по предыдущему занятию. 

Воспитатели презентуют содержание и форму подачи информации для родителей по вопросам формирования ЗОЖ детей дошкольного возраста. 

2.Практикум проводит старшая мед.сестра ДОУ (врач) 

Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления 

В основу данного комплекса положены многолетние исследования и опыт внедрения в дошкольных учреждениях Красноярского края, Канады. Финляндии. Автор данной методики - доктор медицинских наук, врач-офтальмолог В.П.Базарный 


Комплекс дыхательной гимнастики. 

Проводит физинструктор  
Значение дыхательной гимнастики для здоровья детей: 
От дыхания во многом зависят здоровье, физическая и умственная деятельность человека. Дыхательная функция необычайна, важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, т.к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Дыхательная система ребенка-дошольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное. 
Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать, что следует дышать через нос. Это очень важно, т.к. атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость организма. Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни. 
Ознакомление с правилами выполнения дыхательных упражнений. 

Показ и выполнение комплекса упражнений. 
3.Задание: 

Планирование и организация совместных форм работы с семьей, направленных на формирования ЗОЖ: разработка сценария Дня здоровья с участием родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по здоровьесбережению в условиях семьи и ДОУ...

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»...

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детског...

Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Консультация для воспитателей "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является физическое развитие воспитанников, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярн...

Консультация для воспитателей. Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Консультация для воспитателей.  Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Подготовила и провела:Шпенева А.В – ст. воспитатель  Ува...