Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"
методическая разработка по теме

Ефремова Светлана Ивановна

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по здоровьесбережению в условиях семьи и ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_efremova_s.i.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ

Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в
условиях ДОУ и семьи»

                                         Подготовила:  

                                                                                  воспитатель МБДОУ ЦРР  ДС № 51

                                      Ефремова С.И.

Озёрск, 2014г.

Уважаемые педагоги!

Сегодня мы проводим семинар-практикум по теме :

«Формирование здорового образа жизни дошкольников  в  условиях ДОУ и семьи»

1.Теоретические вопросы.
          Что же такое здоровье?  

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое здоровье» включающее образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно!

Последние данные по статистике Министерства Образования и Науки РФ говорят, что XXI век в России начался с резкого ухуджения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8% снизилось число здоровых детей. На 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии.

Таким образом, ситуация по этому вопросу такова: «хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена.

(Выступление И.Г. Будановой педагог рассказывает, что такое здоровье)
            «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энциклопедия)
           «ЗДОРОВЬЕ» - нормальное состояние, правильное функционирующего, неповрежденного организма. (Толковый словарь Ушакова)
           «ЗДОРОВЬЕ» - состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном напряжении (Словарь психологических понятий)
           «Здоровье» - отсутствие болезней, физических дефектов, полное психическое, социально-нравственное и физиологическое благополучие. (ВОЗ) .

Педагоги обсуждают и выбирают определение, наиболее полно раскрывающее понятие «здоровье».
Исходя из выбранного определения, педагогам предлагается сформулировать понятие «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» - активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.
Аналогично ведется работа над понятием «компоненты здорового образа жизни». После обсуждения мнений педагогов старший воспитатель комментирует результаты опроса родителей (Приложение).
« Самые популярные ответы на вопрос о составляющих понятия «Здоровый образ жизни»: правильное, качественное питание, занятия спортом, отсутствие вредных привычек (курение)…»

2. Формы работы с семьями по формированию ЗОЖ :

(выступление Мяготиной Н.С.)
Задачи ДОУ по формированию ЗОЖ дошкольника:

  1.  Создание здоровьесберегающей среды. ( Выполнение СанПина, условия для двигательной активности…)
  2.  Оказание помощи ребенку по накоплению необходимого опыта и знаний для успешного выполнения задач по воспитательно-оздоровительной работе.
  3. Формирование через активную деятельность здорового организма дошкольника, его динамического и устойчивого состояния к условиям жизни.
  4. Стимулирование дошкольников к включению в процесс физического развития и двигательной активности.
  5. Формирование навыков саморегуляции поведения, направленных на осознанное сохранение и укрепление здоровья.
  6. Работа с семьями воспитанников по вопросам формирования здорового образа жизни ребенка. (Теоретические и практические мероприятия)

3.  Формы работы с семьями воспитанников: 
     1.  Лекции
     2.  Консультации с привлечением специалистов (врач, инструктор ЛФК…)
     3.  Совместные досуговые мероприятия
     4.  Тематические газеты
     5.   Семинар-практикум
     6.   Родительский клуб
     7.  Наглядная информация
     8.  Привлечение родителей к открытым занятиям

4.  Круглый стол:  «Вопрос-ответ»:

-  Какие из компонентов по формированию ЗОЖ Вам кажутся наиболее

    проблемными, трудно решаемыми?

- Попробуйте определить по 100% шкале уровень здоровья. От чего он

   зависит?

Согласно заключению экспертов ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)  уровень здоровья зависит от

- система здравоохранения – 10%;

- от наследственных факторов – 20%;

- от состояния окружающей среды – 20%;

- от самого человека (образ жизни) – 50%.

        Назовите формы работы с родителями по формированию ЗОЖ. Какие Вами чаще всего используются?

        - Какие Вы знаете нетрадиционные формы оздоровления детей? Используете ли Вы их в своей работе?

5.  Составление перспективного планирования по работе с семьей по форме ЗОЖ на март месяц.

6.  Защита проектов «Использование нетрадиционных форм оздоровления детей в ДОУ.

(выступление Юдиной Е.П. гр.11 и Чекман О.А. гр.16)

Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений.

Одновременно с использованием инновационных технологий важным фактором является атмосфера родственно-эмоциональных связей.

Считается, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Семья и  детский сад не могут заменять друг друга и должны взаимодействовать.

Всё чаще и чаще звучат в средствах массовой информации,  уз уст педагогов, медиков, родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, но и для всех жителей планеты.

Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: питания, экологии, гигиены, социальных факторов, а так же качественного взаимодействия семьи и ДОУ.

Вопросы формирования и воспитания культуры ЗОЖ рассмотрены в работах – Вайнера Зайцева, Тверской и др.  Однако методы работы ДОУ с родителями по формированию ЗОЖ почти не рассматриваются в литературе.

Очень важно с самого раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой, поэтому задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»...

Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

·     «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энцикл...

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детског...

Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

«Здоровый образ жизни дошкольников в условиях ДОО и семьи»

  Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотру...

Консультация для воспитателей "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является физическое развитие воспитанников, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярн...