Главные вкладки

    Материал на тему:
    Семинар для воспитателей "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей путем обращения к художественной литературе"

    Толмачева Юлия Викторовна

    Данный материал представляет собой вступительное слово старшего воспитателя на семинаре-практикуме, раскрывающий смысл поставленной темы и задачи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vospitanie_duhovno-nravstvennyh_kachestv.docx15.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар №1 (2015-2016 уч.гг)

    Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников

    путем обращения к художественной литературе

    Сегодня в нашей стране очень много говорят о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Проблема поднята не только на уровне школ и садов, но на уровне правительства, всего государства. С одной стороны причины актуальности ясны: возросла детская жестокость, телевидение, компьютеры демонстрируют жестокость и т.д. Но ведь нравственное образование  преподавалось всегда. Почему же этого было мало? Почему появилось сочетание «духовно-нравственное образование»? Чем духовно-нравственное отличается от морально-нравственного?

    Большинство людей термин «Духовно-нравственное воспитание» понимают очень узко. Для многих – это просвещение народа в религиозном смысле (церковь, традиции и обряды и т.д.)

    Для начала давайте разберемся, что такое духовно-нравственные качества. Назовем их: доброта, терпимость, любовь, великодушие, отзывчивость, милосердие, сострадание.

    Давайте определим, что такое нравственность, нравственные поступки, а что такое духовность. Для начала, что глубже, духовность или нравственность? Духовность.

    «Нравственность» – это когда человек знает, что такое хорошо, и что такое плохо и старается поступать хорошо. В данном случае наше сознание выбирает, когда и по отношению к кому совершить добро, нравственный поступок. Нравственность часто связана с нашей оценкой.

    Духовность – это степень нашей любви не зависимо от нашего сознания.  

    В качестве примера приведу два очень известных детских произведения.

    Произведение, в котором ребенку дается информация о морально-нравственных и безнравственных поступках. Самый яркий пример – В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

    Строки:

    Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

    Этот мальчик очень милый, поступает хорошо…

    Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,

    Про такого пишут тут, он хороший мальчик….

    Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.

    Про такого говорят, он – плохой, неряха…

    А теперь возьмем произведение Г-Х.Андерсена «Снежная Королева». После того, как Каю попадают осколки в глаз и в сердце, он становится злым, грубым, он губит выращенные с любовью розы, а Герда все равно его любит. Кай катает Герду на санках и специально делает так, чтобы она упала, смеется над ней. А она все равно идет его спасать.

    Или сказка Аксакова «Аленький цветочек». Какими качествами обладает меньшая дочь Настенька: почтение и любовь к отцу, жертвенность, жалость чудищу, которого все боятся и никто не может полюбить.

    От произведений духовного содержания веет добром.

    Может ли человек совершать нравственные поступки, но не обладать духовностью? К сожалению, да.

    Эту разницу надо почувствовать в себе, внутри. Мы очень много говорим детям о нравственности. Мы их учим, что такое хорошо, и что такое плохо. Но мы их мало учим духовности. Потому что это сложно, потому что мы сами духовно очень бедны. Но учить надо. Духовность развивается. Помните рассказ про хулигана- медвежонка, которому по велению дедушки нужно было набрать полный мешочек камушков: один камушек – одно доброе дело. В конце он приучается делать добрые дела, он научается видеть, кому нужна помощь.

    Читайте детям добрые книжки, обсуждайте поступки героев и качества, проводите параллели с ситуациями из жизни детей.

    Примеры детских произведений, которые учат добру, состраданию, милосердию.

    Г-Х. Андерсен. Гадкий утенок. Снежная королева

    Л.Н.Толстой. Рассказы для детей: «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун»

    В.Катаев «Цветик-семицветик»

    М.Зощенко «Галоши и мороженое» и др. рассказы.

    В.Осеева. Рассказы

    Б.Заходер. Рассказы «Серая звездочка», «Отшельник и роза» и др.

    Оскар Уальд «Мальчик-звезда» и др.

    Борис Ганаго. Рассказы

    Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

    Виталий Губарев. Королевство кривых зеркал

    Ян Экхольм. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый.

    Антоний Погорельский. Черная курица или Подземные жители.

    А.Куприн. Чудесный доктор.

    Задание воспитателям – дополнить этот список.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    семинар для воспитателей на тему: "РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

    Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значи...

    Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"

    В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...

    Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу"

    От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.  Джон Локк....

    Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»

    Практикум для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»...

    «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»

    материал :индивидуальный план на тему развитие речи путем ознакомление с художественной литературой....

    Консультация "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

    Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества....

    Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»

    Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению....