ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по художественной литературе (старшая группа)

В мире, полном современных технологий и инноваций, мы забываем о культуре общения, все реже встречаем взаимопонимание, мы разучились доброжелательно разговаривать, общаться, спорить. А ведь в «споре рождается истина» - говорили раньше. Наши же споры кончаются чаще всего ссорами и обидами. Вот и получается, что культура поведения тесно связана с культурой общения.  Проблема культурного общения встала очень остро, и мы решили взять эту тему для изучения и накопления опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pechat.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ   НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

                                              Панова О.Н.

                                                воспитатель МБДОУ «ДС № 108 г. Челябинска» 

                                                               высшая квалификационная категория

«Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрешься» - так гласит русская пословица.  Как же детям нашего поколения не хватает воспитанности, деликатности, которые отличали интеллигенцию дореволюционной России.

В мире, полном современных технологий и инноваций, мы забываем о культуре общения, все реже встречаем взаимопонимание, мы разучились доброжелательно разговаривать, общаться, спорить. А ведь в «споре рождается истина» - говорили раньше. Наши же споры кончаются чаще всего ссорами и обидами. Вот и получается, что культура поведения тесно связана с культурой общения.  Проблема культурного общения встала очень остро, и мы решили взять эту тему для изучения и накопления опыта.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой общение  рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких моральных  качеств дошкольника, как:

  • уважение к старшим,
  • дружеские отношения со сверстниками,
  • умение адекватно отзываться на горе и радость других людей.

Рассмотрим, что  предлагает опыт по формированию у детей нравственных привычек, опыта гуманного поведения и отношения к окружающему миру.

 В младшем возрасте средством  воспитания является наглядный показ и пояснения действий, способов поведения в интересной для ребенка форме (игре, повседневной жизни). Общение с детьми строится на основе доброжелательности, тактичной подсказки-формулировки обращения.

 В среднем и старшем возрасте мы старались помочь детям определить моральные ориентиры в специально созданных ситуациях, проводили  игры-драматизации, беседы на этические темы, показывали (участвовали) в инсценировках  с любимыми детьми персонажами и оценивали их поступки.

Большую и важную роль в развитии нравственных качеств играет чтение художественной литературы, беседы, рассуждения. Наблюдая за детьми, мы видели, как дети сопереживают, сочувствуют персонажам.

И мы поставили цель -   продолжать воспитывать нравственные качества средствами художественной литературы, тем самым развивая речевую культуру, речевой этикет.

 Для решения поставленной цели наиболее эффективно непосредственное чтение или рассказывание литературных произведений, при этом взрослый выступает  как партнер детей по  восприятию содержания, проявляя эмоции, соответствующие тексту, показывая заинтересованность развитием сюжетной линии. Тогда ребенок тоже эмоционально «заражается» и начинает переживать все происходящие события, присваивает духовный опыт, воплощенный в образах, который становится для него собственным, личным и начинает влиять на  действия и поступки ребенка.

В дальнейшей работе на первый план выходят следующие задачи:

  1. Развивать  коммуникативные навыки  как средство обучения речевому этикету в общении сверстников (приветствие, прощание, извинения, просьбы, приглашения).
  2. Воспитывать доброжелательность по отношению к родным и близким.
  3. Учить детей употреблять различные формулы этикетных выражений.

Однако ни один опыт невозможно накопить без поддержки родителей. С этой целью родителям были предложены анкеты, консультации, список рекомендуемой литературы для чтения дома (материал размещен в групповом уголке «Почитай-ка»), просмотр рекомендуемых мультфильмов и участие в проекте. Совместно с родителями обсудили и составили план проекта.

В течение месяца дети делились своими впечатлениями о прочитанных и просмотренных произведениях, учились делать выводы о поступках героев сказок, подбирали слова и выражения тому или иному герою сказки, оценивали их поступки, выражая свои эмоции и чувства. Во время сюжетно-ролевых игр ребята старались  проявлять вежливое отношение к своему сверстнику, прислушиваться к его мнению, в самостоятельной речи - использовать больше этикетных выражений.

Таким образом, совместными усилиями родителей и педагога были сформированы представления о культуре этикета. Дети получили необходимые знания, учились продуктивному взаимодействию, умению слушать друг друга, но главное – научились применять полученные знания на практике.

Мы и сейчас продолжаем взаимодействие и сотрудничество с родителями, используя дистанционную форму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного с родителями развлечения по воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы "Национальное изобилие Матушки России"

Сценарийсовместного с родителями развлеченияпо воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возрастапосредствам художественной литературы«Национальное изобилие Матушки России»...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)...

«Формирование нравственно – патриотических качеств у детей предшкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отре...

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья о влиянии художественной литературы на формирование доброты у дошкольников. Для педагогов и родителей....

Консультация "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества....

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...

План работы по самообразованию 2020–2021 г. на тему «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу и фольклор»

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы и фольклора....