работа дошкольников с правилами
методическая разработка на тему

Сулоева Елена Валентиновна

в методической разработке освещаются вопросы формирования волевых усилий у детей дошкольного возраста через применение правил

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

     Огромной проблемой современного общества является  - снижение общего  уровня культуры. К сожалению,  это отражается на детях. С  детьми стало очень трудно работать, т.к.   они упрямы, не хотят того, что предлагает взрослый, капризны, несамостоятельны,  непослушны, неусидчивы,  проявляют агрессию, имеют трудности в общении.

Образование подразумевает умение детей учитывать, понимать нормы, умение действовать в соответствии с нормами.  Наблюдая за детьми группы , я выявила, что дети испытывают много трудностей  в  поведении, что идёт вразрез с целевыми ориентирами  ФГОС ДО.

Возникает проблема – как сформировать  волевые усилия детей? Я решила попробовать сформировать волевые усилия, используя правила.

     Правила — это своего рода общий сценарий жизни, или, как говорят психологи, скелет человеческих отношений. Появление правил было обусловлено тем, что люди нуждались в регуляторе, который, с одной стороны, гарантировал бы соблюдение определенных прав, а с другой, ограничивал бы действия, которые могут нанести вред.

       Физиологически дети готовы к освоению правил к 3 годам, когда у них появляется стремление к самостоятельности. Уже на третьем году жизни ребенок начинает понимать, что не всегда можно делать то, что хочется. 

      А к  концу 4года жизни дети уже хорошо говорят, движения у них более уверенные. Всё это позволяет расширять возможности воспитания навыков и привычек культурного безопасного  поведения, правил взаимоотношений.

       К 5 годам у детей появляется осознанная инициатива, а к 6до 11 навык трудолюбия.

 Для чего нужны правила?

  • Правила помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
  • Помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;
  •  Регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата

Все правила можно классифицировать на группы:

-ребёнок и его семья,

-ребёнок и общество,

-ребёнок и рукотворный мир,

-ребёнок и природный мир.

Требования к правилам:

  • Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
  • При формулировании правил следует избегать  частицы «не»
  •  Правило эффективно, если оно небольшое по объему  
  • Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
  •  Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении

Выделяется три этапа работы с правилами:

1 этап – обогащающий

  • Цель: накопление и систематизация знаний о правилах

2 этап – имитационный

  • Цель: формирование  умений безопасного поведения

3 этап – практический

  • Цель: упражнять детей в практических действиях, поступках, соблюдая правила

При работе с правилами необходимо работать  в тесном контакте со всеми участниками образовательного процесса. Педагогический союз воспитателя, педагогов детского сада и родителей – могучая воспитательная сила.
  Действуя в соответствии с правилами, ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение.

Правила для ребят:

  • Руки мою, отжимаю, полотенце я снимаю, каждый пальчик вытираю.
  • Руки с мылом мою быстро, полотенце будет чистым.
  • Раз намылю, два намылю, смою, руки отожму и на пол водицы я ни капли не пролью.
  • Чтоб грязнулей не остаться, надо, надо умываться!
  • Если руки не помыл -100 микробов проглотил!
  • Я    на стол не капаю, не крошу, аккуратно ем не спешу!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  • Жуём с закрытым ртом, а локти под столом.
  • За столом нельзя крутиться, можно кашей подавиться!
  • За столом сижу, спинку ровно держу!
  • Чтоб соседу не мешать, локти надо убирать!
  • Говорите чётко, внятно, чтобы было всё понятно.
  • В помещеньях не кричат, а спокойно говорят.
  • Когда взрослый говорит – детвора всегда молчит!
  • Если взрослый на пути – ты, дорогу уступи.
  • Мы порядок соблюдаем, на места все убираем.
  • Открываешь в группу дверь - поздоровайся скорей.
  • Коль уходишь, «до свиданья» говори всем на прощанье!
  • Мы игрушки не ломаем, с ними бережно играем!
  • Часто приносишь игрушки из дома? Сам поиграй, а потом дай другому!
  • Кто это машет своим кулачком? Люди решают конфликт «язычком».
  • Если ты обидел друга, то скорее извинись!

Попроси прощенье сразу, обними и помирись.

  • Ты игрушки не ломай и на место убирай!
  • Адрес если знаешь свой, попадёшь всегда домой.
  • Балкон не место для игры, без взрослого туда не выходи.
  • Труд другого уважай – за собой всё убирай!
  •  Не спеши сесть сам, посмотри по сторонам!
  •  Ты одежду береги: не мочи, не мажь, не мни!
  •  Ссориться не нужно, играйте всегда дружно!
  • В глаза с лаской посмотри и «пожалуйста» скажи!
  • Сам игрушкой поиграй и товарищу дай!
  • На занятии трудись: не ленись и не крутись!
  • Все волшебные слова – наши лучшие друзья!
  • В каждом доме на пороге вытирай почище ноги!
  • Тише, тише, тишина – спать ложится детвора!
  • Если спать не хочешь ты - лежи тихо, не шуми!
  • В нашей спальне тишина! Знает это детвора!
  •  «Спасибо» и « пожалуйста» - волшебные слова!

           В «Кораблике» их знает любая детвора!

  • «Спасибо» и «пожалуйста» я часто говорю,

      И малышей и взрослых за всё благодарю!

  • Я по лестнице иду, зорко под ноги смотрю!
  • Если взрослых я встречаю, то дорогу уступаю!
  • Игрушки, книги береги: не ломай, не рви, не мни!
  • На стуле будешь ты качаться, стульчик может поломаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» (из опыта работы)

Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.Тяга детей к огню, к игре со спичками...

Задачи работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

Задачи работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения....

«Организация работы с дошкольниками по правилам дорожного движения»

Цель: способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной, систематической и последовательной работе по обучению детей правилам дорожного движения для совершенствования качества работы п...

Описание опыта работы " Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждения  детский сад №12 «Солнышко» общеразвивающего вида  с приоритетным  осуществлением деятельности  по социально-лич...

Переспективный план работы по ознакомлению младших дошкольников с правилами дорожного движения.

Предлагаю переспективный план работы по ознакомлению младших дошкольников с правилами дорожного движения. Материал будет полезен воспитателям младших групп доу....

Статья «Работа с родителями дошкольников» по правилам дорожного движения.

Цель: формирование родителями у детей культуру поведения на проезжей части. Памятка для родителей....