Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему

«Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_russkie_narodnye_igry.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Мастер – класс на тему

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре

и традициям русского народа»

   Участников мастер – класса приглашают занять свои места.

   Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Панова Людмила Васильевна – воспитатель МДОУ №10 с. Таврово Белгородского района. Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа.

           Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век.   Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

      В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались  игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад.  Дети  разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время  народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.

   Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

          Педагоги  нашего детского сада широко используют народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. В подборе игр принимают участие не только воспитатели, но  и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физической культуре продумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания.

          Играя с детьми в русские народные игры мы добились следующих результатов: у детей   возрос  интерес к русскому народному творчеству; углубились и уточнились представления детей о Родине – России, возросло чувство гордости за ее достижения. Полученные знания дети начали отражать в различных видах художественно - творческой деятельности.  Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами. Сформировалось  умение самостоятельно играть, используя считалки, скороговорки.

   Сейчас я познакомлю вас с русскими народными играми, которые я применяю в своей работе.   Большинство этих игр записаны со слов жителей Белгородской области. Иногда слышишь разговоры взрослых о том, что дети не хотят играть или игра бывает непродолжительной, у детей пропадает интерес. Я попробую доказать, что это не так. Если ребенок заинтересован, то играть можно продолжительное время.

   Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры.  По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.

   При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, я разделила фольклорные игры на следующие категории:

  • игры интеллектуальные;
  • игры с пением и танцами (хороводные);
  • игры подвижные;
  • игры – состязания (спортивные).

Интеллектуальные игры

   Эти игры я применяю как часть занятия, разминку, заполняю ими промежуток между занятиями, в конце прогулки, перед приемом пищи. Очень любят эти игры и взрослые, поэтому эти игры очень кстати  на праздниках, досугах, викторинах, развлечениях, родительских собраниях.

   Цель: закрепить представления детей и взрослых о фольклоре; приучать к самостоятельному выполнению правил; развивать творческие способности; развивать речь детей.

   Приходит Петрушка (игрушка).

- Здравствуйте, ребята! Хотите со мною игру затеять? (Да.) Тогда я спрячусь, а вы меня позовите. 

Игра первая

 «Аюшки!»

Дети:

-  Петрушка!

Петрушка:

- Аюшки!  

Дети:

- Где ты был?

Петрушка:

- У бабушки!

Дети:

- Что принес?

Петрушка:

- Оладушки!

Дети:

- Где же они?

Петрушка:

- Под лавкой!

Дети:

- Экий, Петрушка, ты чудак!

Петрушка:

- А вы, дети, как?

Дети:

- Мы бы оладушки на стол положили да и съели.

Петрушка:

- Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется.)

Дети:

-  Петрушка!

Петрушка:

- Аюшки!  

Дети:

- Где ты был?

Петрушка:

- У бабушки!

Дети:

- Что принес?

Петрушка:

- Сапожки.

Дети:

- Где они?

Петрушка:

- А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел.

Петрушка прячется, игра продолжается дальше.

Литература: О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Отгадайте-ка, ребятки, про кого моя загадка?

Они и летом, и зимой

Любят жить одна в одной.

Принесите им сапожки –

И пойдут плясать……… (Матрешки.)

   Матрешка:

- Здравствуйте, ребята! А хотите, ребята, я вам интересные потешки расскажу?

  Дети:

- Да!

Игра вторая

«Понарошку!»

Матрешка:

Грелась кошка у ворот,

Умывала лапкой рот,

Парикмахер петушок

Подарил ей гребешок,

Причесал он кошку…

Воспитатель и дети:

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка:

В облаках медведь парил,

Чай с воронами он пил.

Вдруг, навстречу крокодил,

Раз – и мишку проглотил,

Проглотил, как мошку…

Воспитатель и дети:

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка:

Утром бабушка Варвара,

Комара несла с базара,

Видит: около плетня

С поросятами свинья,

Пляшет под гармошку…

Воспитатель и дети:

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Литература: Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры.

Дети, давайте с вами затеем вот какую игру:

Игра третья

                                       «Купили бабка с дедкой…»

Купили бабка с дедкой себе курочку.

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

Купили бабка с дедкой себе уточку.

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

Купили бабка с дедкой индюшеночка.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

Купили бабка с дедкой поросеночка.

Поросенок хрюки-хрюки.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

Купили бабка с дедкой коровеночка.

Коровенок муки-муки,

Поросенок хрюки-хрюки.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

Купили бабка с дедкой лошаденочка.

Лошаденок иго-го-ки,

Коровенок муки-муки,

Поросенок хрюки-хрюки.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

Игры с пением и танцами (хороводные)

   Такие игры проводятся на праздниках, развлечениях, посиделках, досугах, концертах.

   Цель: развитие умения выразительно и ритмично двигаться; знакомство с русскими народными плясками, хороводами; развитие игрового творчества.

Игра четвертая

Редя (Хороводная игра)

   Ставится стул, на стул садится «бабка», ей на колени садится «редька». Остальные участники встают вокруг них в хоровод. Водят хоровод. Они, как бы, работают на «бабку». Ходят и поют такую песенку:

«Редя, редя, кто тебя сажал?»

Поливанова жена при дорожке жила,

Редю саживала, огораживала,

От мороза укрывала,

От солнышка поливала.

   Потом каждый из хоровода спрашивает у «бабки»: «Бабка, бабка, поспела ли редька?», а «бабка» отвечает: «Нет, не поспела, тяпайте дальше!». Хоровод продолжает «тяпать» дальше и петь ту же песню. Когда последний из хоровода спросит у «бабки», поспела ли редька, она ответит: «Поспела!». В этот момент все дружно хватают «редьку» у «бабки», вытаскивают ее, а «бабка» должна «редьку» удержать. Когда «редька» будет вытащена, все дружно говорят: «Вытащили репку!».

 (Записано со слов жителей села Селиваново Валуйского района)  

Игра пятая

«Золотые ворота»

   Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

   Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к  «солнцу», а кто к – «луне».

   Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.

 (Записано в 2006 году со слов коренных жителей села  Шляхово Корочанского района.)  

Игра  шестая

«Дедушка Водяной»

Водяной выбирается по считалке:

Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду детей считать –

Водяного выбирать.

Раз, два, три –

Водяным будешь ты!

   Дети становятся в круг. «Водяной» – в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу со словами:

Дедушка Водяной!

Что сидишь ты под водой.

Выйди, выйди, хоть на час,

Угадай кого из нас!

   После этих слов «Водяной» на ощупь определяет ребенка, стоящего перед ним.  Угаданный ребенок становится «Водяным».

Подвижные русские народные игры

   Такие игры проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой.

   Цель: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил.

Игра седьмая

«Баба снежная»

По считалке выбирается «Снежная баба»:

Бабу снежную лепили.

Во дворе поставили.

Поиграть мы с ней решили,

И водить заставили.

Раз, два, три, «Баба снежная», води!

«Баба снежная» становится в отведенное место.

Дети крадутся к ней, напевая (на мотив «Ах вы, сени, мои сени…) слова:

Баба снежная сидит,

Утром дремлет, днями спит,

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет!

(Если роль ведущего выпала на мальчика, то называем его «Дед снежный».)

   После этих слов ведущий «замораживает» детей. Тех, кого он заморозил, остаются на месте. После окончания игры, подсчитываются пойманные дети.

Матрешка и Петрушка спорят:

Матрешка:

-В следующей игре я буду водить!

Петрушка:

- Нет, я!

Матрешка:

- Ты неправильно считаешься, я буду водить!

Петрушка:

- Нет, это ты не те слова говоришь, совсем не знаешь считалки!

Матрешка:

- Это я не знаю считалки? Вот давай, я посчитаю, и узнаем, кто будет водить.

Воспитатель:

- О чем вы спорите?

Петрушка:

- Мы хотели поиграть в игру, но никак не можем договориться, кто будет водить.

Воспитатель:

- А это очень просто, только надо знать считалочки.

Катится горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Матрешка:

- Ух, ты, здорово! А еще знаете какие-нибудь считалочки?

Воспитатель:

- Конечно, знаем, ребята, помогайте!

Я куплю себе дуду и по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.

На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король,

Королевич, сапожник. Портной. Кто ты будешь такой?

Выбирай поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

Кто засмеется, губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Водящим становится самый молчаливый.

Водящий будет «Ванечкой». Вот у меня и кепка для него есть.

Игра восьмая

«Барашеньки - крутороженьки»

Дети становятся в круг. Идут по кругу, проговаривая слова:

Барашеньки – крутороженьки

По лесам ходили,

По лугам бродили,

На скрипочке играли,

Ваню потешали:                      (Делают движения по тексту.)

 - Ваня, Ваня – простота!

Купил лошадь без хвоста!

Сел задом – наперед

И поехал в огород!                 (Дети дразнят Ваню.)

   После этих слов. Дети разбегаются, а «Ваня» их ловит. (Если девочка – ведущая, то называем ее «Маня».)

Игра девятая

«Царь – государь»

   Дети становятся в круг. «Царь – государь» стоит за кругом. Дети идут по кругу, приговаривая:

Ой, ты, царь – государь,

Варена картошка!

Не догонишь, не поймаешь,

Мы тебе не кошка!

   На последних словах  «царь – государь» дотрагивается до двух участников, стоящих рядом. Они разбегаются в разные стороны. Один из них должен занять место в кругу. Он становится  ведущим. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры. Игра повторяется, пока не останется три игрока.

(Записано со слов жителей села Колесняки Вейделевского района.)

Игра десятая

«Гусек»

    Играющие встают лицом в круг. Выбирается водящий. Под музыку все хлопают в ладоши. Водящий подходит к любому игроку и делает перед ним какие-нибудь движения. Игрок должен их повторить, став за его спиной, и двигаться за ним. Водящий подходит к другому игроку и также исполняет движения. Второй игрок отвечает ему, первый тоже повторяет эти движения. Затем все поворачиваются кругом. Первым должен оказаться первый игрок. Он становится водящим и в свою очередь приглашает игрока. После каждого движения все поворачиваются кругом.

    Каждый игрок должен побыть водящим. «Гусек» постепенно растет. Когда будут приглашены почти все игроки, дается сигнал: «Гуси, домой!». Все разбегаются по кругу, стараясь занять место в кругу. Последний становится водящим.

(Записано со слов коренных жителей села Шляхово Корочанского района.)

Игры – состязания (спортивные)

   Такие игры проводим (в основном, на улице) на занятиях по физкультуре, спортивных праздниках и досугах, развлечениях. В этих играх как нельзя лучше проявляется русская удаль, характер нашего народа, воля и стремление к победе.

   Цель: развитие интереса к народным играм; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

   «Городки», «Лапта», «Перетягивание каната», «Пекарь», «Крокет» и др.

Много русских народных игр с мячами, палками, камушками.

   У вас на столах лежит картотека игр. Мы делимся на четыре команды

  • игры интеллектуальные;
  • игры с пением и танцами (хороводные);
  • игры подвижные;
  • игры – состязания (спортивные).

Ваша задача выбрать в вашей картотеке лишнюю игру.

Я предлагаю провести  блиц-опрос по теме «Русские народные игры»

Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

Мой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень ………………… (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых  много мы………….. (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них………….(играть).

   На такой оптимистической ноте мне бы хотелось пригласить всех

На чай с сушками,

Да на кисель с ватрушками!

                                      Спасибо за внимание!

Игры, в которые мы играли сегодня:

«Аюшки!»,

«Понарошку!»,

«Купили бабка с дедкой…»,

«Редя»,

«Золотые ворота»,

«Дедушка Водяной»,

«Баба снежная»,

«Барашеньки – крутороженьки»,

«Царь – государь»,

«Гусек».

Используемая литература:

  1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2008.
  2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов мира. – М.; Просвещение, 1988.
  3. М. Ф. Литвинова Русские народные подвижные игры. – М; Просвещение, 1986.
  4. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Н. Н. Кондратьева «Мы», Программа экологического образования детей. – СПб: М 94 «Детство-Пресс», 2006.
  6. Собиратели – работники культуры Белгородчины. Записи коренных жителей сел Белгородчины. – 1994-1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".

Проект  - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенк...

Консультация для воспитателей «Значение проектного метода в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников»

Консультация для воспитателей «Значение проектного метода в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников»...

Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников

Статья раскрывает значимость проектного метода в работе с дошкольниками...

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности и творческих способностей детей в процессе музыкально-дидактических игр с музыкальными инструментами»

Игра –ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деяте...

Консультация для педагогов. "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".

Актуальность темыОдним из принципов дошкольного образования, прописанных вфедеральном государственном стандарте дошкольного образования, является:«Построение образовательной деятельности на осно...

Консультация для воспитателей Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников.

Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников....