Консультация для воспитателей «Значение проектного метода в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников»
консультация на тему

Якутова Анастасия Виссарионовна

Консультация для воспитателей «Значение проектного метода в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_proektov_-_kopiya.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей    Тема: «Значение проектного метода в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников»

Воспитатель: Якутова А.В.

 «Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников» 

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Одним из эффективных средств решения данных задач наш педагогический коллектив считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с федеральным государственным образовательны стандартом к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГОС), влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств для развития интегративных качеств ребенка, и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребёнком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами и реализаторами которых являются конкретные люди, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.

Таким образом, метод проектов можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Обратимся к истории возникновения проектного метода в педагогической науке. После  первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие ему уверовать в свои возможности. В этой связи становится популярная в разных странах социально – педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании». Реализация данной теории в практике воспитания и обучения требовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов». Один из основоположников метода проектов – американский педагог У.Х.Кальпатрик отмечал, что весь учебный процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению последующих опытов. Поэтому, обучение, отмечает он, должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

- постановку проблемы;

- составление плана её реализации;

- оценку её выполнения.

Руководство самостоятельной деятельностью детей при решении этих проблем оставалось за взрослым.

У.Х.Кальпатрик выделял 4 вида проектов:

созидательный

производительный;

потребительский - рассчитанный на изготовление предметов потребления;

проблемный - преодолевающий интеллектуальные затруднения.

Использование этих проектов, по мнению У.Х. Кальпатрика, не только подготавливает ребёнка к жизни, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.

Метод проектов нашёл своё отражение и  в идеях отечественных учёных 20-х годов: Б.В Игнатьева, В.Н.Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В.Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

В практике работы современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. исследовательско-познавательные проекты (исследовательско-творческий):  – совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;

2.игровые проекты (ролево-игровые) – предполагают использование элементов творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;

3.информационно–практико-ориентированные проекты- дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов схем, картотек, витражи и др.);

         4.творческие проекты – оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда, детского дизайна;

5.досуговые проекты – спортивные и развлекательные мероприятия;

6.комплексные проекты –  смешанные типы по предметно-содержательному наполнению.

Проекты могут быть спонтанными (их подсказывает жизнь и планировать их не приходится) и традиционные (повторяющиеся ежегодно, но каждый раз по-новому). Ни  один традиционный проект не повторяет предыдущее исполнение, хотя принципиальное содержание может оставаться прежним.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Существуют и другие виды проектов: межгрупповые; групповые; индивидуальные; исследовательские.

Работа над проектом включает деятельность педагога и деятельность детей и распределяется по этапам:

На первом этапе педагог формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, формулирует задачу. Дети на данном этапе являются инициаторами проекта, заявляя интересующую проблему, или входят в проблему выдвинутую педагогом, вживаются в игровую ситуацию, принимают и дополняют задачи проекта.

На втором этапе педагог помогает в решении выдвинутых задач, оказывает помощь в планировании деятельности, организует деятельность. Дети же объединяются в рабочие группы, распределяют задания. На данном этапе к реализации задач проекта подключаются родители.

На третьем этапе у детей идет активное накопление знаний, умений и навыков, педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.

На четвертом этапе педагог организует презентацию проекта, совместно с детьми оформляя продукт, полученный в ходе реализации проекта, а затем и представляя его зрителям или экспертам.

Важно чтобы проект, который исполняют дети, вызывал в них энтузиазм, увлекать их, шел от сердца. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Поэтому любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке педагога или родителей, дети должны выполнять самостоятельно: спланировать, выполнить, проанализировать, оценить. Для этого они должны отчетливо понимать цель проекта. Поэтому, как правило, самыми удачными являются те проекты, которые инициированы самими детьми, соответствуют их запросам и интересам. То, что на первый взгляд кажется простым и неинтересным для взрослых, для ребенка представляет повышенный интерес.

Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод:  метод проектов как педагогическая идея, технология и практика показывает нам, что роль детства не ограничивается подготовкой детей к будущей взрослой жизни. Детство само по себе является  полноценным периодом человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.

Иными словами, детский сад – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на личном опыте ребенка. И одним из способов решения этой проблемы является метод проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".

Проект  - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенк...

Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников.

«Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников»....

Консультация для педагогов:" Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"!.

Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТеатр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а...

Консультация для педагогов. "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".

Актуальность темыОдним из принципов дошкольного образования, прописанных вфедеральном государственном стандарте дошкольного образования, является:«Построение образовательной деятельности на осно...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию поэтапно- творческий перспективный план на тему: "Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный материал б...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию поэтапно-творческий перспективный план на тему: " Экологические игры как средство развития познавательных  и творческих способностей дошкольников". Данный мате...