Сообощение из опыта работы.Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
статья на тему

Наталья Александровна Синкина

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными.  Главной целью дошкольного учреждения  в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией  и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию следует проводить регулярно и в системе.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы.

 «Современные подходы

к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Чувство Родины.... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.       В.А.Сухомлинский говорит: « Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

И хотя многие впечатления еще не осознаны детьми глубоко но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности  патриота. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными.  Главной целью дошкольного учреждения  в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией  и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию следует проводить регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию в группе предметно-развивающей среды патриотической направленности. Необходимо  оборудовать центр ""Моя родина - Россия";                   подобрать дидактические игры (Защитники Отечества", Военная техника", Найди флаг России", Космос");                                                                оформить папки для рассматривания "Моя семья", " Русская матрешка", " Мой любимый город Осинники", "Осинники и его достопримечательности", «Государственная символика», «Природа нашего края»;                        изготовить атрибуты к с-р играм "Пограничники", "Моряки",  "Космонавты"; создать макеты "Улица Победы", "Мой город", "Шорский улус", "Угольное дерево"; изготовить государственную символику России, города;  подобрать методическую, художественную литературу, через которую дети расширят знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии.                        

Одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность сочетает интересы всех участников проекта:

-педагог имеет возможность самореализации и проявление творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

-родители становятся  активными участниками  нравственно-патриотического воспитания детей;

-дети организовываются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.                                                                                  

Планирование проектной      деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. С детьми средней группы проекты носят краткосрочный  характер, к подготовительной группе проекты уже исследовательские и имеют долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирают исторические факты и события.

Предлагаем реализовать систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, организованную по принципу " от простого  к сложному", состоящую из следующих тематических блоков:

-" Моя семья", где можно предложить проекты "Моя родословная", "Герб моей семьи"; фотовыставки " Моя семья", "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

-"  Мой город ", проект, в рамках которого рекомендуется составление экскурсионных маршрутов по улицам города, организация выставок детских рисунков "Город будущего", "Город моего детства"; проведение интеллектуальной викторины "Юные знатоки города"; конкурса чтецов -  «Поэты в городе Осинники», "Милый сердцу уголок"; акции по благоустройству территории д/с  "Любимый город - чистый город"  .

- " Родная природа" реализуется в проекте "Красная книга Кузбасса", где предполагается создание коллекции природных материалов родного края, посещение краеведческого музея.

- «Культура и традиции»   предполагает проведение православных праздников «Рождество», «Пасха»; интерактивной игры «В гостях у Марьи - искусницы»; развлечение «Детские забавы на Руси»; выставка детских работ «Диво-дивное» (народные промыслы); работу фольклорного плана: разрисовку глиняных игрушек, народное плетение.  

- «Защитники Отечества», блок дает возможность организовать                                                                                проект "Этих дней не смолкнет слава",  выставку рисунков " Былинные богатыри", "Военные баталии"; соревнование - эстафету "Самый ловкий"; целевые прогулки к памятным местам города; возложение цветов к обелиску, физкультурное развлечение "Защитники Отечества",  изготовление подарков для ветерана, встречу с ветераном ВОВ; создание экспозиции  "Никто не забыт и ничто не забыто". На этапе завершения проекта можно порекомендовать такие формы работы, как презентация книги памяти «Наследие героев - правнукам Победы», просмотр видеофильма «Моя родина Россия,  моя родина Кузбасс»; постановка музыкально - театрализованного представления «Сказание о земле Кузнецкой»;  открытие мини-музея «Слава героям»,  «Кладовая сибирской природы», где каждый ребенок имеет возможность осветить интересные факты.                                                        

Хотелось бы подчеркнуть немаловажную роль сотрудничества с социально значимыми учреждениями нашего города в формировании нравственно - патриотического сознания.

 Посещение краеведческого музея открывает возможность  проникновения в историю быта родного  края.                                                                              

Литературная гостиная в детской библиотеке способствует расширению кругозора дошкольников, повышает общекультурный уровень.                                                     Организация концертов в музыкальной школе и школе искусств прививает любовь к русской народной музыке, приобщает к народному творчеству.                        Созерцание произведений художников Кузбасса в выставочном зале открывает красоту окружающего мира, помогает относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.                                                                                                                                                                           В доме  детского творчества знакомят с народно – декоративным  искусством,  способствуют      развитию      творческого потенциала.                                                                                                                                                                     Все это позволяет стимулировать развитие активной гражданской позиции, сопричастности к судьбе малой родины.                                                              В системе работы по нравственно - патриотическому воспитанию придается особое значение музыкально-театрализованной деятельности, как средству эмоционально - нравственного развития дошкольников, где происходит формирование различных сторон  личности. Наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной, игровой деятельности. Оптимальным для нравственного и патриотического воспитания в д/с является проведение сезонных музыкально-театрализованных праздников "Осенины", "Рождество", "Масленица", "Именины березки". Через театрализованную деятельность дети вместе со взрослыми приобщаются к культурному наследию  и испытывают чувство сопричастности к народной культуре и быту. Народное искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, хороводом, поэтому оно так близко ему и понятно.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В законе " Об образовании" указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и д/с  которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьям воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Проблема нравственно- патриотического воспитания в современном мире, актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Исходя из этого, в решении задач нравственно-патриотического воспитания до школьников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

 Мы предлагаем создать детско-родительский клуб с целью развития в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями; провести КВН  "Люби и знай свой край родной", посиделки "Семья и родной дом", "От счастья ключи в семье ищи";    конкурсы "Герб нашей семьи", "Папа, мама, я – спортивная семья", "Самая читающая семья", выставки "Семейные реликвии", походы "Вижу чудное раздолье"; игровые программы "Вперед к победе"; мастер-класс "С чего начинается Родина?" Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных связей. Прикосновение к истории своей семьи, родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах:

-наличие у детей знаний об истории своей страны, ее природных богатствах, социально-экономической значимости;

-возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, закличек, потешек) ;

-воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России;

-привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей и участие в образовательном процессе детского сада (совместные проекты, акции, конкурсы, заседания семейного клуба).

-участие детей и родителей в конкурсах по патриотическому воспитанию разного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Сообщение из опыта работы«Современные подходы к организации математического развития дошкольников»

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математи...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...