Эмоциональное развитие ребёнка
консультация (младшая группа) на тему

Медведева Наталия Васильевна

Консультация для педагогов, воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов.26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17комбинированного вида «Алёнушка».

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.

(консультация для педагогов)

Воспитатель:

Медведева Наталия Васильевна.

2015 год.

Развитие эмоциональной сферы детей.

Цель: повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимодействий, тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

Задачи: 

  1. Развивать у детей способности понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других детей; развивать у детей умение выражать своё эмоциональное состояние  различными способами: вербально, движениями, мимикой, в рисунке; развивать у детей самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе.
  2. Создать условия для принятия ребёнком самого себя в различных эмоциональных состояниях.
  3. Развивать  умение сопереживать другому ребёнку (толерантное поведение).
  4. Развивать  умение взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях общения.
  5. Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе, обществу.
  6. Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории своей семьи.

      Социально адаптированное поведение ребёнка включает умение свободно выражать свои чувства (как позитивные, так и негативные) во взаимодействии с другими детьми, а также умение сочувствовать и сопереживать ему.

    Игнорирование своих чувств, неумение открыто выражать свои эмоции порождают у ребёнка недовольство собой, снижение чувства значимости своего «Я», самооценки. Такие дети часто не могут заявить о  своих желаниях, удовлетворить свои потребности, что способствует закреплению форм поведения характерных для социально неуверенных детей: замкнутости, зависимости от поведения и выбора других детей в установлении контакта, самоопределении и самовыражении.

     Дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуации с позиции собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым  помогаем ему по другому взглянуть на себя, по – иному оценить свои собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

ЗАНЯТИЕ «НАШИ ЭМОЦИИ»

Цель:  знакомить детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные знания и умения; расширить представления детей об эмоциях; развивать эмпатию и воображение.

Оборудование: «кубик эмоции» (кубик средних размеров, на сторонах которого приклеены пиктограммы эмоций), карточки с изображением облаков с разными настроениями, альбомы, цветные карандаши.

Игра «Кубик»

У меня есть один необычный кубик. На каждой стороне нарисовано лицо, выражающее какое либо настроение. Я первая брошу кубик. Вам нужно будет изобразить настроение, соответствующее выпавшему. Тот, кто удачнее выполнит задание, будет бросать кубик следующим.

Игра «Облако»

А теперь я буду читать  стихотворение, а вы будете изображать настроение облаков в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

 И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Всё расскажу сейчас.

Вот облачко весёлое

Смеётся надо мной:

- зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустился наутёк.

А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот.

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

                                   (Н.Екимова)

Рисунок «Облако».

А теперь я предлагаю вам нарисовать облако, каждому своё, с определённым. настроением. Настроение у облака может быть таким же, как у вас.

Игра «Через стекло».

Представьте, что вы общаетесь со своим приятелем через стекло и друг друга вы не слышите. Вам приходится мимикой, жестами передать определённую информацию. Вот задание:

- «Вы забыли надеть шарф, а на улице холодно»

- «Принеси мне стакан воды, я хочу пить»

- «Ты не хочешь со мной порисовать»

- «У меня болит горло»

Игра «Обувь»

Вам нужно пройти так, будто вы идёте в определённой обуви: валенки, туфли на высоком каблуке, балетные тапочки, домашние тапочки, ботинки.

Игры на снятие агрессивности: «Волшебный мешочек», «Надуть воздушный шарик злостью», «Топанье ногами», «Договор с руками» и рисуночные методы.

   Чтобы поднять настроение ребёнку можно поиграть в игру «Волшебный стул» - ребёнку с плохим настроением предлагают сесть на волшебный стульчик и попросить остальных детей группы поддержать ребёнка добрыми словами, пожеланиями и по очереди подходить и гладить этого ребёнка.

Грусть. Печаль.

Цели: познакомить детей с эмоциями грусти и печали; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; знакомить со способами снятия грустного, печального настроения.

  • Данилина Т.А. «В мире детских эмоций» ; Айрис – пресс, 2004 – 160с.

Игра «Волшебный стул» - 132с.

Игра «Кладоискатель» - 133с

Игра «Портрет» - 133с

  • Филиппова Ю.В. «Общение. Дети до пяти лет.» - Ярославль; Академия развития; Академия Холдинг. 2001. – 176с.

Этюд «Муравей» - 120с.

Этюд «Цветик – семи цветик» - 120с.

Этюд «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - 121с.

Замкнутость. Застенчивость. Нерешительность.

  • Козлова С.А. «Мой мир» - М; «Линка – Пресс», 2000г. – 224с

Игра «Кто пришёл» - 205с.

Игра «Незнайка» - 210с.

Игра «Змейка» - 210с.

Игра «Дракон кусает свой хвост» - 211с.

Игра «Два клоуна» - 211с.

Игра «Насос и мяч» - 216с.

Беседа «Зачем нужна речь» - 206с.

Беседа «Как можно обучаться без слов» - 206с.

Упражнение «Иностранец» - 207с

Упражнение «Водопад» - 207с

Упражнение «Через стекло» - 207с.

Упражнение «Жираф» -208с

Упражнение «Цветок» - 209с.

Упражнение «Радуга» -209с.

  • Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. «Общение.  Дети 5 – 7 лет» - Ярославль; Академия развития; Академия Холдинг. 2001 – 160с.

 Игра «Школа разведчиков» - 132с.

Игра «Торжественная речь» - 132с.

Игра «Колдун» - 132с

Игра «Продолжи слово» - 133с.

Игра 2Расскажи стихи руками» - 134с.

Игра «Как поступить» - 134с.

Игра «Придумай сказку» - 135с.

Игра «Сборщики» - 135с.

Игра «Мудрец» - 136с.

Игра «Окажи внимание другому» - 136с.

Игра «Почта» - 140с.

Игра «Закончи предложение» -   141с.

Страх.

Цель: познакомить детей с эмоцией страха, учить их передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх.

  • «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника 4-6 лет». Автор – составитель И.А.Пазухина – Спб. «Детство – пресс», 2004 – 272с.

Средняя группа:

Упражнение «Зеркало» - 60с.

Игра «Медвежонок» - 60с

Упражнение «У страха глаза велики» - 61с.

Этюд «Лисёнок боится» - 60с.

Рисунок «Оживите кружочки» - 61с.

   Старшая группа:

         Игра «расскажи свой страх» - 138с.

         Игра «Гуси – лебеди» - 139с.

        Игра  - ассоциация «Страх» - 139с.

       Этюд «Момент отчаяния» - 139с.

       Рисунок «Мой страх» - 139с.

       Игра «Жмурки» - 140с.

  Подготовительная  к школе группа:

       Упражнение «Страх – это…» - 226с.

       Игра «Маски» - 226с.

      Игра «Рыбаки и рыбаки» - 227с.

      Игра «Театр» - 227с.

Этюд «Что в углу» - 227с.

Игра «Книга страхов» - 228с.

  • Данилина Т.А. «В мире  детских эмоций» - М. Айрис – пресс,2004 – 160с.

Игра «Пчёлки в темноте» - 111с.

Игра «Живая шляпа» - 111с.

Упражнения «Маленький храбрец» - 112с.

Упражнения «Воспитывай свой страх» - 112с.

Игра «Рыбаки и рыбки» -124с.

Игра «Художники – натуралисты» - 114с.

Гнев. Злость.

Цель: познакомить детей с эмоциями гнева и злости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально – приемлемыми способами, знакомить со способами снятия негативных настроений.

  • Данилина Т.А. «В мире детских эмоций» - М. Айрис – пресс, 2004  - 160с.

Игра «Смешинки и злючки» - 122с.

Игра «Волшебный мешочек» - 122с.

Игра «Тих – тиби – дух» - 123с

Игра «Разговор с руками» - 124с.

Игра «Ласковые лапки» - 124с.

Игра «Три характера» - 126с.

Игра «шкала гнева» - 127с.

Игра «Встреча настроений» - 128с.

Упражнение «Коврик злости» - 122с.

Упражнение «Доброе животное» - 123с.

Этюд «Корабль боровик не в духе» - 121с.

Радость.

Цель: познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать весёлое настроение людей.

  • Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника 4- 6 лет». Автор – составитель И.А.Пазухина – Спб. «Детство – пресс», 2004 – 272с.

Средняя группа:

Упражнение «Зеркало» - 53с.

Игра «Клоун Тяп –ляп» - 53с.

Этюд «Золотые капельки» - 53с.

Этюд «Цветок» - 53с.

Старшая группа:

Игра «Море волнуется» - 133с.

Игра – ассоциация «На что похожа радость» -133с.

Этюд «Ласка» - 133с.

Этюд «Первый снег» - 133с.

Игра «Что может поднять тебе настроение» - 133с.

Подготовительная группа:

Игра «Маски» - 219с.

Беседа «Относительность радости» - 219с.

Игра «Изобрази» - 220с.

Этюд «Встреча с другом» - 220с.

Рисунок «Ромашка радости» - 221с.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

(список литературы)

  1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду» - М. ТЦ Сфера, 2003 – 88с.
  2. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет» - Спб.  «Дество пресс», - 272с.
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций» - М. Айрис – пресс, 2004 – 160с.
  4.  Клюева Н.Н., Филиппова Ю.В. «Общение . Дети 5 – 7 лет» - Ярославль. Академия развития.  Академия Холдинг, 2001 – 160с.
  5. Козлова С.А. «Мой мир» - М. «Линка – пресс». 2000г – 224с.
  6. Кряжнева Н.Л. «Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет» - Ярославль.  Академия развития. Академия Холдинг. 2001 -160с.
  7. Минаева В.М. «Развитие эмоции дошкольников. Занятия. Игры» - М. АРКТИ, 2003 – 48с.
  8. Прима Е.В. «Развитие социальной уверенности у дошкольников» - М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 224с
  9. Рылеева Е.В. «Вместе веселее.  Игры» - М. «ЛИНКА – ПРЕСС», 2000 – 144с.
  10. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения» - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003 – 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное развитие ребёнка 3 – 4 лет

Преобладание тех или иных эмоций зависит от того, какие чувства вызывают своим поведением старшие....

Статья "Эмоциональное развитие ребёнка в условиях семьи".

В этой статьей подробно говорится об эмоциольности ребенка - как о природной возрастной ценности, о современной социальной ситуации развития детских эмоций, об эмоциональном развитии...

Доклад Проблема эмоционального развития ребёнка

О проблемах эмоционального развития дошкольников....

«Влияние театрально-игровой деятельности на эмоциональное развитие ребёнка»

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультативный материал, в котором Вы, возможно найдете ответы на некоторые вопросы, связанные с влиянием театрализованных игр на эмоциональную сферу ребе...

"Эмоциональное развитие ребёнка"

Консультация для педагогов....