Консультация для воспитателей " Влияние сказкотерапии на сознание ребенка"
консультация (старшая группа) на тему

Проигрование сказочных сюжетов позволяет развивить произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_skazkoterapii_na_soznanie_rebenka.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей

 «Влияние сказкотерапии на сознание ребенка»

Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же сказку он может понять по-разному.

 В задачи сказкотерапии входят:

 - снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

 - развитие умения преодолевать трудности и страхи;

 - выявление и поддержка творческих способностей;

 - формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

 развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

 Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем: бессознательно идентифицируя себя с героем, ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствие и необходимые дела. ребенок воспринимает и усваивает причинно - следственные связи, существующие в этом мире. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. на примере судеб главных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

 часто дети просят свои родителей и воспитателей читать одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает понять ему важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

 Сказка представляет возможность проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений. Исследовать других людей и их реакции. по отношению к нему, к ребенку, постигать смысл происходящих вокруг него явлений. наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и в зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом. В сказке, все испытания, которые выпали на долю героев, нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми, а персонажи, совершившие плохие поступки, обязательно получат по заслугам. Тот же, кто проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. Ребенок может сделать вывод: как ты относишься к миру, так и он к тебе.

 Читая или слушая сказку, ребенок "вживается" в повествование. Он может идентифицировать себя с разными одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, способность вставать на место другого. Переживая судьбу героя, ребенок учится преодолевать свои страхи или по-другому относиться к их существованию. (Страх смерти и неизвестного, страх необратимости поступка, страх оказаться "не таким", не принятым, страх оказаться в одиночестве, страх боли и другие.) Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

 Сказкотерапия обеспечивает:

 - развитие творческого (креативного) мышления ребенка;

 - совершенствование вербального языка (ребенок учится формулировать свои мысли;

 - развитие фантазии, воображения;

 - развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно- следственных связей;

 -развитие эмпатии и умения слушать.

 Взрослому важно не только задавать вопросы, но и самому участвовать в обсуждении, не навязывая свою точку зрения.

 Вот примерные вопросы, которые помогут начать вам беседу:

 - как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? что в ней самое главное?

 - кто из героев вам больше всего понравился (не понравился? почему?)

 - как вы думаете, почему тот или иной герой совершает те или иные поступки?

 - как вы думаете, что было бы, если бы герой не сделал такого поступка?

 Сказка позволяет ребенку познакомиться ребенку с его сильными сторонами и приобрести альтернативные формы поведения, помочь ребенку в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, а взрослому - обменяться позитивным жизненным опытом с ребенком.

 "Проигрывание" сказочных сюжетов позволяет развить произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать воображение.

 Сказка также способствует развитию творческого начала в человеке. "Творчество, - как говорил Э. Фромм, - это способность человека удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта". Что, в свою очередь, обеспечивает способность принимать и создавать новое, инициативность, гибкость мышления и поведения, умение слушать себя и других, проявление себя адекватно жизненным ситуациям. Реализация творческого начала дает человеку ни с чем не сравнимое ощущение собственной уникальности, затребованности, позволяет чувствовать себя уважаемым членом общества и просто счастливым человеком.

Составила:

Педагог-психолог МБДОУ №57 города Нижнекамска Республики Татарстан,

Шайхулова Гелюся Джавдатовна,1 квалификационная категория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние природы на формирование личности ребенка"

Данная консультация поможет педагогу сделать ознакомление с природой одним из основных средств всестороннего развития каждого ребенка, его индивидуальных способностей...

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формированиеличностных компетенций ребенка-дошкольника»...

Консультация для воспитателей. «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника».

«Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»...

Консультация для воспитателей "Влияние музыки на психику ребенка"

Консультация для воспитателей "Влияние музыки на психику ребенка"...

Консультация для воспитателей. " Влияние музыкально- ритмических движений на развитие ребенка".

quot;Влияние музыкально-ритмических движений на эмоциональное и физическое развитие ребенка"...

Консультация для воспитателей: "Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней".

Здоровье – самое большое богатство, огромная ценность человека, а именно от состояния здоровья  зависит полноценность жизни человека. А беречь укреплять свое здоровье, как известно, надо с ...

Консультация для воспитателей «Влияние сказкотерапии на развитие речи детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у де...