Консультация для воспитателей: "Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней".
консультация

Кузнецова Надежда Николаевна

Здоровье – самое большое богатство, огромная ценность человека, а именно от состояния здоровья  зависит полноценность жизни человека. А беречь укреплять свое здоровье, как известно, надо с молода, с раннего детского возраста.

Необыкновенная палитра красок и оттенков природы, разнообразия ее форм и линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… можно восхищаться и любоваться чем – то одним, а можно всем целиком. Так мы смотри на луг, деревья, облака. Смотрим не только глазами, но и сердцем. Тогда мы испытываем восхищения, необходимое и нам – взрослым и детям, как пища для души, а порой и как лекарство.

Восхищение красотой природы, общения с ней, делает человека лучше, развивает не только любовь к жизни и духовное здоровье, но и оказывает огромное влияние на здоровье физическое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней.

Здоровье – самое большое богатство, огромная ценность человека, а именно от состояния здоровья  зависит полноценность жизни человека. А беречь укреплять свое здоровье, как известно, надо с молода, с раннего детского возраста.

Необыкновенная палитра красок и оттенков природы, разнообразия ее форм и линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… можно восхищаться и любоваться чем – то одним, а можно всем целиком. Так мы смотри на луг, деревья, облака. Смотрим не только глазами, но и сердцем. Тогда мы испытываем восхищения, необходимое и нам – взрослым и детям, как пища для души, а порой и как лекарство.

Восхищение красотой природы, общения с ней, делает человека лучше, развивает не только любовь к жизни и духовное здоровье, но и оказывает огромное влияние на здоровье физическое.

Систематическое использование естественных сил природы – солнца, воздуха и воды увеличивает физическую и умственную работоспособность, снижает восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Приучение организма к колебаниям внешней температуры, особенно к ее понижению, представляет собой своеобразную тренировку сосудистых реакций кожи.

Дети, которые ежедневно, длительное время, в течение дня находятся на свежем воздухе, принимают водные и солнечные процедуры, как правило обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью, их организм естественным образом закаливается, приобретает иммунитет к внешним воздействиям на погодные условия.

Воздух – наиболее доступное в течение всего года средство закаливания даже тех детей, которым по состоянию здоровья другие виды закаливания могут быть противопоказаны. Поэтому необходимо чтобы, дети как можно больше времени проводили на свежем воздухе.

Программой детского сада в режиме дня предполагается двух разовая прогулка – в первую и вторую половину дня в зависимости от возраста и от состояния погоды от одного до двух часов, а в летнее время практически в течение всего дня.

Здесь проводятся наблюдения за растениями, животными, опыты с водой, песком, снегом, индивидуальная работа по физвоспитанию, а также подвижные игры и работой в саду и на огороде – также двигательная активность предохраняет от переохлаждения.

Перед тем как вывести детей на прогулку обращаем внимание на одежду детей, беседуем с родителями о том чтобы не одевали детей слишком тепло, чтобы одежда была удобной и легкой.

Соблюдая воздушный режим  в группе два раза в день (утром и во время тихого час) проветриваем групповую комнату.

В летний период со здоровыми детьми проводятся солнечные ванны – в утренние часы ( с 9 – 11 ч) при температуре воздуха в тени не ниже 20 и не выше 30 градусов. На время солнечных Ван все тело ребенка, кроме головы, освобождалось от одежды. Продолжительность Ван в начале от 4 мин. С доведением для детей 2 – 3 лет до 20 – 30 мин. Для детей от 3 – 7 лет постепенно рекомендуют доводить до 35 – 40 мин.

Водные процедуры возбуждают нервную систему поэтому проводим умывание открытых частей тела (рук до локтей, лица, шеи) после дневного сна и с гигиенической целью после прогулок, летом также с целью закаливания и предупреждения плоскостопия детям предлагается походить по траве, влажному песку с последующем мытьем ног теплой водой до колен.

Также огромное влияние на здоровье ребенка имеют витамины, которые находятся в продуктах животного и растительного происхождения.

В состав пищи должны входить особые органические вещества, получившие название витаминов. Недостаточное их потребление резко изменяет деятельность организма, приводя к общему его ослаблению и к тяжелым заболеваниям. Состояние организма, развившимся в результате отсутствия в пище того или иного витамина. Называется авитаминозом.

В продуктах, наиболее богатых витаминами, их содержание очень невелико. К тому же многие витамины неустойчивы. Они разрушаются под влиянием высокой температуры, от воздействия солнечных лучей, а то и просто при длительном хранении.

Витамин С или аскорбиновая кислота

С давних пор было известно, что  в голодные годы, а также во время войн, особенно среди населения осажденных городов, нередко появляется заболевание цингой.

Цинга – тяжелая болезнь. Вначале появляется общая слабость, утомляемость, боль в ногах, затем начинают кровоточить десна,  в коже, в мышцах и во внутренних органах возникают кровоизлияния, нарушается кроветворная функция костного мозга и развивается тяжелое малокровие. Однако больные быстро поправляются при достаточном введение в организм витамина С. Он находится главным образом в живых растительных клетках. Особенно много его в томатах (помидорах), плодах шиповника, зеленом луке, капусте, шпинате, черной смородине, лимонах, апельсинах, землянике, крыжовнике, малине, некоторых сортах яблок. Суточная потребность человека в витамине С составляет 0,2г.

Витамин А. при отсутствие или недостатке в пище витамина А расстраивается зрение и наступает тяжелое заболевание глаз, которое может привести к слепоте. В эпителиальных тканях, например на кожах и в слизистых оболочках, наступают изменения, которые делают организм наиболее восприимчивым к заразным болезням и очень чувствительным ко всякого рода повреждениям. В детском возрасте отсутствие витамина А ведет к задержке роста. Больше всего витамина А в рыбьим жире, им богаты печень, сливочное масло, яичный желток; из растительных продуктов – морковь, щавель, шпинат, зеленый лук, красный перец.

Витамины группы В

Содержатся они в семенах злаковых и бобовых растений, в лесных орехах, а также в капусте, картофеле, свекле, моркови, томате и салате. Особенно много их в пивных дрожжах. Из животных продуктов сравнительно богаты  витаминами группы В яичный желток, икра, печень, почки, сердце, ветчина, молоко. Недостаток или отсутствие в пище витаминов группы В приводит к тяжелым заболеваниям. Утомляемость, потере аппетита, наклонность к запорам, мышечная слабость, замедление и приостановка роста, некоторые заболевания глаз, частое появление на коже трещин, расстройство деятельности нервной системы – все это нередко зависит от недостатка в пище того или иного витамина группы В.

Витамин D.

В детском возрасте отсутствие или недостаток в пище витамин D ведет к заболеванию рахитом. Рахит болезнь детей, особенно раннего возраста. При этом заболевание нарушается обмен кальция и фосфора, что в основном проявляется в изменениях в костях скелета, а также мышцах.

 Кроме активного витамина , в пище обычно содержится провитамин, который откладывается в коже. Под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца провитамин превращается в активный витамин. Этим объясняется давно известный факт, что рахит чаще всего возникает у детей, живущих в сырых, темных помещениях, лишенных свежего воздуха и солнца, а также у детей, живущих  в хороших условиях, но мало бывающих на свежем воздухе. Заболевают чаще дети недоношенные, находящиеся на искусственном вскармливание, а также страдающие хроническими расстройствами пищеварения и питания. Летом заболевание рахитом наблюдается реже, чем зимой, когда дети бывают мало на солнце.

Что касается витаминов, у нас в детском саду ежедневно сбалансированное полноценное питание, составленное и приготовленное специалистами.

Мы, воспитатели,  в свою очередь в беседах, в консультациях с родителями рекомендуем им вместо сладостей, чипсов и сухариков давать детям фрукты, овощи, кисло –молочные, бобовые продукты, злаковые в виде каш и больше прибывать с детьми на свежем воздухе, применять солнечные и водные процедуры, укреплять тем самым их здоровье и развивать их кругозор.

Использование силы природы и влияние ее на здоровье ребенка необходимо соблюдать и безопасность с ней.

Во время наблюдения за растениями и животными на занятиях, прогулках и в свободное время учим детей соблюдать некоторые правила:

Не торопиться брать руками незнакомое детям растение, некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь, например крапива.

Нельзя срывать и брать в рот незнакомые ягоды, необходимо посоветоваться со взрослыми, можно ли их употреблять в пищу. Во время наблюдений, к трухлявым деревьям, сломанным веткам, они могут быть опасными.

Незнакомое животное лучше всего не гладить и не брать на руки. Оно может укусить без предупреждения, к тому же оно может быть больным.

Если хочешь подружиться с незнакомым животным, сначала «поговори» с ним на расстояние. Потом надо попросить кого – нибудь из взрослых осмотреть животное и первым попробовать погладить его.

Нельзя подходить к животным сзади, нельзя прикасаться к нему, если оно тебя не видит. От испуга, даже знакомое животное может укусить.

Нельзя целовать кошек и собак, а также и других животных: они часто роются в земле, и у них на морде много микробов. Во время поцелуя животного, или во время, когда оно тебя лижет, его микробы передаются тебе.

Наблюдая, никогда нельзя дразнить своего четвероногого друга, даже если у тебя с ним хорошие отношения. Необходимо помнить, что животное как и люди может терять терпение и выражать свои чувства неудовольствия наиболее естественным для них способом - царапаться и кусаться.

Надо помнить, что все животные не любят, когда их дразнят во время еды. Даже очень дружелюбное животное может укусить близкого, а тем более незнакомого, если его побеспокоить во время еды.

Соблюдение правил игровой деятельности в природе.

Играй с растениями и животными предметами природы, природными материалами. Это интересно. Играя, ты узнаешь и открываешь неизвестные тебе свойства и качества, особенности движения и любимые занятия твоих маленьких друзей – животных. Но при этом помни.

- Играя с животными (котенком, собакой), не держи их слишком крепко, не прижимай к себе, они не любят когда их заворачивают, гладят против шерсти, привязывают. Если животному это не нравится, оно может тебя укусить.

- Считайся с настроением живого существа. Если оно не хочет с тобой играть, не надоедай, не приставай, в ответ они могут тебя обидеть.

- Для того чтобы твоя игра была интересной, разнообразной и безопасной для тебя и живого существа, пользуйся игрушками заместителями, куклами, картинками, моделями.

- Если в игре ты не удержался и сорвал растение, попробуй продолжить их жизнь: принеси с прогулки, поставь в воду, укрась или группу, или комнату, зарисуй, чтоб о них осталась память.

Соблюдение правил трудовой деятельности в природе

Для того чтобы животным и растениям было хорошо с тобой, за ними надо ухаживать – трудиться: чистить клетки животных, кормить их, поливать и рыхлить землю у растений, обтирать их листья от пыли, менять воду в аквариуме, работать на участке, в огороде, цветнике.

Прежде чем приступить к труду, точно определи его цель. Например, каким ты хочешь видеть растение(с чистыми, блестящими листьями), какой должна быть клетка животного, мысленно представь это. Трудиться надо в том случае, если это точно требуется животному существу. А определить это можно по его состоянию. Если листья растения поникли и повяли, значит, растению требуется влага. Если земля твердая и жесткая, в виде слипшегося кала – следует рыхлить.

Собираясь трудиться, исходи от того, что тебе хочется чем – то заниматься (действовать с водой и инструментами), а из действительных потребностей животных и растений.

Действуя с растениями и животными, не спеши, будь аккуратен,  бережно обращайся с ними. Поспешишь, можешь уронить горшок с растениями, нарушить целостность живого организма, поранишься сам. Торопясь, делая быстрые движения при уходе за животными, можешь их напугать и вызвать агрессию, и они тебя могут больно укусить. Хорошо, если ты во время труда будешь разговаривать с животными или растениями: у вас установятся теплые отношения, животные будут знать и любить твой голос, запах рук, а значит вы подружились.

Прежде чем закончить трудиться, вспомни, какую цель ты перед собой ставил. Проверь, достиг ли ты ее.

Помни, что важно соблюдать и культурно – гигиенические правила: умыть руки после работы с землей, ополоснуть лицо, прополоскать горло. Следить за чистотой своего организма.

Если во время труда ты чувствуешь бодрость, удовольствие, радость, то такой труд принесет пользу не только живому существу, но и тебе. Если у тебя появился пот на лбу, покраснело лицо, напряглись мышцы, начинают дрожать ноги, прекрати работу.

Излишнее физическое напряжение вредно для твоего организма.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Ягодка»

Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней.

Воспитатель:

Чинкова Н.Н.

п.Чамзинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние природы на здоровье ребёнка и безопасность при общении с ней"

Мир,окружающий ребёнка ,это,прежде всего,мир природы.Необходимо помочь ребёнку войти в прекрасный и таинственный мир природы,подружиться с ней,познакомиться с её особенностями ,солнцем,воздухом,водой ...

«Влияние природы на здоровье ребёнка и безопасность при общении с ней» (обобщение опытом)

. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость    интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры, природопользовани...

Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней

Природа создает условия для физического, материального, духовного развития человека. Все это предопределяет разделение труда и многообразие потребностей людей. Общество в свою очередь всей своей жизне...

Консультация для родителей: «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»

Консультация для родителей: «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»...

Консультация для родителей: «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней».

Консультация будет интересна родителям малышей 4-5 летнего возраста, воспитателям старших и подготовительных групп....

Влияние природы на здоровье ребёнка и безопасность при общении с ней (обобщение опытом)

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается отношение к природе, к «рукотворному миру», К себе и к окруж...

Доклад «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»

laquo;Влияние  природы  на  здоровье  ребенка  и  безопасность  при  общении с  ней»Мир, окружающий ребёнка, это - мир природы. Необ...