Консультация для воспитателей "Влияние природы на формирование личности ребенка"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Северина Елена Леонидовна

Данная консультация поможет педагогу сделать ознакомление с природой одним из основных средств всестороннего развития каждого ребенка, его индивидуальных способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

Консультация для воспитателей

«Влияние природы на формирование

личности ребенка»

подготовила

Северина Елена Леонидовна,

воспитатель

Белгород 2012

            Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед педагогами – воспитать любовь к Родине. Воспитывать любовь к родной природе – значит и воспитывать любовь к Родине.

            Большое значение природе, как одному из важнейших средств воспитания придавали лучшие педагоги. К.Д.Ушинский писал: «Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, к которым способна душа человеческая…»

            Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Пусть последит, как птица учит летать своих птенцов, как трудятся муравьи. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.

             Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно только направить его деятельность.

             В нашей стране обширные леса, больше всего в мире рек и озер, у нас живут разнообразные животные и птицы: от белого медведя до тигра, от воробья до гагары. В наших лесах и парках растут удивительные растения.

           Основное средство познания природы – наблюдение, которым руководит воспитатель. Восприятие происходит при помощи всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и вкусового анализатора. Восприятие контролируется мышлением при активном использовании речи.

          В процессе наблюдений у детей развивается ценное качество личности – способность к целенаправленному наблюдению. Наблюдательность нужна каждому человеку, какую бы профессию он для себя ни выбрал. Музыка, созданная композитором, затрагивает сердца людей потому, что сам композитор любил природу и умел наблюдать ее. А сколько теплоты и чувства личного переживания у исполнителя песен, если он сам видел и переживал все это! Наблюдательность нужна и ученику, и рабочему, и спортсмену.

          В биографии известного детского художника и писателя Е.И. Чарушина мы читаем: «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе, - все это я с детства полюбил и пережил. Моя мама научила меня с какой-то другой стороны смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию. Она, моя мать научила меня удивляться силе и чуду произрастания. Я очень благодарен моим родным за мое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. М если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».

              В постоянном общении с природой воспитатель познакомит детей с существующими природными явлениями, объяснит их причины и взаимосвязь между ними, и дети поймут, что в природе нет ничего сверхъестественного, они должны быть лишены страха перед непонятными явлениями, которые вызывали ужас у наших предков. Сейчас дети знают, что люди посылают в космос ракеты с приборами для изучения Луны, Марса, Венеры, тогда как раньше боялись «небесных явлений», например затмения Луны, затмения Солнца. Теперь природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость от общения с ней.

           Обращается к природе воспитатель и при развитии у детей умственных способностей, логического мышления и речи. Сначала дети знакомятся с конкретными предметами и явлениями окружающей природы. Здесь у них развивается способность выделять некоторые стороны и качества предметов. Постепенно они не только осознают предметы, воспринимают их качества и назначение, но и осваивают отношение предметов друг к другу. Когда дети начинают задавать вопросы «почему?», это значит их ум созрел для восприятия взаимосвязи явлений.

            Наблюдательному ребенку доступно чувство красоты природы, что помогает воспитателю развить у него художественный вкус и понимание прекрасного. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет удивляться и радоваться красоте, сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками вместе с воспитателем в своем детском саду, а в дальнейшем и в любой работе.

             Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. М.М. Пришвин писал: «Никогда весна новая не приходит такой, как была, и лето, и осень, и зима новые не придут такими как были». Воспитателю следует научить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.

          На прогулках воспитатель должен показывать коллективный труд людей. Детям будет понятен труд земледельца на поле, в огороде, на животноводческих фермах. Так воспитывается чувство уважения к труду взрослых, дети приучаются с детства беречь чужой труд. Воспитанный таким образом человек не будет ходить по газонам, загрязнять реки, бросать окурки в лесу, разводить костры под деревьями, будет оберегать животных, не давать их в обиду.

           Требование нашего века изучать экономику заставляет воспитателя с помощью природы знакомить детей с элементами этой науки. Дети должны знать, что человек преобразует природу, воздействуя на нее умеючи. Например, садовник знает, какие ветки нужно обрезать, чтобы дерево было пышное, красивое, чтобы оно лучше росло; удаляют «пасынки» на помидорах, чтобы они не отнимали питание у всего растения; срывают концы огуречных плетей, чтобы завязалось больше огурцов.

           Знакомство с природой в детском саду поможет детям в дальнейшем лучше понять такие науки, как природоведение, физика, ботаника, география, астрономия.

          В нашей стране изданы законы об охране природы, об организации заповедников. Это все – для нас и будущих поколений. Люди должны жить в стране благоухающей, зеленой, полной шума рек, пения птиц. Не только мы, но и последующие поколения должны иметь возможность пользоваться всеми благами, которые дает природа нашей Родины.

         Перед педагогами стоит важная задача сделать природу одним из основных средств всестороннего развития каждого ребенка, его индивидуальных способностей, чтобы он вырос достойным гражданином нашего общества. Мудрые слова сказал М. Пришвин: «Не там твоя родина… где ты просто родился, а там, где ты к месту своего рождения прибавил еще что-то от себя».

Литература:

1. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:Просвещение,1993г.

2. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», 1993г.

3. Саморукова П.Г., Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль природы в формировании личности ребенка"

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок......

Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Консультация «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»

Консультация на тему: «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»...