Консультация "Роль природы в формировании личности ребенка"
консультация (подготовительная группа)

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_prirody_v_formirovanii_lichnosti_rebenka_.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Роль природы в формировании личности дошкольника».

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразные и природные материалы ( песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов.  Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движения и т.д.У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Общение детей с природой имеет и идейно- мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей. Явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

 Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. в процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы. Учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дети используют на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. В труде идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль воспитателя- его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого ребёнка при знакомстве с природой. Влияние природы на развитие личности ребёнка связано с формированием у него определённых знаний о её объектах и  явлениях.

Знания о природе помогают ребёнку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об её объектах и явлениях ( их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, по внешне выраженные признаки, связи и отношения.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что живые организмы, о которых нужно заботиться, ребёнок будет стремиться овладевать различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбирать их в том или ином случае. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать на основе знаний.  Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Отсюда вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкреплённое прочными трудовыми навыками и умениями, создаёт основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретённые в детстве, не разрушаются -  в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе даёт реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача – формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы. Бережное отношение к природе связанно с развитием наблюдательности, т.е.воспитывая у ребёнка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать её. т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивает непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдения красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от воспитателя умения использовать разнообразные методы работы с детьми ( наблюдения, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т.д.) в их взаимосвязи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние природы на формирование личности ребенка"

Данная консультация поможет педагогу сделать ознакомление с природой одним из основных средств всестороннего развития каждого ребенка, его индивидуальных способностей...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Статья "Духовная природа учителя как средство формирования личности ребенка"

В статье представлен материал о влиянии духовной природы педагога на формирование личности ребенка....

Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Роль природы в формировании личности дошкольников.Воспитательно -образовательные задачи ознакомления детей с природой!

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики,которое отличается от традиционного -ознакомление с природой.Ведь природа-важнейее средство воспитания и развития детей дошкольного...