Статья "Духовная природа учителя как средство формирования личности ребенка"
статья на тему

Лопандина Надежда Павловна

В статье представлен материал о влиянии духовной природы педагога на формирование личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.priroda_uchitelya.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Духовная природа учителя как средство формирования личности ребенка

Лопандина Надежда Павловна

МБДОУ детский сад №3 г.Лебедянь, Липецкая область

«Для гражданина России особенно

важны моральные устои. Именно они

составляют стержень патриотизма, без

этого России пришлось бы забыть и о

национальном достоинстве, и о

национальном суверинитете».

В.В.Путин

Важнейшей функцией стандартов второго поколения является обеспечение реализации ключевых целей и задач социально- экономического развития страны. Это позволит решить вопросы национальной безопасности. В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской индентичности как условие укрепления российской государственности, обеспечение социальной и духовной консолидации общества.

Родина, есть духовная реальность.

Чтобы найти ее и узнать,

Человеку нужна личная духовность. И.А. Ильин.

(Путь духовного обновления).

  Разработка и реализация практических программ по повышению социальной компетентности педагогических кадров в системе образования требует оценки научных подходов к изучению социальной компетентности в современной психологии и педагогике.  

  В педагогической науке «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда. Деловой успех приходит к тем, кто умеет не только развить, но и донести до других свои лучшие личностные качества. 

Проблема духовно-нравственного здоровья педагога как основы его профессиональной культуры остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие. « Как учить?», то есть вопрос о технологиях образования. ..Какие нравственно - духовные ценности воспитывать в детях? Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно – нравственным принципам, быть приме ром для подражания .Овладение коммуникационными технологиями помогут педагогу решить такой вопрос, как доступность учителя к знаниям. Вопрос « Как учить?» также связан с технологиями контроля качества знаний и уровнем воспитанности учащихся. В этой связи несомненный интерес представляет рассмотрение проблемы духовного развития учителя как приоритетного компонента его профессиональной культуры и взаимосвязи духовно-нравственной культуры педагога и социально-психологической атмосферы общества. Личностная позиция учителя, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, детям, которых он учит, к своему внутреннему состоянию - все эти параметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и, в конечном итоге, на развитии личности учащихся. Завтрашний день развития общества во многом определяет мировоззрение педагогов, которые сегодня воспитывают подрастающее поколение.

Научить можно тому, что знаешь и делаешь сам. Анализируя сегодня процессы воспитания и образования, учитель признаёт ведущую роль в первую очередь духовных ценностей в формировании мировоззрения подрастающих поколений. Вот почему в истории педагогического образования, начиная с Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, большое значение придавалось религиозному образованию учителей. Мировоззрение педагога, по представлению названных ученых, должно основываться на вере, знаниях и добром отношении к ученикам.

В своей программной работе «Вопросы о народных школах» К.Д. Ушинский называет два основных критерия качественной подготовки учителей российских школ - христианское воспитание педагога и университетский уровень его педагогического образования. Для ученого-педагога два названных критерия являются взаимосвязанными. Указывая, что недоученные учителя становятся потенциально опасными для общества, К.Д. Ушинский пишет: «Нет нужды доказывать, что убеждения всякого народного учителя христианского народа должны быть проникнуты идеей христианства. Вот почему народных учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщать им то поверхностное, самонадеянное полуобразование, которое скорее всего ведет к сомнению в религии, а потом к безверию». Призывая не жалеть сил и средств для университетской подготовки педагогов народных школ, основоположник русской педагогики подчеркивает: «Ожидать, чтобы учитель народной школы сам... достиг того высшего образования, которое снова возвращает человека к религии, никак нельзя. При образовании учителей более всего надо бояться этого полуобразования, возбуждающего самонадеянность и не дающего положительных и полезных знаний...»(Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах. Т. 2, стр. 85)

Современная педагогика определяет духовную культуру учителя в качестве приоритетного компонента его профессиональной культуры. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным. трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия . Возращение сокровищницы православной культуры в профессиональное педагогическое образование делает процесс подготовки учителей логически завершённым и осмысленным. Глубокая духовность древнерусского образования обусловила его высокий нравственно – воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры. В древнерусской литературе нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не могущей очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений. И действительно, литература Древней Руси вместе с ее искусством представляет собой на протяжении многих столетий необыкновенную духовную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением. Происходит, однако, смена эпох. И новые потребности времени требуют своих систем, своих методов и подходов в воспитании. Есть вечные истины, которые не надо искать и которые живут всегда, при любых политических режимах. «Хочу подчеркнуть, что за последние три года мы, наконец, концептуально оформили ту мысль, что государство должно вернуться в сферу образования, в сферу воспитания , но что одно государство не справится со стоящими перед ним задачами, если не подключить к их решению все общество, в том числе , конечно, и Церковь.»

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей.  

Модернизация образования, национальный проект «Развитие образования» взломал лед молчания вокруг многих острейших проблем школы и положили начало важным переменам в области образования и воспитания, в сфере формирования личности. Вечные вопросы: «что есть человек», «как рождается личность» «чему учить и ради чего учить» перестали восприниматься как узкоспециальные, затрагивающие лишь философов и психологов. Они оказались в самом фокусе общественного внимания. Именно в ходе этих социальных изменений начал оформляться подлинный социальный заказ на исследование закономерностей психологии и социологии развития человека, на разработку психологической стратегии воспитания личности как условия становления социальной компетентности педагога. В педагогической науке « профессиональная компетентность рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда. Человековедческая компетентност педагога это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конкретной профессиональной деятельности гуманитарные, естественные, художественные и другие знания для решения следующих задач:

* Умение общаться с личностью и социумом;

*оказывать воздействие на личность и социум;

* создавать личную программу самосовершенствования;

«Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью».

В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция), разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, говорится о ценностно - нормативной основе взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями Ф дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач .Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя. Учительство – это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия. Но чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. В современных условиях без социально педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Организация социально педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.

ВЫВОДЫ:

В заключение следует отметить, что профессиональное воспитание и профессиональная культура это не только усвоение специальных знаний, но и преобразование мотивационной сферы учителя на творческую самореализацию в профессии. Здоровое и благополучное общество состоит из здоровых и благополучных граждан. Роль учителя велика: он занимается духовно - нравственным развитием и воспитанием юных граждан России, что является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя учителя, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции педагога, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Духовно-нравственное здоровье педагога определяет основу его профессиональной культуры…

Список литературы.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации 2007, 2008 г.г.

3.Социальная компетентность классного руководителя (режиссура совместных действий) под редакцией А.Г.Асмолова, Г.У. Солдатовой.

Москва учебная книга БИС 2007г.

4. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах. Т. 2, с.85

5.Духовно –нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. Москва 2002г.

6. «Добрый мир» Православная культура для малышей . Методическое пособие. 2012г Шевченко Л.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физкультура, спорт, ВФCК ГТО как средство формирования личности ребенка»

     В обществе физкультура и спорт являются важнейшим средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое со...

Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Презентация "Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста"....

Ценностные ориентиры современного образования в условиях применения художественной литературы как средства формирования личности ребенка.

Современное образование нельзя осмыслить без учета сущностных процессов, происходящих в нашем обществе. Новое время порождает новое общество – общество потребителя. Телевидение и интернет стали ...

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...

Консультация для родителей «Общение как средство формирования личности ребенка»

Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на то, «чему меня учили дома», «чем...

Статья на тему: «Восприятие музыки - как основное средство формирования личности ребенка»

Музыкальное восприятие является одним из средств  формирования   личности ребенка. Поэтому важно уже в раннем  и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побуд...

Консультация для педагогов «Театрализованная игра, как средство формирования личности ребенка».

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как то сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры ...