Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ
консультация на тему

Елисеева Людмила Васильевна
В наше время проблема нравственно – патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своем родном городе, стране, народных традициях. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Мы поставили перед собой следующие задачи: • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу • формирование бережного отношения к природе и всему живому • воспитание уважения к труду • развитие интереса к русским традициям и промыслам • расширение представлений о родном городе • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям Методы: -метод приучения; -упражнений; -пример взрослых; Организация деятельности: -труд; -игра; -беседы; -художественная литература; -рассказывание, рассмотрение картин; - рассказы, -объяснения с показом; - наблюдения, -целевые прогулки, -создание проблемных ситуаций, - приглашение в путешествие, -прослушивание музыкальных произведений, -выставки, -инсценировки, театрализации, показ иллюстраций, -чтение детских произведений, - привлечение к посильному общественно – полезному труду, поощрения. Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим , природо - экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям. Если у дошкольника эти качества не будут сформированы надлежайшим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется трудным, а подчас и невозможным! Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину Необходима система работы, включающая занятия по развитию речи, окружающему миру, занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, по ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово; музыка; изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Работу по нравственно – патриотическому воспитанию можно разделить на несколько этапов: I этап «Народное творчество» Дети познакомятся с предметами декоративно – прикладного искусства. Знакомство детей с устным народным творчеством, с русским бытом, традициями проходило на фольклорных праздниках, в непосредственно образовательной деятельности. II этап «Вместе дружная семья» Дети познакомятся с историей своей семьи, профессиями родителей, их увлечением. На данном этапе у детей сформируется уважительное, заботливое отношение к людям старшего поколения. Также детей знакомят с трудом сотрудников детского сада, для детей можно организовать экскурсию в прачечную, на кухню и т. д. У детей воспитывается уважение к труду взрослых. III этап «Моя малая родина» У детей расширяются знания о родном городе, его улицах, достопримечательностях, о природе родного края. Дети знакомятся с городской геральдикой. IV этап «Широка страна моя родная» На этом этапе дети знакомятся со столицей России, с символикой государства. Проводились беседы по ознакомлению с Олимпийскими играми, у детей воспитывается чувство гордости за достижения нашей страны. Можно предложить детям дидактические игры: «Собери герб», «Составь флаг».Создать условия для сюжетно ролевых игр: «Семья», «Дом», «Больница, «Шофёры», «Пожарные», «Морское путешествие», «Военный госпиталь». С детьми проводить беседы по нравственно – патриотическому воспитанию на темы: «Моя семья», «Улицы нашего города», «Мои выходные дни», «Транспорт нашего города», «Профессии моих родителей», «Что такое хорошо, и что такое плохо». Организовывать тематические выставки к праздникам. Вместе с детьми мастерить поделки из природного материала, рисовать на темы: «Улицы нашего города», «Моя семья», «Военная техника» и т. д. Лепить героев русских народных сказок. Совместно с родителями оформить тематические альбомы, участвовать в акции «Покормим птиц», смастерить кормушки. Для родителей размещать информацию в родительский уголок по патриотическому воспитанию. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события . Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание

 в  ДОУ

     В наше время проблема нравственно – патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своем родном городе, стране, народных традициях.   

     Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни. 
Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

     Мы поставили перед собой следующие задачи:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

• формирование бережного отношения к природе и всему живому

• воспитание уважения к труду

• развитие интереса к русским традициям и промыслам

• расширение представлений о родном городе

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

 Методы:
-метод приучения;
-упражнений;
-пример взрослых;

Организация деятельности:
-труд; 
-игра; 
-беседы;
-художественная литература;
-рассказывание, рассмотрение картин;

 - рассказы,

-объяснения с показом;

- наблюдения,

-целевые прогулки,

-создание проблемных ситуаций,

- приглашение в путешествие,

-прослушивание музыкальных произведений,

-выставки,

-инсценировки, театрализации, показ иллюстраций,

-чтение детских произведений,

- привлечение к посильному общественно – полезному труду, поощрения.

 Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим , природо - экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.

     Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям. Если у дошкольника эти качества не будут сформированы надлежайшим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется трудным, а подчас и невозможным! Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину

   
   Необходима система работы, включающая занятия по развитию речи, окружающему миру, занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, по ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения.
   
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово; музыка; изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

     Работу по нравственно – патриотическому воспитанию можно  разделить на несколько этапов:

I этап «Народное творчество»

Дети познакомятся с предметами декоративно – прикладного искусства.  Знакомство детей с устным народным творчеством, с русским бытом, традициями проходило на фольклорных праздниках, в непосредственно образовательной деятельности.

II этап «Вместе дружная семья»

Дети познакомятся с историей своей семьи, профессиями родителей, их увлечением.

На данном этапе у детей сформируется уважительное, заботливое отношение к людям старшего поколения. Также детей знакомят  с трудом сотрудников детского сада, для детей можно организовать  экскурсию в прачечную, на кухню и т. д. У детей воспитывается уважение к труду взрослых.

III этап «Моя малая родина»

У детей расширяются знания о родном городе, его улицах, достопримечательностях, о природе родного края. Дети знакомятся  с городской геральдикой.

IV этап «Широка страна моя родная»

На этом этапе дети знакомятся со столицей России, с символикой государства. Проводились беседы по ознакомлению с Олимпийскими играми, у детей воспитывается чувство гордости за достижения нашей страны.

    Можно предложить детям дидактические игры: «Собери герб», «Составь флаг».Создать условия для сюжетно ролевых игр: «Семья», «Дом», «Больница, «Шофёры», «Пожарные», «Морское путешествие», «Военный госпиталь». С детьми проводить  беседы по нравственно – патриотическому воспитанию на темы: «Моя семья», «Улицы нашего города», «Мои выходные дни», «Транспорт нашего города», «Профессии моих родителей», «Что такое хорошо, и что такое плохо». Организовывать тематические выставки к праздникам.

    Вместе с детьми мастерить поделки из природного материала, рисовать на темы: «Улицы нашего города», «Моя семья», «Военная техника» и т. д. Лепить героев русских народных сказок.

    Совместно с родителями   оформить тематические альбомы, участвовать в акции «Покормим птиц», смастерить кормушки.

Для родителей размещать информацию в родительский уголок по патриотическому воспитанию.

     Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события . Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...