Программно-методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания дошкольников.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Лопандина Надежда Павловна

Статья знакомит с программным и методическим обеспечением занятий по православной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_obespechenie_dou.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Надежда Павловна Лопандина

                                                                                       (Россия Лебедянь)

 Программно-методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания дошкольников.
          

 Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.  

  Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов.. К сожалению, привычными стали такие явления как: проституция, наркомания, преступные группировки, террористические акты, беспризорность детей при живых родителях. Финансовые вопросы, вопросы  трудоустройства оказались серьезным испытанием в проверке семей на крепость. Неполные семьи, одинокие и несовершеннолетние матери – обыденное понятие в современной жизни.

 В наше время идет поиск путей духовного возрождения России, поэтому стало очень актуальным обращение к опыту православной педагогики. Общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании воспитания и образования. Причем, важна связь воспитания и образования с конкретной культурно-исторической традицией. А это вызывает необходимость государственного, народного, национального воспитания и образования и тысячелетней православной традиции России.

 Церковь считает, что именно в младенческий период (до семи лет) ребенок особенно хорошо чувствует Божественную атмосферу, чистоту, тянется к ней. По словам святителя Феофана Затворника: «Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает простоту жизни. Из той и другой происходит образцовый строй нравственный. Впустите сюда умствование – оно произведет разлад внутри и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит». И начинать нужно с создания климата доброжелательности, доверия и любви. Сложно после стольких лет безверия возрождать духовное начало, восстанавливать утраченные традиции. Но благодаря тому, что многое и основополагающее было сохранено, мы имеем возможность, очень аккуратно, стараясь не задеть ничьих чувств, осуществлять такую важную в воспитательном отношении работу в направлении духовно-нравственного развития с православным ориентированием и детей, и себя, и родителей. 

Разработаны программы по духовно-нравственному воспитанию.

Учебно – методический комплект «Мир – прекрасное творение» под редакцией Л.Н. Гладких содержит программу, методические разработки.

    В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организации  непосредственно образовательной деятельности.  Основная цель -  духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника через приобщение  к православным  ценностям  и традициям русского народа. Духовно – нравственное развитие осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных, развивающих задач.

 Задачи программы:

   Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа; знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.

    Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.

    Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

 Во второй части содержатся конспекты занятий для детей в соответствии с учебной программой. В структуру содержательной части учебного курса входит знакомство с православными праздниками, жизнью святых; приобщение дощкольников к народной мудрости; усвоение нравственных православных ценностей.

Основные направления программы: 

Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

Воспитательно - образовательное  православные праздники, игры подвижные и назидательные, сюжетно – ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

Культурно – познавательное (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр фильмов и диафильмов).

Нравственно -трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и группового участка, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам.

Работа с семьёй.

 Основные виды деятельности программы:

-дидактические игры,

- чтение художественной литературы (авторской и народной),

- знакомство с произведениями искусства,

- изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение образов,

- использование музыкальных произведений, так как музыка воздействует на чувства и сознание.

 Принципы организации содержания духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся:

- принцип исторического соответствия религиозным традициям России,

- принцип культуросообразности,

- принцип личностно – ценностного соответствия,

- принцип содержательных обобщений.

 Под содержанием духовно-нравственного воспитания предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.

Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного края (города).

Содержание программы представлено в разделах:

1.Бог – Творец  мира.

2Жизнь Иисуса Христа и Богородицы.

3.Православные праздники.

4.Родные святые.

5.Совесть,милосердие, дружба. .

6.Честность, верность.

7.Храм – дом Божий.

8.Заповеди Божии.

В дошкольных учреждениях успешно реализуется учебно –методический комплект «Добрый мир» под ред. Л.Л. Шевченко.  

Содержание программы  является культурологическим, что позволяет всем детям независимо от конфессиональной принадлежности познакомиться с религиозной культурной традицией России.   

Данная программа под редакцией Л.Л. Шевченко реализует задачи возрождения в системе традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребёнка на основе ценностей отечественной культуры. 

  Задачами нравственного воспитания данной программы являются:

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

 В состав комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» входит восемь пособий, включающих комплекс разноплановых материалов, позволяющих осуществлять различные виды деятельности детей: слушание текстов и музыкальных произведений, пение, рисование, игровую, исследовательскую, досуговую деятельность, сочинение сказок, беседы, чтение, угадывание, театрализацию на основе ценностей православной культуры.

Это четыре книги-хрестоматии с методическими комментариями для детей и взрослых: 1. Прогулки по дням творения /Устроение мира/; 2. Хорошо — плохо /Устроение отношений в мире/;3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья /Устроение отношений в нашей жизни/; 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/; методическое пособие (включает концепцию, программу, конспекты занятий, методические материалы); музыкальное пособие (звуковое музыкальное сопровождение маршрутов-путешествий);

  Рабочая тетрадь (в ней представлены задания для творческих видов деятельности детей в соответствии с темами книг-хрестоматий); наглядные материалы (для иллюстрации темы «Православный храм»).

        Наглядные материалы входят в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используются во взаимосвязи с материалами методического, музыкального, хрестоматийных пособий и рабочей тетради.
В комплекте «Добрый мир» представлены две формы маршрута духовного краеведения — прогулок по дням творения. Духовное краеведение для малышей — это интегрированные творческие, игровые, исследовательские формы путешествий по путям святости — страницам Священной истории, ознакомление с окружающим миром на основе ценностей православной культуры.

     Особенностью комплекта является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Отбор содержания обеспечивает  преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и школьного звеньев образовании.

   Ожидаемые  результаты:       

Усвоение ребёнком добродетелей, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Высшему.

Формирование позитивного отношения ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективно психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо   Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Сегодня педагог, как во все иные времена, размышляя над словами Иисуса Христа «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие» (Мк. 10:14–16), совершает личный выбор пути.

 В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…»
Ш. А. Амонашвили

Литература: 

1. Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2. Бахметева А.Н. Жития святых для детей. – М., 1997

3. Гладких Л.Н.  Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.

4. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005

5. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008

6. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008

7. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010

8. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010

9 .Шевченко Л.Л.Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие.-М:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества.2011.208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...