семинар "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Лапшина Татьяна Михайловна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида № 19 «Яблонька»

с. Барановское

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

СЕМИНАР

 

ТЕМА: «Нравственно-патриотическое воспитание старших

            дошкольников»

 

 

 

Подготовил: ст. воспитатель Лапшина Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год.

    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.

    Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.

    Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. В старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребёнка являются компоненты культуры или базовой личности ребёнка – дошкольника. Структура базовой культуры личности дошкольника – это системное социально – психологическое образование. В структуре личности ребёнка, состоящие из коммуникативного, познавательного, исторического, нравственного, ценностного и других компонентов, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самостоятельно реализовываться в жизни. Основываясь на данном утверждении, можно сделать вывод, что существуют психологические предпосылки для формирования у детей представлений об истории и культуре, воспитания нравственно – патриотических чувств.

    В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Эти компоненты могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ценностный компонент характеризует ценностную направленность личности. Ценности выступают, как система координат, которая необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самооценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни.

     Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая, являясь социально-нравственной категорией. Она отражает потребности, мотивы, интересы, установки, связанные с гражданско-патриотической культурой и выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к духовному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству. Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания.

     В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

      В соответствии с поставленными задачами непосредственно образовательная деятельность строится в интересной, занимательной для детей форме. В качестве основных методов и приемов используются:

– чтение и обсуждение художественных произведений;

      Поддержанию интереса способствует использование сказочных сюжетов. В содержание непосредственно образовательной деятельности включено проведение диагностических упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к окружающим его людям.

      Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым не допускаются. Вся работа строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. При проведении непосредственно образовательной деятельности возможны различные творческие варианты.  Непосредственно образовательную деятельность рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых, детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса детей.

      При подготовке материалов учитывали требования современной педагогики, которая часто ставит детей в условия выбора, когда они учатся решать этические задачи и проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решения. Практика показывает, что самостоятельно принятые детьми правила выполняются наиболее добросовестно.

     Методической особенностью данной системы является то, что наряду с развитием нравственных взаимоотношений большое внимание уделяется творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.

     Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь).

    Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.

Проект «Мастера земли русской»

Задачи, решаемые педагогом:

Образовательные:

- знакомство детей с русскими народными сказками и промыслами, с историей возникновения промыслов;

-формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;                    

-   совершенствовать технические навыки и умения рисования, лепки.

 

Развивающие:

- развивать творчество и фантазию;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать познавательную активность.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров;

- воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию;

- развивать интерес к изучению русской истории, истории народных промыслов.

 

Выбор темы:

    Ребёнок принёс в детский сад матрёшку, группа детей заинтересованно рассматривает принесённую игрушку, в создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы о том, что это за игрушка, кто знает историю происхождения, знают ли дети ещё какие-то предметы русского народного прикладного творчества. В созданной воспитателем образовательной ситуации, возможно, будут заданы вопросы «Что дети знают о предметах, созданных русскими мастерами? Хотят ли больше узнать? И что именно хотят узнать».

Данная проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает следующую ступень к школе.

Список литературы:

1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.Мы живем в России М., 2007.

2. Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005

3. Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.

4. Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.

5. Чилингарова М.Е. Формирование ключевых компетенций педагогов С-П., 2010.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы

Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....

«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников

laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...