Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему

Стёгина Наталья Николаевна

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_pedagoga.docx557.43 КБ

Предварительный просмотр:

           Управление образования администрации г. Владимира

                Городской информационно – методический центр

Опыт работы

«Воспитание доброты, милосердия и  внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников»

 

  Выполнил:

Стёгина Наталья Николаевна

                                                   воспитатель I категории,

                                                    МБДОУ «Детский сад №101»

                                                   Г. Владимира

г. Владимир  2014

О Г Л А В Л Е Н И Е:

Наименование опыта………………………………………………………..1

Эссе………………………………………………………………………….....5

Введение  ……………………………………………………………………..8

Условия возникновения и становления опыта………………………...10

Актуальность  опыта……………………………………………………….12

Ведущая педагогическая идея…………………………………………….15

Теоретическая база………………………………………………………….16

Новизна опыта……………………………………………………………….18

Технология опыта…………………………………………………………...19

Результативность опыта работы………………………………………….29

Перспективность опыта работы…………………………………………..33

Адресная направленность………………………………………………….34

Приложение к опыту………………………………………………………..35

Приложение №1……………………………………………………………….35

Приложение № 2……………………………………………………………....37

Приложение №3……………………………………………………………….38

Приложение №4……………………………………………………………….43

Приложение №5……………………………………………………………….44

Приложение №6……………………………………………………………….46

Приложение №7……………………………………………………………….47

Приложение №8………………………………………………………………..48

Приложение №9…………………………………………………………….....68

Приложение №10……………………………………………………………...80

Приложение №11……………………………………………………………...83

Приложение №12…………………………………………………………….104

Приложение №13 …………………………………………………………….194

Приложение №14…………………………………………………………….202

Приложение №15…………………………………………………………….209

Приложение №16……………………………………………………………..219

Приложение №17……………………………………………………………..232

Литература…………………………………………………………………...241

F:\Все для конкурса\Стёгина Наталья Николаевна д.сад №101\DSCF4752.jpg

Стёгина Наталья Николаевна

воспитатель Iквалификационной

категории

МБДОУ «Детский сад»  №101

мкр. Лесной

Эссе.

« Моя профессия - Воспитатель».

Быстро мелькают дни: за летним зноем спешит моросящий дождь, который

 сменяется кружением снежинок, и вот уже звенят ручьи. Но в любое время

года, при любой погоде, просыпаясь утром, я испытываю необычайную

радость. Она тихо поднимается изнутри, наполняя меня бодростью и энергией и

вызывает на моем лице улыбку. Вперед! Быстрее навстречу новому дню! Как

всегда он сулит мне много интересного. А как же иначе? Вот уже восемь лет я

работаю воспитателем в детском саду. Вот только работой это не считается,

скорее всего- это мое хобби. Это мой образ жизни.

Когда- то я была  сама ребенком,  играя со своей куклой,   я начала  упражнять свои воспитательные способности, а  возрасте пяти лет стала воспитателем для своей полугодовалой сестрёнки. Приходя за сестрёнкой в детский сад, я подолгу смотрела, как воспитатели «копошатся» с малышами и мысленно представляла себя взрослой в их роли. Я тогда считала, что эта профессия самая необычная, самая интересная и самая нужная. Спустя годы моё мнение не изменилось.

 Я всегда хотела быть педагогом. Но почему именно воспитателем? Да, потому, что работа в детском саду творческая, что ни день, то новое открытие, то новость и скучно не бывает никогда.  Сколько себя помню, всегда стремилась заботиться о ком-то. Хотелось отдавать больше, чем получать. Нравилось опекать более слабых, неумелых. Нравилось учить их всему, что умела сама. Очень приятно, когда малыши, увидев меня, в садик идут радостно и охотно, без слёз, а уходя домой вечером говорят мне: « Я завтра снова приду. Мне здесь нравится!». Приходя на работу, видя настежь распахнутые глаза малышей, глаза готовые вместить весь мир, глаза, ловящие каждое твоё слово, жесты понимаешь: я им нужна, для них я целая вселенная. Поэтому я придерживаюсь в работе правил быть не над детьми, а встать рядом и быть вместе с ними.

С самого раннего возраста я стараюсь воспитать в детях такие нравственные качества личности: как доброта, милосердие, забота и внимательность  посредством природы. Раскрывать перед ребенком красоту природы, любить ее - это сложное дело. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети подражать каждому моему движению.

 Природа - могущественный источник, из которого ребенок черпает свои первые  знания, впечатления. Вместе с детьми я  весной сажаю  цветы в клумбы, потом ухаживаем, поливаем их, заботимся о растениях, тем самым   воспитываю в детях такие нравственные качества: как  забота, доброта, внимательность. Мы  с детьми любуемся нашими клумбами, « разговариваем» с цветами, охраняем и бережем их.

         Моя работа будет однобокой, если в ней не принимают участия родители воспитанников. Поэтому очень важно, чтобы семьи моих воспитанников активно участвовали в природоохранных акциях, конкурсах и реализации проектов. В работе с детьми считаю главным - разнообразие видов деятельности, индивидуальный и   комплексно - интегрированный подход в обучении. Именно это способствует формированию доброты, милосердия и внимательности в маленьких детях и чем меньше ребенок, тем глобальнее задачи по его воспитанию. Малыш рождается на свет с природной тягой к знаниям, и чем раньше  я  вместе с родителями начну развивать детей, тем ощутимее будут результаты совместной деятельности. И на этом этапе нужны не только моя сердечная теплота, но и талант, вдохновение, творческий подход и глубокие знания. Современный воспитатель- это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Одним словом- мастер своего дела. И чем выше уровень его профессионализма, тем ощутимее результат. Главное в работе с детьми найти путь к сердцу ребенку, установить хрупкую, тонкую нить, связывающую воспитателя и воспитанника.

Все хорошее, доброе и светлое, что есть во мне, я отдаю детям, своим дошколятам. А взамен получаю больше: доверие, откровенность, маленькие тайны и хитрости, а самое главное их любовь.

 Порой мне бывает трудно, грустно, но стоит ребёнку улыбнуться и всё, ты понимаешь, что я не напрасно работаю в детском саду, что я действительно нахожусь на своем месте.  Я люблю свою профессию, потому что люблю детей, люблю с ними заниматься и работать для них . Думать о детях, заботится о них, любить их - самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому. И этим я счастлива!

 Работая  в детском саду воспитателем, надо отдавать делу не только время, но и душу. Поэтому я горжусь своей профессией. Я горжусь, что я воспитатель!

Введение 

         Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств  приобретает особое значение. Ведь и духовная щедрость, и   бездуховность берут свои истоки из детства. Особое значение формирование доброты и милосердия приобретает в наше  время. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости.

Я должна  помочь научиться  ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений. Мой опыт  работы показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность?    Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. Замечательный польский педагог Януш  Корчак говорил: «Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Милосердие- это готовность оказывать помощь, не требуя благодарности, воздаяния. Нельзя не учитывать, что маленьким детям присуще непосредственное восприятие окружающего, отсутствие нравственных критериев, неумение оценивать собственные поступки с этической точки зрения. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности. 

В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин.  В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».[1] Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Взаимодействие человека с природой – уникальная возможность воспитания доброты и милосердия, основ нравственности.

  Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества. Материальная ценность, потому что в комплексе всех своих компонентов составляет среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная ценность, потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.   Формирование начал экологической культуры, воспитание нравственных качеств (доброты, милосердия и внимательности)-  это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности.

        Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Моя задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и  « братьям нашим меньшим»- животным, относиться к другому как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого.

Условия возникновения и становления опыта

 В последнее время очень остро стоит вопрос экологии. Действительно, природа оказалась в беде. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из-за этого уже исчезло с лица Земли, а многие другие вот-вот исчезнут. Вместо лесов во многих местах по вине людей появились пустыни, а вместо чистых рек потекли мутные потоки, из которых нельзя пить, в которых опасно купаться. На лесных опушках год от года всё меньше бабочек, стрекоз, цветов. Зато всё больше мусора, кострищ, поломанных деревьев. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным  2013 год - объявлен Годом охраны окружающей среды ( указ от 10.08.2012г №1157). В течение всего 2013 года было проведено множество мероприятий, направленных на консолидацию и вовлечение широких кругов населения по решению вопросов окружающей среды и экологической культуры.

Сегодня ребенок получает экологические знания в основном  из двух источников: из СМИ и в детском саду. Но этого недостаточно, чтобы понять природу, любить и  ценить её. Любовь к природе не приходит сама  собой. В ходе многих своих наблюдений я заметила, что дети старшего дошкольного возраста  проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, а в других случаях их поведение безразличное и нередко отрицательное.

Передо мной возникла проблема: «Как же  заложить в детях первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой и гуманного отношения к ней?»  Для решения данной проблемы были выделены основные  задачи:

а) Умение беречь всё живое. Данное качество подразумевает такие компетенции детей как, способность уберечь от недоброго отношения природу, бережно относиться к растениям, животным, земле и окружающему;

б) не быть равнодушными и активно бороться со злом;

в) чувствовать прекрасное в природе.

Актуальность опыта работы

В соответствии с Законом об образовании, который был принят в декабре 2012., дошкольное образование становится первым уровнем общего образования и поэтому, как и все другие уровни, должно осуществляться на основе стандарта, поэтому министерством образования и науки РФ разработан и уже утвержден ( 17 октября 2013г.,№1155) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с января 2014г.Этот документ определяет работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего образования и ориентирует педагогические коллективы на сохранение уникальности и самоценности  детства и всестороннее развитие личности ребенка. Новый  документ позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей воспитательно  - образовательной работы с детьми, осуществляемой на основе стандарта.

Важным положением документа является « объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».По общему признанию и определению ученых ( философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие .Природа нашей страны выполняет особую функцию: для всей планеты России является регионом компенсации глобальных антропогенных нарушений. Леса России -это легкие планеты, они имеют самый высокий комплексный показатель вклада в сохранение устойчивости биосферы- 10%  общепланетарного баланса. С одной стороны, этим обстоятельством можно гордиться, а с другой- следует понимать, что на россиянах лежит ответственность за поддержание и сохранение полноценной жизни на Земле. Именно поэтому необходимо экологическое образование всего населения начиная с дошкольного детства и на протяжении всей жизни Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу или через парциальную программу. В том или  другом случаи экологическое воспитании детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года. Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как « возможные достижения ребенка»- не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: « Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы…склонен наблюдать, экспериментировать. Обладать начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы,  естествознания». Под эти  формулировки и развертывается система  экологического воспитания. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения. Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Стандарте, осуществляется через особые структурные  единицы- образовательные области, которые представляют собой « определенные направления развития и образования детей» Это означает, что экологическое воспитание должно вписаться в эти образовательные области и осуществляться через них, что позволяет полноценно реализовать всю систему экологического воспитания дошкольников. [2]

Ведущая педагогическая идея

  Моя педагогическая идея это– создание условий для формирования человека с новым экологическим мышлением и воспитания активной и творческой личности. Основная цель данной педагогической идеи –создание условий для формирование таких качеств личности, как  доброта, милосердие и внимательность у детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания в детском саду.

 Для достижения этой цели мною  определены следующие задачи:

  •  создать условия для формирования  таких нравственных качеств личности дошкольников как милосердие, чуткость, сострадание;
  • создать условия для  активной  деятельности дошкольника на осознанное сохранение природы;
  •   создать  условия для развития  познавательного  интереса к миру природы;
  •  создать условия для привития  трудовых  природоведческих навыков;
  •  вести экологическое просвещение родителей .

Теоретическая  база

        Повышение качества моей  работы  было бы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

   Большинство мыслителей и педагогов  придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу », чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

  Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.  

  В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

        Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программа С.Н. Николаевой « Юный эколог», направленная  на становление начал экологической культуры и экологического сознания. В программе представлено семь разделов. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют осуществять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач. Неоценимую помощь в работе мне  оказали следующие методические пособия: -  Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З.Ф. Аксёновой «Войди в природу другом»; В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»;

Л.М. Потапова «Детям о природе»; В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» .

 В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

  1. принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы;
  2. принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста – наглядно-образное мышление (методы: наблюдение и эксперимент). На НОД используется наглядный и раздаточный материал -  как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку;
  3. принцип систематичности и последовательности – НОД  проводится систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности, к концу изучения материала проводится итоговое мероприятие;
  4. принцип доступности. Этот принцип диктует подбор доступного, легковоспринимаемого, интересного для детей материала;
  5. принцип индивидуализации – на НОД должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.
  6. принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.
  7. принцип безопасности в организации проведении учебно- воспитательного процесса.

Новизна опыта работы

В ходе своей работы над  темой: « Воспитание доброты, милосердия и внимательности у детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания в детском саду», мной был обобщен и систематизирован материал по данному направлению, изучены и представлены последние разработки по экологическому воспитанию.          

Работа по формированию гуманного отношения к природе и воспитанию доброты, внимательности и милосердия строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе- все это позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах. Воспитывая доброту, внимательность и милосердие в детях  и осознанно- правильного отношения к природе учитываю следующие принципы содержания: научность, доступность, системность, целосность, регионализм, преемственность и интеграцию.

 Хочется остановиться на одном принципе – научность. Еще  К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей»[3]. Новизна  опыта заключается еще и в этом принципе, так как уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать достоверную информацию.  Опыт показывает, что большинство детей с большим интересом относятся  к знаниям о природе, но зачастую знания черпают из рекламы, мультфильмов, а они бывают неверными. Многие дети считают, что крот любит клубнику, еж питается яблоками, грибами и т.д. Ложных представлений у детей  предостаточно: паук и червяк – это насекомые; грибы – это растения; белые медведи и пингвины живут в Арктике и т. д.  Итак, неверная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире.

Технология  опыта работы

 Для воспитания   доброты, внимательности и милосердия у детей   старшего дошкольного возраста   я  отказалась  от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться  только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям уникальность природы, красоту, универсальность (природа – среда жизни, объект познания, удовлетворения этических и эстетических  потребностей).

        Мой  опыт работы по экологическому образованию и воспитанию уже дал интересные и положительные результаты, благодаря замечательной парциальной,  экологической программе, которую  я  использую в своём опыте.( программа С.Н. Николаевой « Юный эколог»)

          В соответствии с ФГОС большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды для полноценного развития ребенка. Следует отметить, что одним из важных элементов при создании предметно-развивающей среды является ее правильная организация и экологизация  с учетом возрастных особенностей детей. Какой же должна быть эколого- развивающая среда, чтобы обеспечить решение поставленных задач? Прежде всего отметим, что природы в детском саду должно быть много, очень много!  Эколого - развивающая среда должна быть обогащенной. С точки зрения экологического образования среда в детском саду должна создавать условия для:

- нравственного воспитания;

    - познавательного развития ребенка;

- эколого-эстетического развития;

- оздоровления ребенка;

- формирования трудовых навыков;

- формирования экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов деятельности.

          Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Надо еще отметить следующее: каждое созданное в ДОУ экологическое пространство может иметь широкое значение в целом для экологического образования населения ( а не только воспитанников детского сада). Площадка природы может служить местом для проведения различных мероприятий: родительских собраний, развлечений. Такие элементы созданы  в нашем детском саду.

1.Цветники находятся на территории всего детского сада, где посажены разнообразные виды растений и цветов ( Приложение №1);

2.Минилаборатория (база для исследовательской деятельности: оборудование и материалы  для проведения опытов и экспериментов)( Приложение №2);

3. Уголок природы, где сосредоточен видовой состав   комнатных растений с учетом целей обучения и воспитания. Главная особенность уголка природы:он находится в пространстве жизнедеятельности детей и взрослых, их воспитывающих, создает условия для постоянного контакта и взаимодействия с живыми существами. Надо иметь в виду, что растения создают особый микроклимат в помещениях и являются фактором благотворно влияющим на физическое и психическое здоровье людей, т.е отвечают поставленной задаче в ФГОС:

  • в дневное время ( на свету) обогащают воздух кислородом;
  • увлажняют воздух, снижая его сухость ( особенно в отопительный сезон);
  • собирают на себя пыль, что важно для помещения где дети и взрослые много двигаются;
  • многие растения выделяют фитонциды, поглощающие болезнетворные бактерии. Эти растения особенно важны для группы;
  • создают красоту пространства, благотворно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых ( Приложение №3);

4.Мини-огород  используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями; знакомства с культурными и дикими растениями; для наблюдений за условиями произрастания и ухаживают за посаженными цветами на клумбах ( Приложение №4);

5.Уголок  нетронутой природы находится за пределами нашего  детского участка ,там произрастают различные дикорастущие травы и кустарники. Он может сочетаться с хвойными мини-бором. В этом уголке не проводится хозяйственная деятельность ( покос травы, сбор листьев), что создает условия для поселения животных и образования экосистемы ( например: луговой)

( Приложение №5);

6.Фруктовый сад - традиционные объекты природной среды дошкольной организации, находится на территории детского сада, где находятся плодовые деревья( яблони, рябина). ( Приложение №6);

7.Птичий дом.- специально устроенный в свободном пространстве территории дерево, оно функционирует круглый год ( скворечники) ( Приложение №7).

8.Экологическая тропа: это маршрут по территории детского сада. Хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты.

Это  выполняет различные функции: познавательную, развивающую, оздоровительную, укрепляющую.  Надо отметить следующее: каждое созданное в саду экологическое пространство иметь широкое значение в целом для экологического образования населения (а не только воспитанников).площадка природы служит местом для проведения различных мероприятий: родительский собраний, открытых мероприятий.[4]   

        Реализация  задач предусматривает  интегративный подход в педагогическом процессе, перспективный план работы с детьми( Приложение №8), использование проектной методики, что требует четкого планирования разных форм работы: связь со специалистами, интегрированные занятия, экскурсии, кружковая, индивидуальная работа, работа с родителями,  занимательные досуги, праздники, развлечения; труд на приусадебном участке.

                Важная роль в реализации поставленных задач принадлежит интегрированной непосредственно- образовательной деятельности (Приложение №9). Надо помнить, что каждая непосредственно- образовательная деятельность  даст эффект лишь в том случае, если оно будет интересным, привлекательным для ребенка, а это зависит от используемых приемов и методов. Результат получается положительным, если создана мотивация, применяется  яркая наглядность, решаются проблемные ситуации и используются разные виды деятельности с общими целями. Достичь высоких результатов возможно только на интегрированной непосредственно- образовательной деятельности , в которой присутствует практически все образовательные области. Образовательная область «Познавательное развитие». В соответствии с программой « Юный эколог» дошкольники получают разнообразные знания из области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы , в том числе и воспитания нравственных качеств личности( доброты, заботы, внимания), являющими частью пространства жизнедеятельности дошкольников в детском саду и семье. Образовательная область « Речевое развитие». Известно ,что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы( картины, книги телевизор ,экскурсии и театр) и практическую деятельность Все эти формы сопровождаются речью ( беседы, чтение, обсуждения, рассказ), т.е параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализуется образовательная область « Речевое развитие». Система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью « Социально- коммуникативное развитие», выращивая и ухаживая за растениями, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд .В технологии экологического воспитания предусмотрены для старших дошкольников разные социальные значимые мероприятия. Это « Панорама добрых дел», в которую с декабря по апрель в индивидуальные строчки с фотографией ребенка  вносятся все его добрые и хорошие дела, акция « Зеленая елочка- живая иголочка», День Земли. Все эти мероприятия в единстве с познавательной областью к концу дошкольного возраста формируют у детей начала экологической культуры-  социокультурное новообразование личности, позволяющее им правильно ориентироваться и взаимодействовать с ближайшим природным окружением. Несомненно, что образовательная область « Художественно-эстетическое развитие является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире. Следует отметить, что красота живой природы- это экологический феномен: красивыми являются объекты ,находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они себя хорошо чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу.  Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» имеет глубинную связь с экологическим воспитанием - его хорошая постановка обеспечивает взаимообогащенное  развитие личности ребенка. Образовательная область « Физическое развитие» также связана с экологическим воспитанием, но совершенно иным образом- через предметно- развивающую среду, в которой живут дети в детском саду.

Исходя из всего сказанного, можно сделать выводы, что воспитание  доброты, милосердия и внимательности осуществляется через экологическое воспитание , которое интегрировано во все образовательные области  и осуществляется через них.        Например, развивая познавательную активность, я  стараюсь не давать готовых знаний, а стимулировать ребенка на их поиск путем создания различных проблемных ситуаций с использования  нравственного выбора ( Приложение №10). До сих пор  у родителей и детей сформированы понятия: чем меньше хищников, тем лучше. Волки опасны, их надо убивать; укус змеи смертелен, а зайцы безобидны, пусть живут. С экологической точки зрения целесообразно создать проблемную ситуацию на занятии: волков всех истребили, в лесу резко увеличилось количество зайцев. Почему-то стали гибнуть деревья. Как спасти лес?  Здесь используется прием  алгоритма пищевой цепочки: лесу необходимы волки, чтобы спасти от зайцев; волкам нужны зайцы, как пища, а для зайцев пищей служит лес. Вывод: в природе все взаимосвязано, необходимо биологическое равновесие. Новое и то, что в каждом случае ведется обсуждение правил безопасности. С точки зрения безопасности, конечно, правильно говорить, что медуз трогать нельзя – они жгутся, но при  этом нужно  обязательно объяснить, что  медуза так приспособилась к своей среде и  имеет право защищаться.

   При знакомстве  с царством грибов педагоги ограничиваются изучением съедобных и ядовитых грибов, что, конечно, важно  с точки зрения  опять же безопасности, но не отражают роли грибов в круговороте веществ  (грибы участвуют  в превращении старых пней, веток, листьев в перегной, в почву), значении для животных.

Для формирования внимательности у детей старшего дошкольного возраста немалое значение имеет исследовательская или поисковая деятельность. (Приложение №11) Чтобы познать ребенку окружающий мир, ему необходимо его исследовать.    

 В ходе поиска он уточняется, проясняется.  В качестве основного вида поисковой деятельности Н.Н. Подьяков выделяет особую детскую деятельность – экспериментирование, подчеркивая, что это  «истинно детская деятельность»[5]  является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Например, на занятии «Свойства воды»  у каждого ребенка на столе по три баночки с водой. Ребенок самостоятельно может исследовать объект неживой природы и обнаружить его свойства: цвет, вкус, запах, растворимость, прозрачность; сделать вывод, почему воду называют «волшебницей» и «путешественницей», наблюдая за превращением на морозе воды в лед, при нагревании – в пар. Наблюдая за опытом «Путешествие капельки воды» или «Мы сейчас сделаем дождь», дети подводятся к выводу, что вода совершает круговое путешествие  

        Чем разнообразнее  и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Например.        для            исследования  детей нашего детского сада заключаются в следующем: опыты по испарению воды при высокой и низкой температуре; превращение воды в лед, в  пар; знакомство со свойствами воды, воздуха, почвы, глины, песка, металла, дерева, стекла; рост и развитие семян   садовых цветов, отростков комнатных растений; семян овощей и клубней картофеля и т.д.  

        Основными составляющими процесса исследования являются выявление проблемы, формулировка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения. Еще один важный момент  – это проектная поисковая деятельность, которая подводит детей к самостоятельным выводам о хозяйственной деятельности человека, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Особенно интересен детям  проводимый мною проект «Мусор», который заключается  в том, что осенью дети под руководством педагога закапывают разные виды отходов в почву и отмечают их место ориентирами. Через год   дети этой же группы проверяют,  что из отходов превратилось в перегной, а что осталось в прежнем виде.  Таким образом, дети делают выводы о круговороте веществ в природе и о природоохранном аспекте, который заключается в использовании  вторично пластиковых коробочек, стаканчиков, трубочек, мензурок на опытах в лаборатории детского сада.        Познавательная  и практическая деятельность невозможна без наглядных методов, которые способствуют развитию внимательности, сосредоточенности. Одним из наглядных методов, который мы используем чаще всего, это  сравнительные наблюдения( Приложение №12), представляющие особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Сравнительные  наблюдения  дают возможность найти ребенку  в объекте отличия, сходства;  сделать соответствующие выводы; установить причинно-следственные связи.

        К методу наблюдения имеются определенные требования: наблюдение должно быть интересным;  проведение наблюдения в естественной обстановке; дается целевая установка; полученные знания должны получить дальнейшее развитие в деятельности детей; сопровождается  наблюдение точным, конкретным словом (название предметов, их признаков, действий). Например, сравнение  строения березы и одуванчика, или внешнего вида вороны и воробья; планеты  и звезды и т. д. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдения, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной, чувственной основы. Наиболее яркие наблюдения  проводятся в живом уголке, на экскурсиях.  

        Еще  один наглядный метод – это демонстрация фрагментов  , который благотворно влияет на формирование доброты. Заботы, внимательности, например: просмотр какого-либо научного фильма, который я  широко использую на занятиях «Путешествие в Антарктиду», «Почему на глобусе есть две белые шапки?», «Путешествие в мир диких животных», « Почему растение – живая природа?», «Образование и состав Земли» и т. д.

        Эффективность непосредственно- образовательной деятельности  возрастает  при использовании игр и  игровых приемов, таких, как путешествие на космическом корабле  на Луну  или полет на ковре–самолете  в Африку, а при помощи цветика - семицветика  мгновенно попадаем в Антарктиду или в горы. Такие  приемы  дают возможность в игровой обстановке познать природу разных  поясов Земли.

         Одно из эффективных средств – познавательные задачи, которые применяются на каждой непосредственно- образовательной деятельности и помогают формировать такие нравственные качества личности ребенка : милосердие, доброты, чуткости, внимательности. Поставленные задачи на занятиях не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению беспокойства о состоянии природы, дают основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. Например, при изучении темы «Мир растений» детям дается задача: « Что  произойдет в природе, если разорить гнезда птиц?» Правильный ответ дети могут дать после  занятия или  «почему цветы так красивы и душисты», где дети познают основной закон экологии «В природе все взаимосвязано». На вопрос,  почему растение назвали

« подорожник»? или  «…почему он выбрал среду обитания дорогу?» - быстрый и правильный ответ получим на первый вопрос, а рассказ  о размножении этого растения поможет детям ответить на второй вопрос, предварительно  требующий мотивации:  «А вы хотите узнать об этом?».

         Другой тип экологических задач – это загадки о растениях, животных, явлениях природы. Загадки становятся задачей, если задавать вопросы: зачем ежу иголки, зачем стрекозе огромные глаза, для чего зайцу быть зимой белым, почему медведь зимой спит.

         Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы , например: произведения таких популярных писателей, как В. Снегирев, И. Сладков, В. Бианки и экологических сказок Н. Рыжовой.

        Ничто так не обогащает  эмоционально-чувственную сферу ребенка и способствует формированию  бережного отношение к животным, заботу,  как  его деятельность в живом уголке. Вот где воспитывается [6]гуманное отношение ко всему живому, милосердие, умение сопереживать, находить неблагополучие в среде живых объектов и найти способ устранять это неблагополучие, как  у животных, так и у растений. Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние.  Например, знакомясь детей с необходимыми условиями для жизни растений, дети имеют  возможность наблюдать за давно забытым растением в темном помещении. Естественно, на вопрос, нравится ли им растение, ответ был отрицательным. Дети, рассмотрев его внешний вид, заметили бледность и вялость листьев, сухую землю и смогли сделать самостоятельный вывод: растению здесь не хватает света,  его срочно нужно полить.  Следующий этап – ежедневный уход за растением, следствием чего был положительный результат: растение расцвело. В данном случае дети получили удовлетворение от оказанной помощи растению, прониклись к нему, как к живому существу, закрепили знания о необходимых условиях для жизни растений. Любой педагогический процесс имеет алгоритм осуществления действий, который заключается в следующем: создание мотивации – выявление проблемы – представление предполагаемого  результата (установка цели) – способы достижения цели – деятельность – конечный результат (подведение итогов). Этот алгоритм очень важен для реализации всех поставленных задач.

         Еще одно  значительное средство для реализации  поставленных задач – это проведение экскурсий. Экскурсии – это, прежде всего, предварительная работа по какой либо проблеме,  это колоссальный материал для познания окружающего мира и воспитанию доброты, милосердия и внимательности. Именно на экскурсиях развиваются нравственные качества ребенка, познавательный интерес, логическое мышление, расширяется кругозор, активизируется внимание. Например, осенью в сентябре проводятся экскурсии  в лес,  к водоему, на огород, по улицам поселка, по экологической тропинке. Таким образом, целый месяц посвящается экскурсиям и наблюдениям за природой.             Любая прошедшая тема  обобщается и заканчивается или праздником, или занимательным досугом, викториной, КВН.

( Приложение №13).

 Реализация поставленных мною задач не может быть осуществлена без работы с родителями (Приложение №14).Поэтому  вопросы  по воспитанию доброты, милосердия и сострадания  посредством экологического воспитания у детей   выносятся на обсуждение родителей в разной форме: консультации  в папках-передвижках, родительские собрания,  круглые столы, посещение родителями  НОД, совместные экологические акции,  праздники.

         Положительный результат в формировании доброты, заботы и  милосердия и  осознанно-правильного отношения к природе у детей  помогает достигнуть тесная связь с педагогами и специалистами: это  подготовка и проведение праздников, интегрированной непосредственно - образовательной деятельности, участие в выставках рисунков на экологическую тему (экологические знаки, «Как спасти зеленую елочку», «Самый красивый участок в детском саду»), семинары-практикумы, консультации( Приложение №15).

Результативность опыта

Эффективность  формирования нравственных качеств посредством  воспитания экологического воспитания  старших дошкольников  не может быть выражена только в цифровых данных, отражающих результаты опросов и тестирования дошкольников. Сложность решения проблемы заключается в том, что экологическое образование закладывает основы экологического мировоззрения, которое должно определять поступки человека, его отношение с окружающей средой в будущем. Наиболее реальные результаты дает диагностика, основывающаяся на длительных наблюдениях за ребенком.. В своей работе я использую диагностику Соломенниковой О и диагностику Прохоровой Л.Н из сборника « В гостях у Лучика» ( Приложение №17).. Положительная динамика  видна в формировании таких нравственных качеств: доброта, милосердие и внимательность, в активности детей, но не жестокость по отношению к обидчику, в умении анализировать результаты своего труда у детей подготовительной группы, чего не скажешь про детей старшей группы.  Здесь, конечно,  играют роль возрастные особенности детей,   длительность  упражнений и желание получить  удовлетворение от результата.

В экологическом образовании дошкольников диагностированию подлежит изменение объема их знаний; расширение представлений об окружающем мире; изменение поведения ребенка по отношению  к природе, к поступкам людей; воспитание чувства ответственности за свои поступки и понимание их последствий.

Результативность опыта отслеживалась мною  ежегодно в течении 3 лет работы (средняя старшая и подготовительная группы) посредством исходной (констатирующей), текущей (формирующей), итоговой (контрольной диагностики). Таким образом, у  меня была возможность оценить эффективность выбранных методов, приемов, форм работы и внести необходимые изменения, добавления.

         Основную  диагностику   я  проводила  два раза в год, а  промежуточную диагностику  в процессе индивидуальной работы с детьми, испытывающими затруднения по какой либо теме (Приложение 17). Первая обычно проводится  в октябре. Результаты ее требуют постановки дополнительных задач, планирования индивидуальной работы. Следующая диагностика проводится в мае.    Сравним результаты обследования детей за три года: среднего возраста 2011 – 2012 года;  старшего возраста 2012 – 2013 года; подготовительной группы 2013-2014года. Проверялся объем знаний у детей по следующим параметрам:

  1. Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных;
  2. Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира;
  3. Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы;
  4. Определение уровня знаний времен года;
  5. Определение уровня отношений к миру природы.

        Диагностика детей средней группы № 1, которая проводилась в 2012году, выявила  следующие результаты: высокий уровень- 11%, средний уровень- 84% и низкий уровень- 5% на начало года. В конце учебного года результат был таковым Высокий уровень- 29%, средний уровень- 71%, что говорит о положительной динамике.

         Обследование этих же детей, но уже в старшей группе в 2013, т.е. (в начале учебного года) показало  

высокий уровень –(24%), средний уровень – (76%), низкий уровень – 0%

Более низкий уровень у детей выявился по следующим параметрам: представления о живой и неживой природе, установление причинно-следственных связей. По этим направлениям потребовалась индивидуальная работа: чтение художественной литературы о  жизни животных и растений, дидактические игры на расширение кругозора о природе, индивидуальные беседы об установлении признаков живой и неживой природы и установления причинно-следственных связей

  Следующее обследование состоялось у этой группы детей в 2014году.  На начало учебного года высокий уровень составил- 29%, средний уровень- 52%, то к концу года результаты стали другими: высокий уровень- 38%, средний уровень- 62%. Это говорит о правильной организации   педагогического процесса и правильного выбора использования технологий.

        Для сравнения возьмем результаты диагностики этих же детей  за три года. Видна положительная динамика по воспитанию у детей экологической культуры. Дети имеют уверенные знания по окружающему миру,  можно смело заявить, что у детей к подготовительной группе сформирован познавательный интерес, имеется необходимый  по возрасту объем элементарных научных экологических знаний,  в детях заложены такие нравственные качества личности как: доброта, милосердие, забота и дети готовы к обучению в школе.

         Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что  реализация  задач  по формированию элементарных научных экологических знаний у детей старшего возраста осуществлена в полной мере.  Таким образом, можно подвести итоги, что в результате осуществления  экологизации различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды,  интегрированной непосредственно -   образовательной деятельности, экологического просвещения родителей была обеспечена положительная динамика  в становлении осознанно-правильного отношения  детей к природе, развития  речи, а также их индивидуальных качеств:

  • Доброта, милосердие и забота;
  •  видеть неблагополучие в природе, устанавливать причины и уметь устранять это неблагополучие;
  •  устанавливать логические пищевые цепочки;
  • -доводить начатое дело до конца, адекватно относиться к неудаче;
  •  сопереживать слабым существам;
  • высокий уровень познавательной активности, познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста:  возникновение  вопросов  у детей во время и после занятий; рассказы детей о впечатлениях,  полученных   от познавательных телевизионных программ, от восприятия  необычных явлений природы; интерес к познавательной литературе,  к наблюдениям, экспериментированию.

Перспективность опыта работы

В перспективе своей работы в детском саду  планирую изучить  программу по экологическому воспитанию дошкольников Н. Рыжовой « Наш дом- природа». Включить в свою деятельность отдельные фрагменты из программы  и комбинировать их с уже ранее известными разделами программы « Юный эколог» С. Н. Николаевой.

 Развитие современного общества связано с научно- техническим прогрессом. ИКТ прочно вошли в  воспитательно-образовательный процесс в детском саду. Поэтому в дальнейшей своей работе вижу необходимость в  использование  ИКТ как в работе с детьми, так и в работе с родителями.

Для воспитания в детях доброты, милосердия и заботы  намереваюсь использовать экологические сказки Н. Рыжовой и создать свою картотеку экологических сказок: « история одной яблоньки», « если б не было воды»

 « жила- была одна речка», которую  в дальнейшем буду использовать  в педагогическом процессе.

 В осуществлении результативности своей работы, при проведении мониторинга  проектирую  использование  сборника диагностических методик по изучению уровня сформированности экологической культуры дошкольников Л.Н. Прохоровой « В гостях у Лучика».

.

Адресная направленность

Описанный мною опыт работы будет интересен не только для воспитателей ДОУ, а также для узких специалистов-психологов, логопедов,  поможет родителям -  обогатить свой опыт и передать его своим детям.


[1]В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие.

[2] Николаева С.Н « Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» \\Дошкольное воспитание, №6, 2014г.

[3] К.Д. Ушинский « Полное собрание сочинений»

[4] С.Н.Николаева « Значение  эколого - развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта., Дошкольное воспитание №5;2014г.

[5] Иванова А.И « Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений-М;ТЦ СФЕРА,2004-с.5-8.

[6] Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей \ Дошкольное воспитание,2002г;№5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: «Воспитание любви к природе через устное народное творчество»

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отн...

Творческая презентация педагогического опыта на тему: «Воспитание нравственности у младших дошкольников через проектную деятельность»

Мы обязаны как можно раньше донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им  прочную основу для становления в жизни....

Модель презентации собственного педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»

Модель презентации собственного педагогического опытапо теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родинеу дошкольников средствами музейной педагогики»...

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой формирования...

Представление педагогического опыта работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам пр...