Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
    материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Кудрявцева Ирина Федоровна

    Сообщение из опыта работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                      МБДОУ ДЕТСКИЙ  САД №5 «УЛЫБКА»

    Сообщение из опыта работы на тему

    «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

                                                     Выполнила: воспитатель

                                                                   Кудрявцева И.Ф.

                                               

                                              г.Семенов

                                                   2014 г.

     «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

                                                                                                  В. А. Сухомлинский

     Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

     Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

     Авторских сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой. Чаще авторы сказки решают развлекательные задачи: повеселить, отвлечь, разжечь фантазию и т. п. Поэтому авторы при отборе содержания не ставят перед собой цель дать точную научную информацию. В таких сказках, с точки зрения науки, много неточностей, вольностей и еще больше авторских фантазий. Характерным примером таких сказок являются сказки Р. Киплинга («Слоненок», «Как леопард стал пятнистым», «От чего у верблюда горб» и др.)

     Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

     К таким произведениям относятся сказки: «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик» Н. Павловой; «Сова» В. Бианки; «Корноушка» Э. Сетон-Томпсона; «Русачёк», «Подземный путешественник» Н. Романовой и другие.

    Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место я уделяю экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

     Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

     Поэтому целью моей работы с дошкольниками в этом направление стало:

     формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;

    сопереживание живому организму.

     Мною были поставлены следующие задачи:

     воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;

    развивать познавательный интерес к миру природы;

    развивать чувство эмпатии к объектам природы;

    посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;

    формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;

    формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

    Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-эксперементальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы объединяю  какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных», «Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие.

     Использование экологической сказки на занятиях позволяет доступнее объяснить материал детям. Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия. Так, в течение года, по сезонам была проведена серия занятий о деревьях.. Итогом одного из таких занятий стала сказка «Как ходят деревья» Л. Толстого. На занятии на тему «Жизнь деревьев зимой» встала проблема о том, что поздней осенью, когда опали все листья и семена с деревьев и деревья стояли голые, можно подумать, что они все одинаковые. Но так ли это? После высказывания детей, предлагаем послушать сказку Н. Павловой «Зимняя пирушка». Про одного умного зайчика, который умел отличать зимой одно дерево от другого. На обобщающем занятии по темы «О взаимосвязи всего живого в природе» в заключении читаем сказку Л. Толстого «На что нужны мыши».

     На занятии использовали такие авторские сказки: «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик» Н. Павловой; «Сова» В. Бианки; «Корноушка» Э. Сетон-Томпсона; «Русачек», «Серая звездочка» Б. Заходера . Жила – была Река”, “Как люди речку обидели”, “История одного пруда”, “Ходит капелька по кругу”, “Вот труба, над нею – дым”, «Приключение улитки Ули», «Лилипут – Озорник» и др.

     Часто дети хотят нарисовать рисунки к прослушанным сказкам, так в группе появились самодельные книжки сказок о природе. Родители тоже подключились к сочинению познавательных сказок. Дети с удовольствием рассказывают сказки, сочиненные дома с родителями и рисуют к ним иллюстрации.

     В группе ребята сами сочиняют сказки по знакомым для них природным явлениям, для того чтобы рассказать малышам. Сочиняем сказки обычно в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном объекте и сочиняем сказку. Сказки у нас есть коллективные и индивидуальные.

     Разыгрываем небольшие спектакли кукольные и драматические, показываем их другим детям в детском саду. Перед Новогодними праздниками была разыграна сказка «Ёлкино платье» Э. Шима. Дети призывали не рубить ёлки, а сохранять их.

     Использование сказок в экологическом воспитании дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.

     Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

    Литература

    1.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

     2.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

    3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

    4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. — Педагогика. 2007. — № 5. — С. 22-27.

     5.Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми популярное пособие для родителей и педагогов. – Минск: Асар, 1996. – 112 с.

     6. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 1999. – 184 с.

    7.Рыжова Н. А. Не просто сказки…. . – М.: Академия, 2002.

    8.Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Экологические сказки как средство эмоционального познания природы детьми старшего дошкольного возраста

    В настоящее время очень остро встала  проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

    Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость,  умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.

     

    Для привлечения внимания и развития интереса детей к занятиям по природному миру мною были созданы экологические сказки, которые, на мой взгляд, смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность. Экологические сказки – самый доступный,  на мой взгляд,  способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

     

    В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения  экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

     

    Общение с природой вообще и экологические сказки в частности способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.

     Над проблемой эмоционального воспитания дошкольников через ознакомление с природой наш сад работает в течение пяти лет. В поисках нетрадиционных методов и технологий используем такие программы как: Н. Н. Вересова «Мы — земляне», С. А. Козловой «Я — человек» (воспитание у детей осознанных чувств, так как разрушение среды обитания — следствие разрушения личности человека, разрушения его духовного мира); Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой «Жизнь вокруг нас» (дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе); Ж. Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие).

     Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, обязанностям, т.е. у них не воспитано чувство единения с природой и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.

     В своей работе с детьми на первый план я ставлю эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие. Дошкольники запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, дети понимают не сразу, для этого нужна долгая, кропотливая работа. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место я уделяю экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

     Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

    Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.

     Поэтому целью моей работы с дошкольниками в этом направление стало:

     формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;

    сопереживание живому организму.

     Мною были поставлены следующие задачи:

     воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;

    развивать познавательный интерес к миру природы;

    развивать чувство эмпатии к объектам природы;

    посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;

    формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;

    формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

     Ожидаемый результат:

     эмоциональное восприятие окружающего природного мира;

    освоение экологических норм поведения в природе.

     Для привлечения внимания и развития интереса детей к объектам природы мною был составлен список экологических сказок, которые смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.

    При составлении списка сказок я провела их тщательный отбор, связанный с их содержанием, потому что для конкретных целей экологического воспитания дошкольников необходимы сказки с наиболее точным содержанием для определения ценностей, способствующих стать отправной точкой для обсуждения и возможностью ребенка высказать и обосновать свое мнение.

     В течение года детям рассказывались и анализировались экологические сказки: “Жила – была Река”, “Как люди речку обидели”, “История одного пруда”, “Ходит капелька по кругу”, “Вот труба, над нею – дым”, «Приключение улитки Ули», «Лилипут – Озорник» и др.

     В процессе рассказывания сказок наблюдала за детьми и понимала, что слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир.

     Но во время работы со сказками выявились следующие проблемы:

     1. Не все, то, что прочитано детям, интересно и понятно им, так как экологические сказки читались по книгам без картинок.

     2. Однотипность. Нет захватывающего сюжета.

     Прочитанные и пересказанные сказки дети до этого не слышали. Если же они узнавали что-то знакомое, говорили: “Я мультик смотрел”. И никто не сказал: “ Мне рассказывали” или “ Мне читали”. Отсюда вывод: основной источник экологического образования детей – детский сад, домашний же воспитатель, в основном – это телевизор, где “живут и здравствуют” любимые детьми и непонятные нам, взрослым, Смешарики, Лунтик, Смурфики и др.).

     Эту большую любовь к современным героям мультфильмов, я использовала в своей экологической работе. Был разработан сказочный проект «Смешарики»: в продуктивной деятельности с детьми изготавливали образы любимых героев, организовали выставку детских работ под названием «Наши любимые Смешарики», а затем инсценировали сказку “Смешарики в отпуске”, где дети самостоятельно изготовили маски героев. Вся эта работа способствовала тому, что дети постепенно стали отождествлять себя с любимыми персонажами и более эмоционально передавать характеры героев сказки.

     Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.

     Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю работу в данном направлении. Большой пласт – это организация работы с родителями по приобщению детей к «экологическому творчеству», как в традиционных формах: проведение совместных природоохранных экологических акций, викторин; родительских собраний, консультаций) так и в нетрадиционных формах: «Экологический КВН», аудиозаписи «Об этом говорят наши дети», сотворчество родителей и воспитанников по составлению экологических сказок, изготовление экологических фотоальбомов и пр. Все эти мероприятия позволили пополнить образовательную среду группы и эмоционально обогатить внутренний мир ребенка, создать основу для отношений сотрудничества, преодолеть барьеры и навести мосты между детским садом и семьей.

     Результаты работы с детьми видны уже сейчас. Проведенная диагностика показала, что дошкольники не только стали проявлять нормы экологически правильного поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли и надеюсь, запомнили их на всю жизнь.

     Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений!

     В этом будет и частица моей заслуги…

     Список использованной литературы

     Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

     Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

     Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

     Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. — Педагогика. 2007. — № 5. — С. 22-27.

    Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.

    Рыжова Н. А. Не просто сказки…. . – М.: Академия, 2002.

    Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников

    Вв разработке представлена серия дидактических игр для обогащения экологических представлений детей старшего дошкольного возраста...

    Сообщение из опыта работы на тему:"Экологическое воспитание в повседневной жизни детей в 1-й младшей группе"

    СООБЩЕНИЕ«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»           МБДОУ Д/САД №22ВО...

    выступление из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста».

    Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека. В это время закладываются позити...

    Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

    Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

    «Театрализованные игры в экологическом воспитании старших дошкольников»

    В данной статье описывается опыт использования театрализованных игр в экологическом воспитании дошкольников....

    Методическая разработка "Цикл занятий по практическому применению элементов здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании старших дошкольников в условиях ГБДОУ № 31

    Данная методическая разработка включает пять конспектов с разной формой проведения занятий по экологическому воспитанию дошкольников с включением элементов здоровьесберегающих  технологий....

    Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

    Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...