Обобщение педагогического опыта на тему: «Воспитание любви к природе через устное народное творчество»
материал по теме

 

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателя  и родителей.  Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому любой содержательный материал, будь то тексты художественной литературы или математические задачи, должен оценивать с позиции их соответствия требованиям экологического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта на тему:

 «Воспитание любви к природе через

 устное народное творчество»

 воспитателя первой квалификационной категории

 МБДОУ ДС КВ №34 «Чайка» Исуповой Е.В.

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателя  и родителей.  Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому любой содержательный материал, будь то тексты художественной литературы или математические задачи, должен оценивать с позиции их соответствия требованиям экологического образования.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения, и представляет широкие возможности  для экологического воспитания. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию по отношению  к природе. На воспитание любви к природе и заботливого отношения к ней большое влияние оказывает устное народное творчество - народная педагогика. Русская речь это бесценное богатство. Это река без берегов, из которой можно черпать знания.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.

 Приоритетным направлением моей профессиональной деятельности является экологическое воспитание любви к природе через устное народное творчество.

Мною решаются следующие задачи:

- формирование основ экологической культуры;

- формирование позитивного опыта ребёнка с окружающей природой через устное

народное творчество;

- развитие умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;

- развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из

компонентов экологической культуры;

- формирование активной нравственно-экологической позиции

личности  дошкольника по отношению к окружающей

природе.

        Воспитание любви к природе через устное народное творчество будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

  1. использование разнообразных форм и методов работы с детьми, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий;
  2. использование опытно- исследовательской деятельности;
  3. использование на занятиях и в повседневной жизни устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, песенки, потешки, сказки и т. д.);
  4. тесное сотрудничество с родителями.

 Этапы реализации поставленных задач:

I этап – констатирующий, который предусматривал:

выявление уровня воспитания любви к природе через устное народное творчество при помощи беседы и мониторинга освоения программных требований детьми  в начале, середине и конце учебного года.

Диагностика проводилась мною в начале и в конце года по следующим параметрам:

- умение ухаживать за растениями;

- знание правил поведения в природе;

- развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

- формирование представлений о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы);

- знание загадок о природе, пословиц и поговорок, потешек, закличек.

II этап - формирующий

Реализация системы мероприятий, направленной на воспитание интереса к природе у детей дошкольного возраста через устное народное творчество, организовывались и проводились открытые занятия, развлечения, реализация инновационно – образовательных проектов.

         Предварительно мною был составлен перспективный план  работы с детьми по данному направлению.

Работа с детьми началась с наблюдения в природе  с использованием художественного слова - потешки, песни , стихи, пословицы, поговорки, приметы. для успешного освоения детьми нового материала , мною был  подобран разнообразный наглядный материал, разработаны дидактические игры, собран гербарий деревьев и кустарников совместно с детьми..

Мною был проведен ряд занятий по экологии, направленный на знакомство  с растительным и животным миром Краснодарского края,  особенностями строения растений, ухода за ними, повадками животных, средой обитания и многим другим.

 Но невозможно показать красоту и неповторимость всех природных явлений без использования устного народного творчества.

 Были организованы и проведены экскурсии по экологической тропе в разное время года, чтобы дети имели возможность видеть изменения в природе.

В процессе экскурсии детям предлагалось самостоятельно придумать загадки о деревьях, о птицах, насекомых, животных, явлениях природы:

НАПРИМЕР: 

****Стоит всегда зеленая и летом и зимой                                                                                                                                           Её наряжают для красоты (Ёлка). (Сережа Л.)                                                                                                                                                                                                                       ****Красивое, зеленое                                                                                                                                                                                                                                                Висят на ней плоды                                                                                                                                                                              Похожие на лампочку,                                                                                                         Но вкусные они (Груша).    (Юра Ш.)                                                                                                                           ****Красные ягодки как огоньки горят (Калина).  (Соня К. )                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

****По дереву стучит, долбит. 
Но их не калечит, 
а только лечит. (Дятел)   (Тимур С.)

****Чирикает, чирикает! По улице прыгает! 
Букашек собирает и в лужах купается. (Воробей)  (Виолетта С.)

****Над цветком летает

И красивыми крыльями машет. (Бабочка)  (Наташа А.)

**** Живет на дереве, в дупле,                                                                                                   С рыжей шубкой и пушистым хвостом. (Белка)  (Женя И.)

Подобные задания детям («Придумай загадку!») позволяют обратить их

внимание на самобытность и неповторимость каждого растения, как объекта

 природы, учиться  любоваться красотой природы родного края, и восхищаться ими,

способствуют развитию мышления и творческого воображения

 Все явления природы вызывали у детей интерес, дети удивлялись переменам, происходящим в природе.

Так, во время проведения прогулок знакомила детей с приметами времен года.

В группе высажен «огород на окне», где ребята ухаживают за растениями: поливают, рыхлят землю, опрыскивают. Во время наблюдений дети фиксировали  изменения в состоянии растений.

Ребята с удовольствием трудятся в огороде и цветнике: прорывают сорняки, поливают, рыхлят землю, убирают опавшие листья и  собирают урожай.

В ежедневной жизни использовались  русские народные подвижные  игры, хороводы: «Жмурки», «Золотые ворота», «Краски», «Веревочка», «Ой, калинушка, калина», «Салки», «Ручеёк», «Катание яиц» и др.

Произведения устного народного творчества оказывают большую помощь и поддержку в воспитании у детей любви к природе.

III этап – заключительный

(анкетирование и мониторинг усвоения программных требований)

Сравнив результаты мониторинга, проведённого в начале, середине и конце года и на основании сравнительного анализа можно сделать вывод, что проводимая  мною работа по экологическому воспитанию через  устное  народное творчество оказалась эффективной, действенной и результативной.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают \'Вопросы нравственного и патриотического воспита...

Творческая презентация педагогического опыта на тему: «Воспитание нравственности у младших дошкольников через проектную деятельность»

Мы обязаны как можно раньше донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им  прочную основу для становления в жизни....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

Модель презентации собственного педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»

Модель презентации собственного педагогического опытапо теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родинеу дошкольников средствами музейной педагогики»...

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой формирования...

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...