Экологическое воспитание дошкольников. Природа – наш общий дом.
статья на тему

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников.

Природа – наш общий дом.

    Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относится ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – одна из задач работы в нашей группе.

    Экология – наука о  взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь очень сомнительны.

    Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. За отсутствием морителей (которые нельзя давать маленьким детям), ребенку

ничего не остается, как оторвать крылья, затем лапки и наконец, голову своей жертве или живым наколоть на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое,  причем довольно часто.

    Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо еще раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

 В настоящее время у большинства дошкольников сформировано четкое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствует художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь плохой, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес без волков.

    С точки зрения экологии в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою «работу», играет определенную роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные части почвы, загрязнены вода и воздух. А требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами. Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали. Надо срочно что-то предпринимать, чтобы новые выпускники ГОУ могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.

    Но успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым нужно оставить Землю пригодную для полноценной жизни. Мы учим детей понимать себя и все, что происходит вокруг, правильно вести себя в природе и среди людей.

    Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать адекватную линию поведения, поэтому мы стараемся сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной.

    Поскольку игра – наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать разные игры в которых желательно, чтобы присутствовала активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

    Воспитательные задачи осложняются иногда тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки, включать громко музыку, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т.д. А вот вы, дети,  молодцы, что знаете – это нельзя делать – и так не делаете. Для (приобретения опыта) формирования отчетливых представлений о живой и неживой природе родители вместе с детьми могут проводить эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи. Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного. Например, рисунок и рассказ Никиты: мама нарисовала кормушку, Никита – птичку. Никита решил, что птичке скучно одной у кормушки, и нарисовал еще одну птичку, а на кормушке – зернышки.

Благодаря такому общению ребята учатся видеть, замечать и познавать окружающий мир, выражать свои эмоции в рисунке, удовлетворять потребность узнавать неизвестное, давать оценку увиденному, а педагог может больше узнать о ребенке, его чувствах, связанных с природой. Такая работа способствует обогащению содержательного аспекта общения родителей с ребенком.

Давайте будем беречь планету –

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной только одна

Для жизни и дружбы она нам дана!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы в экологическом центре группы. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое...

Сценарий общего родительского собрания «Малыши должны понять, что природа наша мать» в рамках годовой задачи «Экологическое воспитание дошкольников».

Сценарий общего родительского собрания  «Малыши должны понять, что природа наша мать»  в рамках годовой задачи «Экологическое воспитание дошкольников»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Природа – наше богатство»

В долгосрочном проекте ставятся следующие цели:1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.2. Осознание детьми экологических зависимост...

«Экологическое воспитание дошкольника - это воспитание любви к природе, всему живому, что нас окружает»

формирование чувства ответственности, привязанности ко всему живому, что окружает нас. Прививать чувство любви к своей Родине через бережное отношение к природе....

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация для родителей о том, как приобщить детей к миру природы, воспитать гуманное отношение...

Конспект викторины по экологическому воспитанию дошкольников «Земля - наш общий дом»

Конспект экологической викторины в старшей группе «Земля — наш общий дом»...

Отчет по самообразованию "Экологические игры -как средство экологического воспитания дошкольников. Развлечение "Азбука Природы"

Экологическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше усваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, с...