"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре общения средствами театральной деятельности"
статья (старшая группа) на тему

Зиновьева Ольга Николаевна

Статья для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре       общения средствами театральной деятельности

Формирование культуры общения – особая сторона работы по культуре речи. А приобщение детей дошкольного возраста к культуре общения – это очень важное звено в формировании культурной личности в дальнейшем, требующее всестороннего особого подхода и усилий.

Что значит приобщать ребенка к культуре общения? Это: развивать коммуникативно-целесообразную связную речь детей; закладывать и укреплять в сознании ребенка такие понятия как культура, культура речи, культурный человек; учить ребенка правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей. Развитие и формирование культуры общения и речи детей дошкольного возраста, осуществляемое педагогически правильно и грамотно, во многом определяет качество дальнейшего общения с окружающими.

Существует много средств формирования у детей дошкольного возраста культуры общения: ролевые игры, познавательные беседы, художественные произведения, стихи и многое другое. Но сегодня особое внимание я хочу уделить такой форме работы как театральная деятельность, участие в которой принимают непосредственно сами дети.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, оказывающих влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: действием, изобразительным искусством, музыкой и, конечно же, словом. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствует артистические навыки детей, а так же, что для нас наиболее важно, формирует культуру речи детей. В работе с детьми дошкольного возраста с целью формирования культуры общения педагог может использовать такие средства театральной деятельности как: театрализованная игра, настольный картонный театр, театр на пяти пальцах, театр мягкой игрушки, сценические постановки сказок, стихов. В работе над культурой речи и общения дошкольников с использованием средств театрализованной деятельности очень важно, чтобы дети сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации, поэтому не будет ошибкой, если дети не знают четко текст роли, неточно произносят реплику. Главное – это понимание смысла и атмосферы постановки, в результате чего дети самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, самостоятельно ищут языковые средства для выражения своих мыслей. Задача педагога – в нужный момент исправить существующие ошибки и донести их до детей, с целью осознания и устранения этих ошибок в будущем.

Особое место в работе над культурой речи с помощью средств театральной деятельности следует уделять пьесам, основанным на стихотворных текстах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям, а также обогащают свой словарный запас.

Так же, в работе над культурой речи и общения, стоит уделять внимание пьесам, сочиненным самими детьми. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны, чем написанные профессионально, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникают в процессе детского творчества, в результате которого дети учатся грамотно говорить и общаться.

Но важно помнить, что приобщение дошкольников к культурной речи средствами театральной деятельности будет осуществляться успешно только в том случае, если организация этой деятельности осуществляется на должном уровне. Для этого необходимо педагогу изучить различные методические рекомендации по организации театрализованных игр и постановок, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх. Необходимо учитывать возрастные и психофизические особенности детей. Одновременно необходимо уделить большое внимание созданию условий в группе: отвести место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, пальчиковые, перчаточные театры, изготовить маски, костюмы и другие атрибуты.

Таким образом, хочу отметить, что приобщение детей дошкольного возраста к культуре общения и речи средствами театральной деятельности весьма эффективно. Театрализация игр, постановка пьес очень увлекают детей, они создают условия для разных сторон речевого развития. Дети начинают использовать в своей речи новые слова, пословицы, поговорки (причем – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием), употребляют вежливые слова и правильные формы обращений к взрослым и сверстникам, которые становятся обычными и закономерными в обиходно-разговорной речи, которая становится выразительной и эмоциональной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности

Презентация проекта "Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности"...

ПРОЕКТ: «Развитие интереса у детей дошкольного возраста к сказкам средствами театрализованной деятельности».

Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей....

Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности

Воспитательная ценность самореализации заключается в проявлении потенциальных возможностей личности дошкольника, их актуализации и дальнейшем развитии. Важным условием самореализации личности дошкольн...

Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности

Важное условие самореализации ребенка дошкольника – ориентация на творческую деятельность. Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активны, развивали свои способн...

Консультация для педагогов и родителей «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».

Консультация для педагогов и родителей «Коррекция нарушений  у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности»....

«Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».

В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым об...