Выступление из опыта работы на тему "Хотим все знать" (познавательно исследовательская деятельность с детьми)
опыты и эксперименты на тему

выступление из опыта работы с детьми по познавательно исследовательской деятельности с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hotim_vse_znat.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сидорова Ирина Владимировна 

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вид   «Буратино», пгт Аксубаево

Выступление из опыта работы на тему:

«Хотим все знать» Познавательно – исследовательская деятельность

                                                                                      Как гласит китайская  народная мудрость.

                                                                                        Расскажи - и я забуду, покажи и я запомню,

                                                                                        дай попробую и я пойму

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. «Играть, создавать, исследовать» - вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника.

Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей.

А ее цель:

- воспитывать интерес к познанию нового, неизведанного, способность к активизации познавательной деятельности детей.

- развивать навыки проведения исследовательской деятельности, мышления, монологическую речь, умение выдвигать гипотезы, обобщать.

- расширять  кругозор (в процессе познавательной деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические  представления)

Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

  Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их интересными, необычными, запоминающимися и полезными.

В своей работе использую разные методы и приемы обеспечивающие реализацию познавательной деятельностью:

 проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?, что внутри шишки?, Какого цвета снег?

- игры – экспериментирования;

- наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.;

- «Песочная терапия»

- Мультимедийное оборудование

- вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь? »

       Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую - опыты.

Их провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как? » и «почему? », дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью

Любой эксперимент предполагает проведение каких – либо практических действий. Для этого  по мере возможности создаю условия: подбираю  необходимые материалы, оборудование.

Моя очередная  задача помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными.

А для более удобной работы и развития у детей любознательности, бережного отношения к окружающему уголок природы и уголок экспериментирования совмещены, где находятся:  разные коллекции, предметы из разного материала, гербарии, комнатные растения, различный природный материал позволяют детям получить представления о многообразии мира природы. Все эти условия для экспериментальной деятельности где вместе с детьми определяем свойства и качества таких материалов как, бумага, металл, резина, древесина. Узнаем свойства  воздуха и воды, особенности почвы, рассматриваем через лупу насекомых, выращиваем растения, наблюдаем за их изменением в процессе  роста.

Также уголок пополняю познавательными книгами, энциклопедиями. Имеются дидактические игры такие как: «Ассоциации», «Коробок ощущений».

Опыты: Производство  искусственного  инея (Вода испаряется соль остается на веточках)

Ах, какие наши глазки? Рассматриваем строение глаза в зеркало. В игры играем, знания о зрении закрепляем

 Игры: «Поводырь», «Угадай на ощупь» Кто дальше видит?

Волшебная расческа

Опыт с расческой: на нее примагничиваются кусочки бумаги.
Юные исследователи.

Рассматривание через лупу песчинок сахарного и речного песка
Изучаем свойства сахарного песка и пластилина

А куда нам без воды…?  Узнаем свойства воды. Поиграем и узнаем…

Игры: «Буря в стакане воды» (определяем силу дыхания. Чем сильнее дуть в воду через коктельную палочку или соломинку, тем больше будет пузырей)

А что внутри?
Рассматриваем  строение шишки: состоит из множества чешуек, имеет внутри  семена.
Строение кукурузы: она тоже состоит из множества семян прикрепленных к одному основанию (початок).
Строение колосков пшеницы и ржи : в одном колоске находятся множество зерен, которые можно перемолоть и получить муку и испечь пироги.

В песочнице, с песком  играем, много  что  о нем  узнаем

Игры с песком в песочнице во время прогулок. Определяем свойства и качества песка:

- Сырой песок – лепиться,

- Сухой – не лепиться, хорошо просеивается через сито

Уголок экспериментирования

Нам все интересно.  Что и как растет.

Вот какой у нас горох, а горох у нас не плох.

Сами сажаем, сами наблюдаем. И результат получаем.

Любому растению нужен уход  (наблюдения за ростом цветов хлорофитума при  рыхлении и его отсутствия)

Семена или росток? Так, сажаем мы цветок.

Шары надуваем, свойства резины мы определяем. Рассматривание предметов из резины. Определение свойств и качеств.

Рассматривание предметов из металла. Определение свойств и качеств металла.

Рассматривание предметов из бумаги. Определение свойств и качеств бумаги.

Мы не только наблюдаем,  а чтобы не забыть в специальных журналах отмечаем.

Рисуем, выполняем аппликации, лепим  разными изо средствами с использованием природного и бросового материала.

Выполняем поделки из природного материала.

Наблюдения на участке за растениями, насекомыми и природными явлениями.

   Конечно же  ни какая хорошая работа не будет продвигаться без участия родителей. И для большей заинтересованности   детей и стремление их к активному участию в познавательном процессе, привлекаю родителей к совместной деятельности с детьми. Организовываем выставки на разные темы.

     В уголке для родителей оформила рубрику «Читайте с нами».

Сделала книгу «Родительская  энциклопедия» в которой размещаю разные статьи, памятки касающиеся воспитания и развития детей.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

                              Используемая литература.

«Неизведанное рядом», О. В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. (Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

«Рукотворный мир» (Сценарии игр – занятий для дошкольников), О.В. Дыбина.

«Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», журнал «Ребенок в детском саду» №3,4,5, 2003 г.

«Наш дом - природа», Н.А. Рыжова.

«Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста»,

 Н. Г. Калегина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Познавательно-исследовательская деятельность с детьми во 2 младшей группе. (из опыта работы)

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей е...

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Выступление на городском семинаре - практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедических групп».

познавательно-исследовательской деятельности как эффективном средстве речевого развития дошкольников....

Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения ...

Выступление на семинаре для педагогов ДОО «Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Выступление на семинаре  для педагогов ДОО «Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»...

Выступление на конференции "Исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста"

Выступление на конференции " Исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста" ( обобщение опыта)...