Выступление на семинаре для педагогов ДОО «Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
материал по окружающему миру (младшая группа)

Терёхина Наталья Викторовна

Выступление на семинаре  

для педагогов ДОО

 

«Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 имени кавалера ордена Красной Звезды Ю. В. Гаврилова городского округа Сызрань Самарской области

Выступление на семинаре  

для педагогов ДОО

«Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

 воспитатель Терёхина Н.В.

СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань»

Сызрань, 2021

По ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность -это одна из ведущих видов деятельности в детском саду наряду с игровой.    

    Дети по природе своей исследователи. Исследовательская деятельность является одной из форм работы, которая обеспечивает реализацию образовательной области «Познавательное развитие».

Все малыши очень любознательны. Познавательная активность является естественным состоянием ребенка, которое вызывает огромный интерес и дает возможность малышу самому найти ответы на все интересующие его «почему?» и «как?». Посмотреть, потрогать, открыть, попробовать, сделать шаг в неизведанное – важная задача для дитя. Рвет бумагу, ощущая ее тактильно руками, осязая ее звук, видя результат своего исследования; наблюдает, изучает поведение птицы в кормушке, проводит «испытания» различных предметов: разбирая и собирая игрушки, изучая их устройство. Такое поведение для малыша является главным способом познания окружающего мира. Поэтому получение личного опыта в комплексе с доступным объяснением взрослого, личным показом, поможет ребенку пополнить свои знания, установить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

H.H. Пoддьякoв считал что экспериментирование – основной вид познавательной деятельности. «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается…»

Во время данной деятельности дети учатся наблюдению, размышлению, сравнению, а так же - умению отвечать на возникающие вопросы, а также знакомится с правилами безопасности.

Необходимо учитывать, что прочные знания ребенок получает в ходе собственных открытий исследований. Неслучайно известная китайская мудрость гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Ребёнку проще познавать мир, проводя исследования и ставя эксперименты самому, нежели воспринимать добытые кем-то знания в готовом виде.

Опыт, полученный через игру и на специально организованной педагогом деятельности, без труда прививается и переходит в различные виды деятельности. Вот почему мы должны обеспечить, существование необходимых условий для формирования детского интереса к поисково-исследовательской деятельности.

Развитие у малышей любознательности, стремления к самостоятельному изучению окружающего мира, познавательной активности – я считаю главным в своей работе. Выделяю основные задачи:

1. Расширять представления детей о явлениях и предметах живой и неживой природы, с помощью экспериментальной деятельности, выявлять некоторые свойства предметов;

2. Способствовать развитию познавательного интереса детей, логики, воображению, мышлению, наблюдательности, умению делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

3. Способствовать развитию любознательность, заботливому отношение к природе, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой;

4. Способствовать развитию правильного отношения к деятельности людей.

Изучая специально подобранную литературу, наблюдая за малышами, я обратила внимание на детское экспериментирование, как отличное средство интеллектуального развития. В работе с детьми младшего дошкольного возраста использую следующие методы:

1. Метод детского экспериментирования (формирование начальных предпосылок поисковой деятельности)

2. Метод моделирования проблемных ситуаций (вхождение детей в проблемную игровую ситуацию педагогом);

3. Метод проектов (активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с родителями и педагогом).

В младшем        дошкольном возрасте поисково-исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование игр-экспериментов и простейших опытов. Элементы экспериментирования включаю во все формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, самостоятельную и совместную деятельность.

Важное условие успешной организации исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды.

Центр природы и экспериментирования (для проявления инициативы ребенка и самостоятельного исследования) оснащен всеми необходимым материалами и оборудованием:

- пластиковые емкости, стаканчики одноразовые, мерки,  сита, совочки, пластиковые мерные ложки, формочки.

- природные материалы (желуди, шишки, семена, листья, спилы дерева, ракушки, камни и т.д.), бросовые (пробки, палочки, трубочки и т.д.).  

Центр воды и песка ребята используют для изучения свойств песка, воды, воздуха. Там малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и отыскивают их, строят горки, дорожки, да и просто рисуют пальчиками на песке. Проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают из емкости в емкость, через лейки, трубочки, плещутся в воде, познавая ее свойства. Отправляют в плавание кораблики, наблюдают, размышляют, понимают, делают выводы: какие предметы не тонут в воде и почему? Рассматривая через лупу песок, обнаруживают, что он состоит из мельчайших крупинок – песчинок. Таким образом, приходят к выводу, что сухой песок обладает сыпучестью, рассуждают из какого песка можно лепить и строить, из какого нет.

В уголке природы дети осваивают первые навыки по уходу за растениями, а я личным примером демонстрирую им правильное отношение к объектам природы. Каждый год организую вместе с детьми «Огород на окне». Большой интерес у малышей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся работать сообща, ухаживают и наблюдают за результатом своего труда, вместе с воспитателем отмечать в журнале наблюдения. Всегда рассказываю о пользе нашего урожая. Подвожу понимание детей к тому, для роста и развития растения нужны свет, тепло и вода.

А какую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий!

Образовательную деятельность организую в игровой форме: «Разноцветные льдинки», «Как водичка подружилась с краской, «Большое путешествие маленькой капельки», так как именно она является ведущим видом деятельности. В ходе деятельности, играя с детьми, создаю проблемные ситуации, позволяющие малышам самим делать выводы. С помощью игровых персонажей предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: «Зачем нужна вода?», «Куда пропал снеговик?», «Что поплывёт, что утонет?», «Что произойдёт, если не поливать цветы?»

Через игровую ситуацию «Испечем пирожки» узнали о том, что из глины можно лепить.

Для детей младшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мы с воспитанниками, узнаем, что то новое о предметах, не только их названия, но и свойства, задумываемся над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Для детей 2 младшей группы опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду для закрепления.

В своей работе стараюсь использовать новые технологии для поддержания интереса и стремления детей познавать мир, использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы. Все это можно реализовать в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей.

Метод проектов – один из современных видов деятельности, который мы активно внедряем в образовательную деятельность уже в младших группах, что позволяет детям осуществлять первые опыты самостоятельной исследовательской работы. Опыты со снегом помогли выяснить насколько он грязный, хотя кажется чистым, дали понять детям, что снег есть нельзя, он вредный для здоровья.

Проект «Огород на окне» помог детям познакомиться с жизнью растений. Он расширил представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к поисково-исследовательской деятельности привлекаю родителей. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Стараюсь пропагандировать детское экспериментирование: привлекаю родителей к активному участию в совместной деятельности, оформляю фотовыставки об исследовательской деятельности детей, проводим акции «Поделки из бросового материала, «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом). Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, предоставляют семена и грунт, для выращивания растений.

Подводя итог можно сделать вывод, что организованная поисково-исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...

«Организация экспериментально - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

   Дети по природе своей исследователи.   Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведени...

Семинар «Организация театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Ребята очень любят театр. В данный момент работает над пополнением предметно-развивающей среды.Цель семинаре-практикума: систематизировать знания педагогов об организации театрально-игровой деят...

Семинар-практикум «Организация театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Систематизировать знания педагогов об организации театрально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста, её возможностях в речевом развитии дошкольников....

Массер - класс для педагогов. "Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа".

Повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения....

«Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Согласно ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность – это одна из ведущих видов деятельности в период дошкольного возраста, наряду с игровой и коммуникативной.Дети по природе своей ис...