Методическая разработка по теме "Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на основе проекта "Волшебная луковка"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Стеблянова Елена Васильевна

Методическая разработка для воспитателей 1 младших групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 города Славянска-на-Кубани

муниципального образования Славянский район

Методическая разработка

«Организация

исследовательской деятельности

 с детьми  младшего дошкольного возраста

на основе проекта:  «Волшебная луковка»

Автор:

воспитатель МАДОУ д/с № 4

Стеблянова Елена Васильевна

Славянск-на-Кубани

2018г.

1. Состояние изученности вопроса.

1.1. История темы в педагогике.

В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов.

Б. Валясэк отмечает, что проектный метод имеет давнюю историю. Ещё в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались progetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были:

  • ориентация на учащихся (так как их работа была самостоятельной);
  • ориентация на действительность (предметом работы служили практические проблемы);
  • ориентация на конечный продукт (разрабатывались план, эскиз, модель)

Ряд исследователей — В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов отмечают, что впервые термин «проект» употребил в 1908 году Д. Снедзен — заведующий отделом воспитания сельхозшкол в США. В начале 20 века образ жизни фермеров не позволял их детям регулярно посещать школу, так как они привлекались к сельскохозяйственным работам весной и осенью. Учащиеся получали в школе ряд заданий для выполнения на дому, носивших обобщённое название «домашний проект».

 В 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект». И. Трухин утверждает, что автором метода проектов является американский педагог Е.Паркхаст. Метод проектов начал разрабатываться с 1919 года в городе Дальтон, он известен также под названием «Дальтон — план».  

 И. Ф. Колесникова и М. П. Гончарова-Сибирская говорят, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

 Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми.

 Метод проектов и его вариант «дальтон — план» активно использовал А. С. Макаренко. М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин, П. Ф. Каптерев, В. В. Игнатьев, считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности.

Проектным методом в России занимался и П. П. Блонский. Учёный придавал социальный смысл обучению с реализацией данного метода. По его мнению, в проектном обучении учитель становится не главным источником знаний, а помощником учащихся в их творческой деятельности.

 После революции метод проектов в России применялся по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы, в которых рекомендовалось применять метод проектов. Данный метод тогда называли ещё и методом проблем. Однако в 1931 году в постановлении ЦП ВКП (б) от 5 сентября «О начальной школе» данный метод был раскритикован и осужден, так как не давал, по мнению авторов документа, возможности ученика овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов.  

  В педагогическую практику нашей страны метод проектов пришел вновь из-за рубежа только в 80-е годы, вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.   В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е. С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ребёнка». «Чтобы добиться такого, результата», — продолжает Е. С.Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей».

В настоящее время проектный метод в нашей стране используется на всех ступенях образования. Особенно активно внедрение технологии проектирования наблюдается в системе дошкольного образования. В работе с дошкольниками метод проектов рассматривается как средство приобщения детей к миру информационных технологий (Т.К Смыковская), как технология формирования информационной компетентности (А.Л. Ховякова), как мотивация к познанию (Е. Евдокимова), как важная сфера познавательной деятельности (Е. Н. Веракса, Л.Д. Морозова).

 1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном пространстве на уровне образовательного учреждения.

Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что не все дети знали, что  лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть.  Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и в первые блюда, и во вторые. В ход идут и зеленые «пѐрышки», и сами луковицы.  

 Кстати, биологи утверждают, что лук является творением человеческих рук, так как дикие его формы до сих пор не найдены в природе.   А то, что зеленый лук можно вырастить на подоконнике при соблюдении условий роста растений практически никто не знал.

В Федеральных государственных требованиях к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено, что совместная деятельность воспитателя и ребенка является одним из основных способов реализации образовательного содержания. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может.

 Исходя из этого,   решили провести исследование по выращиванию лука на подоконнике  и  разработали данный проект.

1.3. Научные опоры в описании: понятие, термины. 

Проект – слово  заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования. 

Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

 Краткосрочные проекты - направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Исследовательско–познавательный проекты - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемой методической разработкой.

Социально-личностное развитие

У 2-х летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние.  Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам».

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны.  В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер.   Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

Физическое развитие

Дети группы владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.

Познавательно-речевое развитие

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов

В сфере познавательного развития восприятия окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту.  Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или что наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Художественно-эстетическое развитие

В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы.  

В музыкальной деятельности слушают  музыку, выполняют  простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения, подпевают музыкальные фразы.

Оборудование группы: общий вид группы яркий, игровой, предметный. Игрушки все разных размеров, различных материалов, имеют разнообразные признаки и свойства.

В группе  имеются уголки различной тематики с соответствующим содержанием: театральный, физкультурный, изобразительной деятельности,  центр сенсорного развития и  сюжетно-ролевых игр. Одним из любимых уголков в группе является уголок природы и экспериментирования, в котором находятся необходимые материалы для экспериментирования.

Взаимодействие  с  родителями: проводились   консультации для родителей о луке «Лук -  лекарственное растение» «Лук от семи недуг: полезные советы», анкета «Что вы знаете о луке», папка – передвижка «Азбука витаминов».  Впоследствии родители помогали в  изготовлении поделок из лука, создании и выпуске книги по проектной деятельности, рецептами салатов из лука.

3. Пояснительная записка к методической разработке.

3.1. Описание основных методов, используемых в представляемой методической разработке.

В проектной деятельности применялись различные методы и приемы:

  • игровые: дидактические игры, подвижные игры,  
  • словесные: чтение и рассказывание стихов, чистоговорок, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки,
  • практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
  • наглядные: наблюдение, труд  взрослых, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций,  картин, фотографий, презентация.

3.2. Актуальность методической разработки:

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.

Многие родители,  не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.

Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

3.3. Научность:        

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»,- писал Песталоцци.

Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или  совместно со взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментами, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.  Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой  темой.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования, позволяющая добиться следующих результатов:

  • дети узнают, что лук помогает оставаться здоровыми;
  • у детей формируются первичные представления, что для роста растения необходимы земля, влага, тепло и свет;
  • у детей появляются элементарные навыки исследовательской деятельности.  

 

3.4. Результативность методической разработки

Дети  испытали  огромный  интерес  к  наблюдению  за  ростом  лука.    Считаю,   что    главным  результатом  проекта  стало вовлечение  всех  воспитанников в  исследовательскую деятельность, и  желание каждого  ребенка   внести  свой  посильный  вклад  в  работу.  Дети  получили  знания  о  том,    растение  живое,  его  поливают,  сажают,  выращивают  из  луковицы.  Сформировали  навыки  посадки  лука  в  горшок  с  землей  и  банку  с  водой.  В  процессе  исследования  ребята  познакомились  с  художественной  литературой  о  луке  и  об  овощах:  поговорки,  стихи,  загадки.  Рассматривали  иллюстрации,  картинки  на  овощную  тематику.  Все    проведенные мероприятия –НОД,  дидактические  игры,  беседы,  презентации – имели  одну  цель:  совершенствование  практических  умений  и  навыков  детей,  их  свободное  применение  в  играх  и  творческой  деятельности.  Проведенная  работа  позволила  воспитать  у  детей  трудолюбие,  бережное  отношение  к  растению.

Работа  по  проекту  доставила удовольствие  не  только  детям,  но  и  их родителям,  что  позволило  еще  больше  привлечь  взрослых  к  принятию  участия  в  жизнедеятельности  группы.    Семьи  проявили  творчество:

  • совместно  с  детьми  изготовили    поделки  из    репчатого  лука;
  • поделились  своими  рецептами  блюд  из  лука;
  • принесли  советы  народной  медицины.

 3.5 Новизна методической разработки

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире.

К сожалению, очень мало методических разработок,  нацеленных на решение задач, направленных на развитие интересов маленького ребенка, его любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, об особенностях природы.

В каждом образовательном учреждении необходимо создать соответствующую предметно-пространственную развивающую среду, в которой находился бы воспитанник с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, задавать вопросы и получать на них ответы.

Таким образом,  в методической разработке основной упор сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей, помогающий  воспитателю и детям:

 - в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

- в определении целей и результатов;

- в нахождении и использовании форм и методов;

- в обогащении жизненного опыта;

- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной  деятельно

 3.6 Технологичность

В условиях практически любого детского сада воспитателю можно взять на себя организацию исследовательской  деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на основе проекта  «Волшебная луковка». Проводимая  проектная деятельность позволяет сделать процесс воспитания и обучения естественным,  приносящим радость открытий и удовольствия детям, расширяет  знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизирует  у ребенка инициативу, внимание и память, обогащает словарный запас  ребенка, привлекает  к работе проекта,  как  детей,  так  и их родителей.

Материальное обеспечение проектной деятельности является недешевым товаром, но, не смотря на это,  его можно организовать совместно с родителями.  В каждом детском саду в музыкальном зале имеется аудиоаппаратура и ноутбук, которые можно использовать в музыкальном сопровождении  проекта.  Атрибуты к творческим играм изготовили совместно с семьями воспитанников. В группе имеются все необходимые материалы для изобразительной деятельности: пластилин, доска для лепки, цветные восковые мелки, краски и т.п., а также шаблоны  и  картинки лука для раскрашивания. Ящики  для посадки смастерили папы (можно приобрести в магазине). Посадочный материал (лук) тоже можно купить в магазине или каждый ребенок принесет 1-2 луковицы из дому. Открытки, книги,  иллюстрации   были подобраны воспитателем и принесены родителями из дому.  Из них были составлены альбомы: «Лук – какой он?», «Витамины для детей», «Лук – всем полезный друг» и картотека игр.

3.7 Описание представляемой методической разработки

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях,  ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие  критического мышления.

Организованная проектная деятельность позволяет осуществить воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Проектная деятельность сочетается и с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.

Также в  организации проектной деятельности реализуются следующие задачи :

Образовательные :

  • Формировать представления о полезных свойствах овощей для сохранения здоровья
  • Научить детей видеть результат своего труда. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту  - луку, через стихи, загадки.
  • Формировать умение у  детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях

Развивающие:

  • развивать основы исследовательской деятельности;
  • В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о луке как об овоще, его значении и использовании человеком.
  • Развивать речь детей, актуализировать словарь: корень, луковица, посадить, углубление, стрелка, донце.
  • расширять представления у детей об условиях,  необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
  • учить детей наблюдать за изменениями роста луковиц в стакане с водой и в контейнере с землей
  • развивать любознательность, познавательный интерес

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
  • Воспитывать чувство ответственности при уходе за луком ( вовремя полить, землю взрыхлить)
  • Воспитывать потребность у детей в употреблении в пищу полезных овощей

Методическая разработка представлена в виде:

  1. План реализации проекта (Приложение № 1)
  2. Консультации для родителей (Приложение № 2)
  3. Анкета для родителей (Приложение № 3)
  4. Консультация для воспитателей (Приложение № 4)
  5. Картотека стихов, загадок, пословиц, поговорок, игр о луке (Приложение № 5)
  6. Конспекта занятия с детьми по лепке «Лук – зеленый друг» (Приложение № 6)
  7. Фотографии поделок из лука (Приложение № 7)
  8. Презентация проекта «Волшебная луковка» (Приложение № 8)

  



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 города Славянска-на-Кубани

муниципального образования Славянский район

Методическая разработка

«Организация

исследовательской деятельности

 с детьми  младшего дошкольного возраста

на основе проекта:  «Волшебная луковка»

Автор:

воспитатель МАДОУ д/с № 4

Стеблянова Елена Васильевна

Славянск-на-Кубани

2018г.

1. Состояние изученности вопроса.

1.1. История темы в педагогике.

В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов.

Б. Валясэк отмечает, что проектный метод имеет давнюю историю. Ещё в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались progetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были:

  • ориентация на учащихся (так как их работа была самостоятельной);
  • ориентация на действительность (предметом работы служили практические проблемы);
  • ориентация на конечный продукт (разрабатывались план, эскиз, модель)

Ряд исследователей — В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов отмечают, что впервые термин «проект» употребил в 1908 году Д. Снедзен — заведующий отделом воспитания сельхозшкол в США. В начале 20 века образ жизни фермеров не позволял их детям регулярно посещать школу, так как они привлекались к сельскохозяйственным работам весной и осенью. Учащиеся получали в школе ряд заданий для выполнения на дому, носивших обобщённое название «домашний проект».

 В 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект». И. Трухин утверждает, что автором метода проектов является американский педагог Е.Паркхаст. Метод проектов начал разрабатываться с 1919 года в городе Дальтон, он известен также под названием «Дальтон — план».  

 И. Ф. Колесникова и М. П. Гончарова-Сибирская говорят, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

 Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми.

 Метод проектов и его вариант «дальтон — план» активно использовал А. С. Макаренко. М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин, П. Ф. Каптерев, В. В. Игнатьев, считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности.

Проектным методом в России занимался и П. П. Блонский. Учёный придавал социальный смысл обучению с реализацией данного метода. По его мнению, в проектном обучении учитель становится не главным источником знаний, а помощником учащихся в их творческой деятельности.

 После революции метод проектов в России применялся по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы, в которых рекомендовалось применять метод проектов. Данный метод тогда называли ещё и методом проблем. Однако в 1931 году в постановлении ЦП ВКП (б) от 5 сентября «О начальной школе» данный метод был раскритикован и осужден, так как не давал, по мнению авторов документа, возможности ученика овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов.  

  В педагогическую практику нашей страны метод проектов пришел вновь из-за рубежа только в 80-е годы, вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.   В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е. С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ребёнка». «Чтобы добиться такого, результата», — продолжает Е. С.Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей».

В настоящее время проектный метод в нашей стране используется на всех ступенях образования. Особенно активно внедрение технологии проектирования наблюдается в системе дошкольного образования. В работе с дошкольниками метод проектов рассматривается как средство приобщения детей к миру информационных технологий (Т.К Смыковская), как технология формирования информационной компетентности (А.Л. Ховякова), как мотивация к познанию (Е. Евдокимова), как важная сфера познавательной деятельности (Е. Н. Веракса, Л.Д. Морозова).

 1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном пространстве на уровне образовательного учреждения.

Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что не все дети знали, что  лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть.  Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и в первые блюда, и во вторые. В ход идут и зеленые «пѐрышки», и сами луковицы.  

 Кстати, биологи утверждают, что лук является творением человеческих рук, так как дикие его формы до сих пор не найдены в природе.   А то, что зеленый лук можно вырастить на подоконнике при соблюдении условий роста растений практически никто не знал.

В Федеральных государственных требованиях к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено, что совместная деятельность воспитателя и ребенка является одним из основных способов реализации образовательного содержания. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может.

 Исходя из этого,   решили провести исследование по выращиванию лука на подоконнике  и  разработали данный проект.

1.3. Научные опоры в описании: понятие, термины. 

Проект – слово  заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования. 

Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

 Краткосрочные проекты - направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Исследовательско–познавательный проекты - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемой методической разработкой.

Социально-личностное развитие

У 2-х летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние.  Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам».

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны.  В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер.   Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

Физическое развитие

Дети группы владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.

Познавательно-речевое развитие

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов

В сфере познавательного развития восприятия окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту.  Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или что наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Художественно-эстетическое развитие

В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы.  

В музыкальной деятельности слушают  музыку, выполняют  простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения, подпевают музыкальные фразы.

Оборудование группы: общий вид группы яркий, игровой, предметный. Игрушки все разных размеров, различных материалов, имеют разнообразные признаки и свойства.

В группе  имеются уголки различной тематики с соответствующим содержанием: театральный, физкультурный, изобразительной деятельности,  центр сенсорного развития и  сюжетно-ролевых игр. Одним из любимых уголков в группе является уголок природы и экспериментирования, в котором находятся необходимые материалы для экспериментирования.

Взаимодействие  с  родителями: проводились   консультации для родителей о луке «Лук -  лекарственное растение» «Лук от семи недуг: полезные советы», анкета «Что вы знаете о луке», папка – передвижка «Азбука витаминов».  Впоследствии родители помогали в  изготовлении поделок из лука, создании и выпуске книги по проектной деятельности, рецептами салатов из лука.

3. Пояснительная записка к методической разработке.

3.1. Описание основных методов, используемых в представляемой методической разработке.

В проектной деятельности применялись различные методы и приемы:

  • игровые: дидактические игры, подвижные игры,  
  • словесные: чтение и рассказывание стихов, чистоговорок, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки,
  • практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
  • наглядные: наблюдение, труд  взрослых, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций,  картин, фотографий, презентация.

3.2. Актуальность методической разработки:

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.

Многие родители,  не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.

Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

3.3. Научность:        

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»,- писал Песталоцци.

Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или  совместно со взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментами, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.  Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой  темой.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования, позволяющая добиться следующих результатов:

  • дети узнают, что лук помогает оставаться здоровыми;
  • у детей формируются первичные представления, что для роста растения необходимы земля, влага, тепло и свет;
  • у детей появляются элементарные навыки исследовательской деятельности.  

 

3.4. Результативность методической разработки

Дети  испытали  огромный  интерес  к  наблюдению  за  ростом  лука.    Считаю,   что    главным  результатом  проекта  стало вовлечение  всех  воспитанников в  исследовательскую деятельность, и  желание каждого  ребенка   внести  свой  посильный  вклад  в  работу.  Дети  получили  знания  о  том,    растение  живое,  его  поливают,  сажают,  выращивают  из  луковицы.  Сформировали  навыки  посадки  лука  в  горшок  с  землей  и  банку  с  водой.  В  процессе  исследования  ребята  познакомились  с  художественной  литературой  о  луке  и  об  овощах:  поговорки,  стихи,  загадки.  Рассматривали  иллюстрации,  картинки  на  овощную  тематику.  Все    проведенные мероприятия –НОД,  дидактические  игры,  беседы,  презентации – имели  одну  цель:  совершенствование  практических  умений  и  навыков  детей,  их  свободное  применение  в  играх  и  творческой  деятельности.  Проведенная  работа  позволила  воспитать  у  детей  трудолюбие,  бережное  отношение  к  растению.

Работа  по  проекту  доставила удовольствие  не  только  детям,  но  и  их родителям,  что  позволило  еще  больше  привлечь  взрослых  к  принятию  участия  в  жизнедеятельности  группы.    Семьи  проявили  творчество:

  • совместно  с  детьми  изготовили    поделки  из    репчатого  лука;
  • поделились  своими  рецептами  блюд  из  лука;
  • принесли  советы  народной  медицины.

 3.5 Новизна методической разработки

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире.

К сожалению, очень мало методических разработок,  нацеленных на решение задач, направленных на развитие интересов маленького ребенка, его любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, об особенностях природы.

В каждом образовательном учреждении необходимо создать соответствующую предметно-пространственную развивающую среду, в которой находился бы воспитанник с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, задавать вопросы и получать на них ответы.

Таким образом,  в методической разработке основной упор сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей, помогающий  воспитателю и детям:

 - в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

- в определении целей и результатов;

- в нахождении и использовании форм и методов;

- в обогащении жизненного опыта;

- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной  деятельно

 3.6 Технологичность

В условиях практически любого детского сада воспитателю можно взять на себя организацию исследовательской  деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на основе проекта  «Волшебная луковка». Проводимая  проектная деятельность позволяет сделать процесс воспитания и обучения естественным,  приносящим радость открытий и удовольствия детям, расширяет  знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизирует  у ребенка инициативу, внимание и память, обогащает словарный запас  ребенка, привлекает  к работе проекта,  как  детей,  так  и их родителей.

Материальное обеспечение проектной деятельности является недешевым товаром, но, не смотря на это,  его можно организовать совместно с родителями.  В каждом детском саду в музыкальном зале имеется аудиоаппаратура и ноутбук, которые можно использовать в музыкальном сопровождении  проекта.  Атрибуты к творческим играм изготовили совместно с семьями воспитанников. В группе имеются все необходимые материалы для изобразительной деятельности: пластилин, доска для лепки, цветные восковые мелки, краски и т.п., а также шаблоны  и  картинки лука для раскрашивания. Ящики  для посадки смастерили папы (можно приобрести в магазине). Посадочный материал (лук) тоже можно купить в магазине или каждый ребенок принесет 1-2 луковицы из дому. Открытки, книги,  иллюстрации   были подобраны воспитателем и принесены родителями из дому.  Из них были составлены альбомы: «Лук – какой он?», «Витамины для детей», «Лук – всем полезный друг» и картотека игр.

3.7 Описание представляемой методической разработки

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях,  ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие  критического мышления.

Организованная проектная деятельность позволяет осуществить воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Проектная деятельность сочетается и с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.

Также в  организации проектной деятельности реализуются следующие задачи :

Образовательные :

  • Формировать представления о полезных свойствах овощей для сохранения здоровья
  • Научить детей видеть результат своего труда. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту  - луку, через стихи, загадки.
  • Формировать умение у  детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях

Развивающие:

  • развивать основы исследовательской деятельности;
  • В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о луке как об овоще, его значении и использовании человеком.
  • Развивать речь детей, актуализировать словарь: корень, луковица, посадить, углубление, стрелка, донце.
  • расширять представления у детей об условиях,  необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
  • учить детей наблюдать за изменениями роста луковиц в стакане с водой и в контейнере с землей
  • развивать любознательность, познавательный интерес

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
  • Воспитывать чувство ответственности при уходе за луком ( вовремя полить, землю взрыхлить)
  • Воспитывать потребность у детей в употреблении в пищу полезных овощей

Методическая разработка представлена в виде:

  1. План реализации проекта (Приложение № 1)
  2. Консультации для родителей (Приложение № 2)
  3. Анкета для родителей (Приложение № 3)
  4. Консультация для воспитателей (Приложение № 4)
  5. Картотека стихов, загадок, пословиц, поговорок, игр о луке (Приложение № 5)
  6. Конспекта занятия с детьми по лепке «Лук – зеленый друг» (Приложение № 6)
  7. Фотографии поделок из лука (Приложение № 7)
  8. Презентация проекта «Волшебная луковка» (Приложение № 8)

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка развивающего занятия педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста " Заботливая белочка"

Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста. Занятие является элементом авторской программы  "Вместе весело играть" для младшего дошкольного ...

Методическая разработка Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам "Математика дома"

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика дома», «Математика на пр...

Методическая разработка по познавательно – исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

Методическая разработка по познавательно – исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР...