Методическая разработка . Коммуникативные игры по воспитанию толерантной личности дошкольника.
картотека на тему

Алышова Зульфия Тагировна
В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. 
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Толерантность - это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности,   взглядов, мировоззрения, стилей мышления  и поведения.

            Я предлагаю картотеку по воспитанию толерантной личности дошкольника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнение «Приветствие»

Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая

по кругу мяч. Дети называют свое имя и присущие им качества.

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого–нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

 

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Материалы: небольшой мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент.

Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

Упражнение «Лукошко»

Цели:

работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;

развивать фантазию, творческое мышление.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер – сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой – то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую – нибудь связь между этими предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.

Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: — повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством.

Например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.

        Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Упражнение «Построиться по росту»

Цель: — повышение уровня сплоченности, взаимопонимания
согласованности действий в группе.

Необходимое бремя: 5 минут.

Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант: встать по кругу). Группа может сделать несколько попыток.

Упражнение «7 злаков»

Приглашаются «голубые» члены команды: они получают у ведущего по 7 спичечных коробков. На полу расстилаются 4 ватмана с рассыпанными на них 7 видов зерновых культур: рис, горох, гречка, ячмень, семечки, орехи, фасоль. Каждый участник команды в свою коробочку должен собрать свой злак. Оценивается командный результат: то есть чья команда соберет быстрее, та и получает очко.

Упражнение «Подарочный бантик»
Приглашаются «синие» участники команды, им раздаются по 1 атласному бантику (2,5 м.). Задание: обвязать всю команду подарочным бантиком на время.

Упражнение «Каша дружбы»
Участникам команды раздаются чайные пластмассовые ложечки и по одной тарелке с манной кашей. Задание вся команда одновременно должна есть кашу из этой тарелки на время. Очко присуждается команде, которая наиболее качественно и быстро съела «Кашу дружбы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Коммуникативная игра по правилам дорожного движения "Знаешь ли ты..."

Эта игра для развития коммуникативных навыков детей, умения пользоваться вербальными и невербальными способами общения, что особенно актуально для детей с общим недоразвитием речи.Цель: Закрепить умен...

Методическая разработка «Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников»

Составитель: Гончарова Ирина Сергеевна музыкальный руководительСодержание Введение I.  Фольклор и экология как важные факторы развития личности 1.1 Экологическая культура...

Методическая разработка. Развивающие игры: роль в развитии мышления дошкольников

Что же такое логическое мышление? Что такое логика?И чем полезны развивающие игры в развитии мышления?Всё это вы узнаете сдесь, когда прочитаете методическую разработкуРазвивающие игры:  рол...

Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников»

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. Один из видов игры, является дидактическая игра. Она направлена на активизацию умственной деятельности детей. Увлекательные дидактические ...

Методическая разработка «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.  Логико–математические игры развивают у  детей:...

Методическая разработка : "Подвижные игры,направленные на формирование у дошкольников мотивационной готовности к школе"

В сборнике представлены подвижные игры, направленные на формирование мотивационной готовности к обучению в школе. Игры предназначены для старшего дошкольного возраста .Сборник  будет полезен педа...