Дипломная работа на тему "Проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста"
проект на тему

Дипломная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дипломная работа282.12 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………........4

1.Теоретическое обоснование проблемы эмоционального развития.……….....7

 1.1Эмоциональная сфера как психологическое явление.....................................7

1.2 Психические особенности развития ребенка дошкольного возраста.........14

1.3Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………………………...17

2.Практический аспект развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста................................................................................................................20

2.1Исследование уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста................................................................................................20

2.2Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.........................................................................................25

2.3Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста...................................28

Заключение…………………………………………………………….....................38

Список литературы……………………………………………………....................41

Приложение А……....................................................................................................45

Проективная методика "Волшебная страна чувств"...............................................45

Приложение Б.......................................................................................................48

"Фейс - тест".........................................................................................................48

Приложение В.............................................................................................................50

Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.......................................................................................................................50

Приложение Г...........................................................................................................59

Рекомендации воспитателю и родителям для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста................................................................................59


Введение

Актуальность. В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость развития эмоциональной сферы, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане эмоционального развития, решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни. Именно этот период – дошкольный возраст, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности (Ежкова Н.С.).

Психолого-педагогическая литература по проблеме эмоционального развития детей включает в себя работы зарубежных и  отечественных психологов: Э.Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Проблема заключается в том, что в условиях ДОУ недостаточно времени уделяется особенностям развития эмоциональной сферы детей. Актуальность и проблема исследования определили тему дипломной  работы: "Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста".

Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования: средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Цель состоит в исследовании средств развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста и составлении системы упражнений.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть эмоциональную сферу как психологическое явление;

2.Определить психические особенности развития ребенка дошкольного возраста;

3.Рассмотреть средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

4. Исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

5. Разработать и апробировать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста будет эффективным, если:

- исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

- разработать и реализовать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

-проводить психопрофилактические меры систематически и комплексно.

Практическая значимость. Результаты проведенных исследований могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста для развития эмоциональной сферы ребенка. Могут быть использованы воспитателями, педагогами - психологами и родителями этих детей.

Методы исследования: анализ психологической,  педагогической и методической литературы - теоретические методы, методы психодиагностики (опросный метод, анкетирование), педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов – эмпирические методы.

База исследования: МБДОУ №3 г.Владивостока.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (60), приложений (4).


1.Теоретическое обоснование проблемы эмоционального развития

1.1 Эмоциональная сфера как психологическое явление

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и побуждая направить на них активность, эмоции служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения [24].

Согласно представлению, рассматривающему желания как разновидность эмоциональных явлений, эмоции в целом служат выражению потребностей и определяются как конкретно-субъективная форма существования мотивации. В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций — так называемый эмоциональный тон ощущений — положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. При столкновении с условиями, способствующими или препятствующими поведению, возникают ситуативные эмоции, выражающие значение этих условий для удовлетворения потребностей. Важную регулирующую роль среди них играют эмоции, возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость, огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

По биологическому назначению эмоции представляют собой форму актуализации видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой [25].

Эмоция - это нечто, что переживается как чувств, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой.

Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому интеллектуальному наследию и претендует на родство с классическими, работами Дьюшена, Дарвина, Спенсера, Кьеркегора, Вундта, Джемса, Кэннона, Мак-Даугала, Дьюмаса, Фрейда, Радо и Вудвортса, а также с более современными работами Якобсона, Пиннота, Маурера, Гельгорна, Боулби, Симонова, Экмана, Холта, Сингера и многих других. Все эти ученые, представляя различные дисциплины и точки зрения, склонны в целом верить в центральное значение эмоций для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия. Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. Эта теория имеет в своей основе пять ключевых допущений:

-Девять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.

-Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.

-Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

-Эмоции взаимодействуют между собой — одна эмоция может активировать. усиливать или ослаблять другую.

-Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние [26].

Виды эмоций.

 В зависимости от субъективной ценности переживаний Б. И. Додонов выделяет следующие виды эмоций:

-Альтруистические - переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям: желание принести другим людям радость и счастье, чувство тревоги за свою судьбу, сопереживания, чувство надежности, преданности, сочувствия.

-Коммуникативные - возникают на основании потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, чувство симпатии, привязанность, чувство уважения к кому-то, чувство признательности, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

-Глоричные - связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности и желание взять реванш, чувство гордости, преимущества, удовлетворение тем, что произошел рост, повышенная ценность своей личности.

-Практические - определяются успешностью или неуспешностью деятельности, трудностями ее осуществления и завершения: желание достичь успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность работой, приятная усталость, приятное удовольствие от результатов своего труда.

-Романтические - проявляются в стремлении ко всему необычному, тайному: ожидание чего-то необычного и очень хорошего, светлого; волнующие чувства восприятия изменений окружающей среды: все кажется другим, необычным, наполненным особой значимости, таинственности.

-Гностичные - связаны с потребностью в познавательной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений, чувство удивления или непонимания, колебания; чувство ясности или неясности мысли; безудержное стремление преодолеть противоречия в своих суждениях и все систематизировать; чувство близости решения проблемы; радость открытия истины.

-Эстетические - связанные с лирическими переживаниями: потребность в красоте, чувство изящного, возвышенного и величественного; наслаждение звуками, чувство волнующего драматизма, чувство духовного роста; чувство родного, близкого, угодная воспоминаний о прошлом, горько-приятное чувство одиночества.

-Гедоничные - связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знаний, вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности, покоя, изнеможения чувство веселья.

-Акизитивные - возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционирование: стремление накопления, радость в связи с увеличением накоплений; приятное чувство от созерцания своих собраний.

-Мобилизационные - происходят от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: потребность в острых ощущениях, увлечение риском, чувство спортивного азарта, решительность, спортивная злость, чувство сильного волевого и эмоционального напряжения, мобилизация своих физических и умственных способностей [26].

Эмоции делятся на простые, которые являются непосредственным отражением взаимоотношений человека с теми или другими объектами, и сложные, в которых это отображение имеет опосредованный характер. По силе, характеру проявления и устойчивостью среди эмоций отличаются эмоции аффекта и настроения.

По содержанию выделяют, прежде всего, моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Некоторые из них могут набирать характера страстей [30].

Значение эмоций.

Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (ПК. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л, Рубинштейн, 1946, П.В. Симонов, 1970, 1993; и др.)- Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром.

Современное общество все большее внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы, от которых оно зависит, В связи с этим на первый план выходит изучение не сферы интеллекта, а сферы эмоционально-личностной. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия [24].

В настоящее время общество готово к открытому признанию уникальности каждого человека, вне зависимости от состояния его соматического и даже психического здоровья.

Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности и чувства. Эмоции и чувства можно объединить общим термином “эмоциональность”.

Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец (1965), Н.Д. Левитов (1964),

Б.М. Теплов (1961), А.В. Петровский (1986), Л.С. Выготский (1984), Р.С. Немов (1995), А.Н. Леонтьев (1993), К.К. Платонов (1984).

Изучению эмоциональной сферы личности психологи уделяют достаточное внимание. Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными [28].

В раннем и дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Однако, в старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, чувства, как стабилизирующие переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков, реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности [31].

К концу дошкольного детства, дети настолько овладевают выражением эмоций, что показываемая экспрессия той или иной эмоции вовсе не означает переживание ими ее. У дошкольников появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности. Об опережающей коррекции эмоций пишут А.В. Запорожец и Я.З. Неверович (1974).

На проявление эмоций и чувств большое влияние оказывают специфика детско-родительских отношений.

В.М. Бехтерев в 1910 году впервые в нашей литературе заговорил о значении изучения детских рисунков в оценке динамики развития ребенка, в первую очередь психического [32].

Л.С. Выготский писал о том, что нет развития личности без присвоения социального опыта, переработки его внутри, а затем выведения его опять во вне, но уже в переработанной форме (законы интериоризации и экстериоризации). Это же можно со справедливостью отнести к эмоциям и чувствам. Эти процессы проявляются у ребенка именно в творческой деятельности и игре особенно ярко и наглядно [25].

Дж. Макфи, американский исследователь детского творчества в 60-х г. 20 века отмечал, что искусство дает ребенку прямые средства конструктивного выражения эмоций, оно помогает развивать визуальную восприимчивость ребенка, учит его видеть более детально, глубже осознавать форму и пространство, лучше ориентироваться в окружающем мире. Графическая экспрессия предоставляет личности своеобразный, отличный от словесно-логического, канал передачи накопленной информации. Сходные идеи выражены в работах А.В. Бакушинского (1925), Е.С. Кондахчана (1951), Н.П. Сакулиной (1965), Г.В. Лабунской (1965), Е.И. Игнатьева (1961) и др. [31].

Таким образом, ребенок в процессе развития испытывает разнообразные и в разной мере выраженные чувства. Но они еще очень ситуативны и неустойчивы. С возрастом чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. Существенно изменяются и внешние проявления чувств ребенка: от непосредственного выражения к контролю над их проявлениями и выражению социально приемлемыми способами.

1.2 Психические особенности развития детей дошкольного возраста

Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают возрастные периоды:

-период новорожденности (первые две-три недели жизни);

-грудной возраст (до года);

-преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);

-дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

-школьный возраст:

-младший (от 7 до 10 лет),

-средний (от 11 до 14 лет),

-старший — подростковый (от 14 до 18 лет).

Возраст 1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

В результате такого "высвобождения" ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: "что это?" – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: "что с этим можно делать?" (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин) [4].

Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.

Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию – к проблемам, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно перцептивному ориентированию [5].

Хотя ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое "примеривание", однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение "промериванием" и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на "сигнальном" уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т.е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем – по отношению к цвету (Л.А. Венгер, В.С. Мухина).

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10–20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойств предметов [6].

Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

Таким образом, в дошкольном возрасте можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы [15].

1.3 Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста, например такие как:

-Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.

-Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

-Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

-Совместные праздники, досуги.

-Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся) Можно использовать задания- игры: «удивись, как зайчик», «порадуйся, как Маша», «скажи, как Зайчик, жалобно – Собака, Собака, помоги мне!»

-Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

-Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

-Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.

-Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

-пиктограммы,

-графические изображения лица,

-силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,

-«подвижные аппликации».

10. Развитие речи–активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.

Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)

11. Подвижные игры–высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Эмоциональная сфера – это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни (Агафонова И.Н.).


2. Практический аспект эмоционального развития детей дошкольного возраста

2.1 Исследование уровня эмоционального развития детей дошкольного возраста

Психолого - педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью психолого - педагогического эксперимента было выявление уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

2. Разработать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

3. Провести анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Психолого - педагогический эксперимент проходил на базе МБДОУ №3 г.Владивостока. В эксперименте принимали участие две группы экспериментальная и контрольная, по 20 человек в каждой. Возраст детей 3-4 года. Из них в экспериментальной группе 15 мальчиков и 5 девочек, а в контрольной - 10 мальчиков и 10 девочек.

В данном исследовании мы будем использовать следующие методики:

1. Проективная методика «Волшебная страна чувств» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. (приложение А) [52].

2. «Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой (приложение Б) [20].

Проективная методика «Волшебная страна чувств»

Целью данной методики является исследование эмоционального состояния ребенка на момент проведения тестирования.

«Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой

Данный тест предназначен для диагностики преобладающих эмоциональных состояний на занятиях у детей дошкольного возраста. Детям раздаются опросные листы, и зачитывается инструкция к ним. После выполнения задания детьми опросные листы собираются.

На констатирующем этапе проведена диагностика эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста с помощью двух методик:

1. Проективная методика «Волшебная страна чувств» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. (приложение А) [52]

2. «Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой (приложение Б) [20].

На формирующем этапе с целью развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста была проведена развивающая система упражнений (см. приложение В).

Методологической основой формирующего этапа послужили методические рекомендации авторов книг: Л. С. Выготский, М. И. Чистякова, Н. В. Кузьмина.

Задачи формирующего этапа работы:

-реализация системы упражнений направленной на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

-выработка новых навыков понимания своих эмоций и эмоций других людей, а также умения управлять своими эмоциями.

На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста с использованием методик которые применялись на констатирующем этапе.

Цель контрольного этапа: определить результаты опытно-экспериментальной работы, ее значимость; подвести общие итоги; составить рекомендации для образовательного учреждения (см. приложение Г).

Задачи контрольного этапа:

1.Проведение повторного диагностического исследования участников эксперимента с использованием диагностического инструментария, применявшегося на первом этапе.

2.Обработка данных, полученных в результате реализации системы упражнений направленной на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

3.Анализ результатов экспериментального исследования.

Таким образом, с помощью проведения диагностики  мы смогли выявить уровень развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста  и после обработки результатов составить систему упражнений направленную на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

2.2Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта дошкольника. Для дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. В среднем наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды.

Задача психолога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого. Создание атмосферы в детской группе, когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка, является важной задачей. Этому способствует также эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное заражение взаимодействия.

К концу дошкольного возраста ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Систематическая работа психолога по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

"Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста"

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

1. Изучить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

2. Подобрать упражнения, игры способствующие формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

3. Разработать цикл занятий для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

4. Разработать рекомендации педагогам по созданию условий в ДОУ, способствующих развитию эмоциональной сферы.

Объект: психическое развитие детей дошкольного возраста

Предмет: особенности эмоционального развития детей

Организация занятий

Система упражнений "Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста"  рассчитана на 2 месяца психологического сопровождения детей 3-4 лет посещающих учреждения дополнительного образования и дошкольные образовательные учреждения.

В процессе работы развивающей программы ожидается повышение уровня психического развития ребенка дошкольного возраста.

Занятия будут проводиться в хорошо освещаемом помещении. Кабинет просторный. Кабинет с комфортным температурным режимом.

Продолжительность 20-30 минут. Количество занятий с детьми 13.

Тематическое планирование к программе

Тема

1.

Упражнение "Мимическая гимнастика"

2.

Игра-загадка "Маски"

3.

Игра "Театр".

4.

Игра "Угадай эмоцию на ощупь".

5.

"Золотые капельки"

6.

" Цветок"

7.

" Про Таню "

8.

" Стрекоза замерзла"

9.

" Солнышко"

10.

" Подвижная игра “Волны"

11.

" Прогулка на велосипеде"

12.

"Муха на носу "

13.

" Строители "

Таким образом, с помощью составленной нами системы упражнений мы смогли повысить уровень эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

2.3 Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Следующим этапом исследования была обработка данных. Полученные результаты подвергались анализу.

Констатирующий этап.

Проективная методика «Волшебная страна чувств»

При обработке результатов мы обращали внимание на следующее:

1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;

3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека. Символически силуэт делится на 5 зон:

• голова и шея - символизируют ментальную деятельность;

• туловище до линии талии, исключая руки - символизируют эмоциональную деятельность;

• руки - символизируют коммуникативные функции;

 • тазобедренная область - символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;

• ноги - символизируют чувство «опоры», уверенность в себе.

Таким образом, данная методика показывает нам актуальное эмоциональное состояние ребенка.

Мы получили следующие результаты в экспериментальной группе: ( см. рис. 1)

1) При раскрашивании домиков у 6 человек были задействованы все цвета, а у 14 - встречаются повторяющиеся цвета. Это говорит о том, что на этих деток следует обратить большее внимание.

2) При "заселении" в домики у 8 человек цвета подобраны адекватно, а у 12- нет. У этих 12 человек "радости" и "удовольствию" соответствует черный и коричневый цвет.

3) Говоря о распределении обозначающих чувства цветов внутри силуэта человека мы получили следующие результаты: у 5 человек - развита ментальная деятельность; у 10 человек ярко выражена эмоциональная деятельность, как ни странно у всех эмоции раскрашены желтым цветом.; У 5 человек раскрашены ноги, что говорит о том, что эти дети уверенны в себе и у них есть чувство опоры. Вся эта информация говорит о том, что следует обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у этих детей.

Таблица 1 - Результаты методики "Волшебная страна чувств" в экспериментальной группе на констатирующем этапе психолого - педагогического эксперимента

Чувства

Радость

Удовольствие

Страх

Вина

Обида

Грусть

Разочарование

Интерес

1.

+

+

2.

+

+

3.

+

+

4.

+

+

5.

+

6.

+

7.

+

8.

+

9.

+

+

10.

+

11.

+

+

12.

+

+

13.

+

14.

+

15.

+

16.

+

17.

+

18.

+

19.

+

20.

+

Итого

4

3

4

6

2

5

1

2

Рисунок 1- Результаты диагностики по методике "Волшебная страна чувств" в экспериментальной группе на констатирующем этапе психолого - педагогического эксперимента

Результаты контрольной группы :( см. рис. 2)

1) При раскрашивании домиков  у 12 человек были задействованы все цвета, а у 8 - встречаются повторяющиеся цвета.

2) При "заселении" в домики у 13 человек цвета подобраны адекватно, а у 7- нет. У этих 7 человек "радости" и "удовольствию" соответствует черный и коричневый цвет.

3) Говоря о распределении обозначающих чувства цветов внутри силуэта человека мы получили следующие результаты: у 5 человек - развита ментальная деятельность; у 8 человек ярко выражена эмоциональная деятельность, как ни странно у всех эмоции раскрашены желтым цветом.; у 7 человек раскрашены ноги, что говорит о том, что эти дети уверенны в себе и у них есть чувство опоры. Вся эта информация говорит о том, что следует обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у этих детей.

Таблица 2- Результаты методики "Волшебная страна  чувств" в контрольной группе на констатирующем этапе психолого - педагогического эксперимента

Чувства

Радость

Удовольствие

Страх

Вина

Обида

Грусть

Разочарование

Интерес

1.

+

+

2.

+

3.

+

+

4.

+

5.

+

6.

+

7.

+

8.

+

9.

+

10.

+

11.

+

12.

+

13.

+

14.

+

15.

+

16.

+

17.

+

18.

+

19.

+

20.

+

+

Итого

4

3

4

6

2

1

1

2

Рисунок 2 - Результаты диагностики по методике "Волшебная страна чувств" в контрольной группе на констатирующем этапе психолого - педагогического эксперимента

«Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой

Экспериментальная группа ( см. рис. 3)

При обработке результатов были сделаны следующие выводы: у 6человек преобладает радостное состояние, у 8 - сердитое и у 6 - печальное. Это говорит о том, что следует обратить внимание на деток у которых преобладают расстроенные чувства.

Таблица 3- Результаты методики "Фейс - тест" в экспериментальной группе на констатирующем этапе психолого - педагогического эксперимента

Эмоции

Печаль

Серьезность

Сердитость

Радость

1.

+

2.

+

3.

+

+

4.

+

+

5.

+

6.

+

+

7.

+

8.

+

9.

+

+

10.

+

+

11.

+

12.

+

+

13.

+

14.

+

+

15.

+

+

16.

+

17.

+

18.

+

19.

+

20.

+

Итого

6

8

8

6

Рисунок 3- Результаты диагностики по методике "Фейс - тест" в экспериментальной группе на констатирующем этапе психолого - педагогического эксперимента

Контрольная группа ( см. рис. 4)

Результаты: у 12 человек преобладает радостное состояние, у 5 - сердитое и у 3 - печальное.

Таблица 4- Результаты методики "Фейс - тест" в контрольной группе на констатирующем этапе психолого - педагогического эксперимента

Эмоции

Печаль

Серьезность

Сердитость

Радость

1.

+

2.

+

3.

+

4.

+

5.

+

6.

+

7.

+

8.

+

9.

+

+

10.

+

+

11.

+

12.

+

+

13.

+

+

14.

+

15.

+

+

16.

+

+

17.

+

+

18.

+

+

19.

+

20.

+

3

8

5

12

Рисунок 4 - Результаты диагностики по методике "Фейс - тест" в контрольной группе на констатирующем этапе психолого - педагогического эксперимента

Формирующий этап.

С целью развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста была проведена развивающая система упражнений (см. приложение В).

Методологической основой формирующего этапа послужили методические рекомендации авторов книг: Л. С. Выготский, М. И. Чистякова, Н. В. Кузьмина.

Задачи формирующего этапа работы:

  • реализация системы упражнений направленной на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;
  • выработка новых навыков понимания своих эмоций и эмоций других людей, а также умения управлять своими эмоциями.

Система упражнений была направлена на проведение развивающих занятий.

Цель занятий была направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Контрольный этап

Цель контрольного этапа: определить результаты опытно-экспериментальной работы, ее значимость; подвести общие итоги; составить рекомендации для образовательного учреждения (см. приложение Г).

Задачи контрольного этапа:

1. Проведение повторного диагностического исследования участников эксперимента с использованием диагностического инструментария, применявшегося на первом этапе.

2. Обработка данных, полученных в результате реализации системы упражнений направленной на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

3. Анализ результатов экспериментального исследования.

После проведения системы упражнений мы провели повторное диагностическое исследование участников эксперимента и получили следующие результаты.

Проэктивная методика "Волшебная страна чувств" ( см. рис. 5)

Мы получили следующие результаты в экспериментальной группе:

1) При раскрашивании домиков у 14 человек были задействованы все цвета, а у 6 - встречаются повторяющиеся цвета. Это говорит о том, что на этих деток следует обратить большее внимание.

2) При "заселении" в домики у 15 человек цвета подобраны адекватно, а у 5- нет..

3) Говоря о распределении обозначающих чувства цветов внутри силуэта человека мы получили следующие результаты: у 7 человек - развита ментальная деятельность; у 6 человек ярко выражена эмоциональная деятельность, как ни странно у всех эмоции раскрашены желтым цветом.; у 7 человек раскрашены ноги, что говорит о том, что эти дети уверенны в себе и у них есть чувство опоры. Вся эта информация говорит о том, что следует обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у этих детей.

Таблица 5 - Результаты методики "Волшебная страна чувств" в экспериментальной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента

Чувства

Радость

Удовольствие

Страх

Вина

Обида

Грусть

Разочарование

Интерес

1.

+

+

+

2.

+

+

3.

+

+

4.

+

5.

+

6.

+

7.

+

8.

+

9.

+

10.

+

+

11.

+

12.

+

+

13.

+

14.

+

+

15.

+

16.

+

17.

+

18.

+

+

19.

+

20.

+

+

Итого

13

7

2

1

2

1

1

5

Рисунок 5 - Результаты повторного исследования по методике "Волшебная страна чувств" в экспериментальной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента

Результаты контрольной группы: ( см. рис. 6)

1) При раскрашивании домиков у 12 человек были задействованы все цвета, а у 8 - встречаются повторяющиеся цвета.

2) При "заселении" в домики у 13 человек цвета подобраны адекватно, а у 7- нет. У этих 7 человек "радости" и "удовольствию" соответствует черный и коричневый цвет.

3) Говоря о распределении обозначающих чувства цветов внутри силуэта человека мы получили следующие результаты: у 5 человек - развита ментальная деятельность; у 8 человек ярко выражена эмоциональная деятельность, как ни странно у всех эмоции раскрашены желтым цветом.; у 7 человек раскрашены ноги, что говорит о том, что эти дети уверенны в себе и у них есть чувство опоры. Вся эта информация говорит о том, что следует обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у этих детей.

Таблица 6- Результаты проективной методики "Волшебная страна чувств" в контрольной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента

Чувства

Радость

Удовольствие

Страх

Вина

Обида

Грусть

Разочарование

Интерес

1.

+

+

2.

+

3.

+

+

4.

+

5.

+

6.

+

7.

+

8.

+

9.

+

10.

+

11.

+

12.

+

13.

+

14.

+

15.

+

16.

+

17.

+

18.

+

19.

+

20.

+

+

Итого

4

3

4

6

2

1

1

2

Рисунок 6- Результаты повторного исследования по методике "Волшебная страна чувств" в контрольной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента

Таблица 7-Сравнительная таблица экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе психолого - педагогического эксперимента по методике "Волшебная страна чувств"

Эмоции

Констатирующий этап

Контрольный этап

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Положительные(радость, удовольствие,интерес)

30%(9 чел.)

25%( 7 чел.)

80%( 15 чел.)

25%( 7 чел.)

Отрицательные(страх,вина, обида, грусть, разочарование)

70%(11 чел.)

75%( 13 чел.)

20% ( 5 чел.)

75%( 13 чел.)

Рисунок 7-Сравнительная диаграмма экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе психолого - педагогического эксперимента по методике "Волшебная страна чувств"

Методика "Фейс - тест"

Экспериментальная группа ( см. рис. 7)

При обработке результатов были сделаны следующие выводы: у 16человек преобладает радостное состояние, у 2 - сердитое и у 2 - печальное. Это говорит о том, что следует обратить внимание на деток у которых преобладают расстроенные чувства.

Таблица 7- Результаты проэктивной методики "Волшебная страна чувств" в экспериментальной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента

Эмоции

Печаль

Серьезность

Сердитость

Радость

1.

+

+

2.

+

3.

+

+

4.

+

+

5.

+

6.

+

+

7.

+

8.

+

9.

+

+

10.

+

+

11.

+

12.

+

+

13.

+

14.

+

15.

+

+

16.

+

17.

+

18.

19.

+

20.

+

Итого

3

7

2

14

Рисунок 8- Результаты повторного исследования по методике "Фейс - тест" в экспериментальной группе

Контрольная группа (см. рис. 8)

Результаты: у 12 человек преобладает радостное состояние, у 5 - сердитое и у 3 - печальное.

Таблица 8 - Результаты методики "Фейс - тест" в контрольной группе

Эмоции

Печаль

Серьезность

Сердитость

Радость

1.

+

2.

+

3.

+

4.

+

5.

+

6.

+

7.

+

8.

+

9.

+

+

10.

+

+

11.

+

12.

+

+

13.

+

+

14.

+

15.

+

+

16.

+

+

17.

+

+

18.

+

+

19.

+

20.

+

3

8

5

12

Рисунок 9- Результаты повторного исследования по методике "Фейс - тест" в контрольной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента

Таблица 9-Сравнительная таблица экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе психолого - педагогического эксперимента по методике "Фейс - тест"

Эмоции

Констатирующий этап

Контрольный этап

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Положительные

(радость,серьезность)

25%( 7 чел.)

40%( 8 чел.)

70%( 14 чел.)

40%( 8 чел.)

Отрицательные

(печаль, злость)

75% ( 13 чел.)

60%( 12 чел.)

30%( 6 чел.)

60%( 12.чел.)

Рисунок  10-Сравнительная диаграмма экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе психолого - педагогического эксперимента по методике "Фейс - тест"

В результате проведения экспериментального исследования мы выявили, что нами были выбраны именно те методики, которые помогают выявить уровень развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. Повторное проведения методик для диагностики уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста позволило увидеть, что у детей экспериментальной группы стали преобладать положительные эмоции, а это говорит о том, что мы верно подобрали систему упражнений.

Таким образом, в результате проведения экспериментального исследования мы подтвердили гипотезу о том, что развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста будет эффективным, если:

- исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

- разработать и реализовать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

-проводить психопрофилактические меры систематически и комплексно.


Заключение

Данная дипломная работа на тему: «Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста» посвящена проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников, тема особенно актуальна и важна для тех педагогов, которые работают в ДОУ.

Анализ психолого - педагогической и научно - методической литературы, позволил раскрыть понятие эмоции - как особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей (П. К.Анохин). Эмоциональной сферы -которая является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (ПК. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л, Рубинштейн, 1946, П.В. Симонов, 1970, 1993; и др.). Рассмотрены психические особенности развития ребенка дошкольного возраста, развитие эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте, средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Целью данной работы  было следующее исследовать средства эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Осуществление цели и решение поставленных задач проходило в три этапа.

На первом этапе были рассмотрены эмоции как психологический феномен, его проявление у воспитанников детского сада, а также средства развития эмоциональной сферы у ребенка дошкольного возраста.

На втором этапе была проведена работа по практическому исследованию уровня развития эмоциональной сферы у воспитанников детского сада. Для этого были использованы методики, которые являются наиболее адекватными целям и задачам данной работы : Проективная методика «Волшебная страна чувств» и "Фейс - тест" Н. В. Кузьминой.

На третьем этапе дипломного проекта проводился анализ  результатов, полученных после формирующего эксперимента.

Анализ диаграммных данных показал, что в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента повысился уровень развития положительных эмоций.

Следовательно, уровень развития эмоциональной сферы в экспериментальной группе до и после проведения формирующего эксперимента отличаются. До проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе преобладали негативные эмоции, а после - положительные. Отсюда можно сделать вывод об эффективности разработанной нами системы упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Было выявлено, в экспериментальной группе во всех, без исключения методиках, произошли положительные изменения. Безусловно, сказывается роль проведенной системы упражнений.  У детей контрольной группы эти показатели не изменились. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтверждается.

Результаты исследования оформлялись в дипломной работе в виде диаграмм и таблиц.

Были сделаны следующие выводы: развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста будет эффективным, если:

- исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

- разработать и реализовать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

-проводить психопрофилактические меры систематически и комплексно.

Воспитателям и родителям необходимо создать все условия для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Предложенные рекомендации для родителей и воспитателей, для развития эмоциональной сферы, по нашему мнению, помогут ребятам научиться распознавать свои эмоции и эмоции других людей, а также помогут научиться управлять своими эмоциями.


Список литературы

1. Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:Знание,2002.

3. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с..

4. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б.. Психология эмоций. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с

5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006

6. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте /  Л. С. Выготский. - М., 2002

7. Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.:Пресиздат,2003

8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Альма,2001

9. Валлон А. От действия к мысли.- М., 2003

10. Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М., 2004

11. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.1.- М., 2001

12. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005

13. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 10. – с. 61-64.

14. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность /  Б. И. Додонов. - М. : Политиздат, 2001. - 272 с

15. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии// Вопросы философии.- 2003.№12

16. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006.

17. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.

18. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005

19. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб. : Издательство «Питер», 2001. - 464 с

20. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства /  Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с

21. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». - М.: Академия, 2004 г.- 288с.

22. Крейн У.Теории развития.- СПб, 2002

23. Костюк Г.С. Избранные психологические труды.- М.,2003

24. Кулачковская С.Е., Ладывир С.О Я – дошкольник.- К.,2007

25. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2006.

26. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. Ярославль, 2005.

27. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2003

28. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль: Академия развитие, 1997 г. - 208 с.

29. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис.- М.,2003

30. Люблинская Г.О. Детская психология, Высшая школа.- К.,2001

31. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии. – М., 2003

32. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,2007.

33. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.

34. Обухова Л.В. Возрастная психология.- М.: Высшее образование, МГППУ,2009

35. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 2.

36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 2007

37. Симонов, П. В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты / П. В. Симонов. - М. : Наука, 2003

38. Степанова В. А. Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности / В. А. Степанова – М. : Москва, 2004. – 140 c

39. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007

40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Владос, 2006.

41. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001

42. Федорович Л. А.. Составители О. В. гнета, Макаренко И. В., Федорович Л. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие - Кременчуг: Христианская Заря, 2008. - 217с.

43. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / Принцип развития в психологии. – М.: Просвещение, 2008

44. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М. : Просвещение, 2005

45. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2008

46. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2001.

47. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2002.

48. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 2005

49. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 2004.

50. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития.- М.: СП "Интерпракс", 2003

Электронные ресурсы

51. Электронный источник : http://ladushka195.blogspot.ru/2012/03/2-3.html

52. Электронный источник: http://www.pedlib.ru/Books/1/0429/1_0429-2.shtml

53. Электронный источник: http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/81-work-with-parents-on-career-guidance/236-questionnaires-for-parents

54. Электронный источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-192517.html?page=3

55. Электронный источник: http://www.coolreferat.com

56. Электронный источник: http://www.razumniki.ru/psiholog_osob_2_3goda.html

57. Электронный источник myakushkin.rupdf/PSYCHOLOGY…DIAGNOSIS…3_years.pdf .

58. Электронный источник: http://www.coolreferat.com

59. Электронный источник: dic.academic.ru

60. Электронный источник: vocabulary.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Проективная методика «Волшебная страна чувств»

Цель: исследование эмоционального состояния.

Материалы: бланк с изображением восьми домиков, названиями восьми чувств, фигура человека и  цветные карандаши (8 цветов).

Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

 Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.

Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом ...

Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда - всю краску унес ветер.

Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Шаг 2. Ребенку говорят:

Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Инструкция: 

Пожалуйста, помоги каждому чувству найти свой дом. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика.

На этом этапе детям предлагается поработать со второй колонкой, где в столбике по вертикали перечислены названия чувств. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Шаг 3.Ребенку говорят: Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом.

Обработка результатов

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;

3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека. Символически силуэт делится на 5 зон:

• голова и шея - символизируют ментальную деятельность;

•туловище до линии талии, исключая руки - символизируют эмоциональную деятельность;

• руки - символизируют коммуникативные функции;

 •тазобедренная область - символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;

•ноги - символизируют чувство «опоры», уверенность в себе.

Таким образом, данная методика показывает нам актуальное эмоциональное состояние ребенка.



Приложение Б

«Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой

Данный тест предназначен для диагностики преобладающих эмоциональных состояний на занятиях у детей дошкольного возраста. Детям раздаются опросные листы, и зачитывается инструкция к ним. После выполнения задания детьми опросные листы собираются.

Инструкция воспитанникам: Ребята, на занятиях у вас бывают разные переживания, а какими вы бываете чаще всего: довольными и радостными, или грустными и печальными, а может быть злыми и сердитыми?

Посмотрите внимательно на рисунок и то состояние которое у вас преобладает на занятиях раскрасьте.


Стимульный материал к методике "Фейс - тест"

        


 ПРИЛОЖЕНИЕ В

Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта дошкольника. Для дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. В среднем наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды.

Задача психолога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого. Создание атмосферы в детской группе, когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка, является важной задачей. Этому способствует также эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное заражение взаимодействия.

К концу дошкольного возраста ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Систематическая работа психолога по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

"Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста"

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

1. Изучить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

2. Подобрать упражнения, игры способствующие формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

3. Разработать цикл занятий для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

4. Разработать рекомендации педагогам по созданию условий в ДОУ, способствующих развитию эмоциональной сферы.

Объект: психическое развитие детей дошкольного возраста

Предмет: особенности эмоционального развития детей

Организация занятий

Программа "Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста"  рассчитана на 2 месяца психологического сопровождения детей 3-4 лет посещающих учреждения дополнительного образования и дошкольные образовательные учреждения.

В процессе работы развивающей программы ожидается повышение уровня психического развития ребенка дошкольного возраста.

Занятия будут проводиться в хорошо освещаемом помещении. Кабинет просторный. Кабинет с комфортным температурным режимом.

Продолжительность 20-30 минут. Количество занятий с детьми 13.

Конструктивно-формирующий этап

Цель: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, развитие эмоционально - волевой компетенции; формирование способности к произвольной регуляции эмоций.

1. Упражнение "Мимическая гимнастика"

2. Игра-загадка "Маски"

3. Игра "Театр".

4. Игра "Угадай эмоцию на ощупь".

5. "Золотые капельки"

6. " Цветок"

7. " Про Таню "

8. " Стрекоза замерзла"

9. " Солнышко"

10. " Подвижная игра “Волны"

11. " Прогулка на велосипеде"

12. "Муха на носу "

13. " Строители "

Рекомендации педагогу ДОУ

развитие эмоциональной сферы просходит в деятельности (дети познают мир эмоций в разнообразной деятельности: занятия, игры, театрализованная деятельность, работа в уголке настроения и др.);

соблюдать единство образовательных, развивающих и воспитательных функций (знакомя детей с эмоциями мы воспитываем чувство эмпатии, развиваем способность контролировать свое эмоциональное состояние);

для реализации индивидуального подхода занятия организованны с подгруппой детей, где учесть индивидуальные возможности, особенности легче, для этой же цели проводится работа с родителями: собрание, индивидуальные беседы, разработка рекомендаций;

для активности необходимо, чтобы знания становились личным достоянием ребенка, чтобы он их прожил, прочувствовал, активно стремился сам добыть эти знания.

Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.

Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг па друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос.

Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения.эмоциональный дошкольник психокоррекционная программа

Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат

1. Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.

Задания на карточках:

- улыбнуться, как веселый Буратино.

- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

- рассердиться, как злой волк.

- погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.

2. Игра-загадка «Маски»

Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.

Задание:

На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска). Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей , рта, глаз.

3. Игра «Театр».

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Задание:

Ребенок изображает с помощью мимики какое –то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги.) остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.

4. Игра «Угадай эмоцию на ощупь».

Цель:  развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.

Задание:Воспитатель дает сигнал: «Радость –замри». Дети изображают радость на лице, осторожно трогают своими пальчиками брови, рот, глазки.

5. «Золотые капельки» (радость) 

Педагог говорит: «представьте, что пошел теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен теплый летний дождь! (Выразительные движения: голову запрокинуть, плечи опустить, нежная улыбка.)

6. «Цветок» (радость)

 Педагог говорит: «Представьте, что вы превращаетесь в цветочки. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки».

7. «Про Таню» (горе-радость)

 Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише Танечка не плачь

Не утонет в речке мяч.

8. «Стрекоза замерзла» (горе, 4-5 лет)

 Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода.

 Холодно, холодно.

 Ой – ей - ей-ей!

 Голодно, голодно,

 Жутко зимой!

 Мне не куда деться.

 Сугробов не счесть.

 Пустите погреться.

 И дайте поесть.

9. «Солнышко» (радость)

 Ведущий распределяет детям роли птичек, зайчат, букашек из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце». Дети изображают радость солнышку.

 Здравствуй, солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

 Стали пташки щебетать,

 За букашками летать.

 Стали зайки на лужайке

Кувыркаться и скакать.

10. Подвижная игра “Волны”

Ведущий обращается к детям: “Если вы были на море, то конечно, знаете, как приятно, когда волны ласково омывают вас. Давайте поиграем: каждый из вас по очереди будет “купающимся”, а остальные – “волнами”. “Купающийся” становится в центр круга, “волны” тихонько поглаживают его, приговаривая “Мы любим тебя, мы любим тебя”.

После игры, ведущий спрашивает: “Понравилось ли вам купаться в море?”, “Что вы чувствовали?” Затем раздает детям голубые ленточки и предлагает с их помощью показать “волны радости”, “волны спокойствия”, “волны гнева” и т.д.

11. Медитативные упражнения “Прогулка на велосипеде”

Детям предлагается лечь или сесть поудобнее, расслабиться.

“Утро. Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. Щебечут птицы. Солнышко пригревает. Я чувствую его тепло на ногах, руках, шее. Тепло растекается по всему моему телу. Я абсолютно спокоен и уверен в себе. Все неприятности уходят. Настроение чудесное. Я улыбаюсь, радость улыбки дарю окружающим. Я еду ровно и красиво. Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали. Все прекрасно!”

12. “Муха на носу”

С напряжением сморщите нос. Представьте, что вы хотите согнать с носа муху. Держите это напряжение столько, сколько сможете. А теперь расслабьте. Когда вы делаете это, то ваши щеки, рот, лоб помогают вам. Когда вы расслабляете нос, то расслабляете все лицо. Наморщите лоб с напряжением, затем расслабьте. Сделайте ваше лицо гладким. Нигде нет морщин. Почувствуйте лицо расслабленным, прекрасным.

13. Упражнения на развитие эмоционально-коммуникативной сферы “Строители”

Дети выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу …

-тяжелое ведро с цементом;

-легкую кисточку;

-кирпич;

-огромную тяжелую доску;

-гвоздь;

-молоток.

Примечание: Ведущий следит за тем, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица “строителей” соответствовали тяжести и объему передаваемых предметов.


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Рекомендации воспитателю ДОУ:

-развитие эмоциональной сферы происходит в деятельности (дети познают мир эмоций в разнообразной деятельности: занятия, игры, театрализованная деятельность, работа в уголке настроения и др.);

-соблюдать единство образовательных, развивающих и воспитательных функций (знакомя детей с эмоциями мы воспитываем чувство эмпатии, развиваем способность контролировать свое эмоциональное состояние);

-для реализации индивидуального подхода занятия организованны с подгруппой детей, где учесть индивидуальные возможности, особенности легче, для этой же цели проводится работа с родителями: собрание, индивидуальные беседы, разработка рекомендаций;

-для активности необходимо, чтобы знания становились личным достоянием ребенка, чтобы он их прожил, прочувствовал, активно стремился сам добыть эти знания.

Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.

Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг па друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос.

Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения.

Рекомендации родителю:

-помогать вызывать внутренний эмоциональный отклик при прослушивание музыкальных сказок, учить сопереживать героям; развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (рад, зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен и т.п.);

- признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;

- обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная (например: «Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что он сделал потом?»);

- обсуждать с ребенком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку»);

- предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие и др. («Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»); часто все, что требуется ребенку — это понять охватившее его чувство. Предлагать ребенку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный…

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополуч ие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.