Экологический познавательно – информационно - исследовательский проект «Путешествие в страну «ЭкологиЯ»
проект (младшая группа) на тему

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Экологический познавательно – информационно - исследовательский проект «Путешествие в страну «ЭкологиЯ» направлен на формирование экологического самосознания, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города, края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кемеровская область Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок»

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ЭКОЛОГИЯ»

(проект)

Авторы составители:

Викторова Ирина Владимировна,

воспитатель, высшая кв. категория

2015

Рекомендовано

Педагогическим советом

МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок»

 «28» мая  2015 год

Автор - составитель:

Викторова И.В., воспитатель, высшая квалификационная категория

Экологический познавательно – информационно - исследовательский проект «Путешествие в страну «ЭкологиЯ» направлен на формирование экологического самосознания, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города, края.

Экологическая культура является составляющей здоровья в целом и здоровьесберегающего сопровождения МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок», а также мотивацией для родителей и детей в данном направлении. Участие в экологических акциях, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей (законных представителей) проявить себя, принести пользу окружающей природе родного города (края).

Паспорт

проекта «Путешествие в страну «ЭкологиЯ»»

Вид проекта:

Экологический познавательно – информационно - исследовательский, групповой.

Продолжительность:

Долгосрочный проект (сроки реализации 01.06.2015-  01.06.2016).

Участники:

- воспитатели и воспитанники II-ой младшей группы «Солнышко», музыкальный руководитель, педагоги ДО, родители детей (законные представители).

Образовательная область:

познавательная, социально – коммуникативная, речевая.

Актуальность:

экологически-грамотное отношение к природе и к объектам (живой и неживой природы) ближайшего окружения.

Цели проекта:

- создание благоприятных условий на закреплённом за группой участке МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» для экологического воспитания детей.

Задачи проекта:

- сформировать знания детей о деревьях (берёза, ель, рябина, тополь, сосна), воспитание любви к природе.

Предполагаемый результат:

- умение детей вести себя экологически правильно в природе.

Предварительная работа:

- наблюдения, сбор природного и информационного материала, беседы, чтения художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картин известных художников, презентации «Экология и Мы».

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

привлечение музыкального руководителя, педагога ДО по ИЗО деятельности.

Работа с родителями:

консультация, анкетирование.

Продукт проектной деятельности:

- выставка поделок из природного материала (родители + дети), выставка рисунков «Моё любимое дерево», путешествие с детьми по экологической тропинке, презентация проекта.

Описание проекта

Постановка проблемы

У детей данного возраста (3 – 4 лет) слишком маленький жизненный опыт и знания о природе, представления об объектах ближайшего окружения, природных явлениях.

Воспитанники второй младшей группы не знакомы с происхождением тех или иных природных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем опадает листва? », «Куда прячутся насекомые?», «Почему вянут цветы?». Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому мы решили провести углубленную работу по развитию познавательного интереса и ознакомлению детей с природой через информационно – познавательно - творческую деятельность.

Актуальность проекта «Путешествие в страну «ЭкологиЯ» в том, что педагоги Центра развития ребёнка считаем, что заложить любовь к Родине, к родному сибирскому краю, к природе родного города, к окружающим людям можно только в младшем дошкольном возрасте.

Так как этот возраст очень благоприятный для развития познавательного интереса к изучению окружающего мира.

Мы считает, что чем старше дети, тем сложнее научить и сформировать их мировоззрение, изменить представления и взгляды «маленького человека» на окружающее необычайно сложно.

Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое самосознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой, а как известно экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

В любом городе можно найти интересные для наблюдений объекты живой и не живой природы: солнце, облака, дождь, снег, цветы, деревья, кустарники, травы, насекомые, животные (дикие и домашние), птицы и многое другое.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки:

- учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательный интерес и способности.

Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к проектно - исследовательской деятельности, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Вид проекта:

 познавательно - информационно - исследовательский.

Цель проекта:- создание благоприятных условий на закреплённом участке и территории МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок» для экологического воспитания детей.

Задачи:- развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки; - формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках; - познакомить с разными объектами живой и не живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром; - сделать общение ребенка с природой безопасным (как для ребенка и самой природы); - формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе родного города (края).

Участники проекта:- воспитатели группы, воспитанники (3-4 лет) 2 младшей группы, родители (законные представители), музыкальный руководитель, педагог ДО по ИЗО деятельности.

Предполагаемые результаты: 

Разносторонние знания детей:

- названия деревьев и кустарников (берёза, тополь, сосна, ель, рябина, сирень), цветов (одуванчик, ромашка, анютины глазки) и их характерных особенностей;

- название птиц (ворона, воробей, голубь);

- название животных (диких – волк, заяц, лиса, медведь; домашних – кошка, собака, хомячок, черепаха).

Бережное отношение детей к природе.

Развитие познавательного интереса у детей к объектам живой и не живой природы и природным явлениям (листопад, лёд, сосульки, лужи, снегопад).

Этапы создания и оформления участка дошкольного учреждения:

- детальное обследование территории участка, ДОУ и выделение наиболее интересных объектов для наблюдения;

- составление карт - схемы экологических тропинок с нанесением маршрута и всех ее объектов;

- выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа (наиболее любимого для детей персонажа);

- составление паспорта всех «точек» экологических тропинок в стране «ЭкологиЯ»;

- составление методических рекомендаций по работе с детьми на каждой точке «Путешествия по стране «ЭкологиЯ».

Путешествие по экологической тропинке в страну «ЭкологиЯ»

Блок «Деревья, кустарники»

Обращается внимание на то, что деревья – есть лиственные, хвойные растения. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, форме и цвету листа (у ёлки иголки…).

Рассказать о пользе деревьев для окружающих людей.

Точка «Дерево...(рябина)»

Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер и форму листьев, плоды, семена и способ размножения.

Точка «Дерево...(сосна)»

Обращается внимание на то, что сосна – хвойное растение.

Особое внимание уделяется иголкам, шишкам (цвету, форме, размеру), семенам и способу размножения.

Точка «Дерево...(береза)»

Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер листьев, семена, способ размножения.

Точка «Дерево...(ель)»

Обращается внимание на то, что ель – хвойное растение.

Особое внимание уделяется иголкам, шишкам (цвету, форме, размеру), семенам и способу размножения.

Сравнить ель и сосну, найти сходство и отличия.

Точка «Дерево...(тополь)»

Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер листьев, семена, способ размножения.

Сравнить лист тополя с берёзовым, рябиновыми листьями.

Точка «Кустарник...(сирень)»

Обращается внимание на то, что сирень – это кустарник.

Особое внимание уделяется тому, как цветет сирень, рассмотреть цветок сирени (форму листа и цветка, лепестка).

Обращается внимание на окраску веток и форму, размер ствола кустарника, размер листьев, семена, способ размножения.

«Царство удивительных пеньков»

Здесь предоставляется возможность для психологической разгрузки детей и организацию, проведение дидактических и подвижных игр на свежем воздухе.

Блок «Цветы»

Точка «Цветок...(одуванчик)»

Рассмотреть цветок (форма листочка и цветочка, цвет). Обращается внимание на окраску, форму, размер листьев, семена, способ размножения.

Точка «Цветок...(ромашка)»

Рассмотреть цветок (форма листочка и цветочка, цвет). Обращается внимание на окраску, форму, размер листьев, семена, способ размножения.

Точка «Цветок...(анютины глазки)»

Рассмотреть цветок (форма листочка и цветочка, цвет). Обращается внимание на окраску, форму, размер листьев, семена, способ размножения.

Наблюдение и рассматривание

«Зеленая планета» или уголок природы в группе.

Объектом для наблюдения являются комнатные растения (бальзамин (султанский или огонёк), колеус (крапивка), фикус (каучуковое дерево), бегония (цветущая), амариллис, пеларгония зональная (герань цветущая и душистая) уголка природы в группе. Наблюдения и уход за комнатными растениями.

«Огород на подоконнике»

Посадка, посев новых растений воспитателем с детьми, полив, уход, наблюдения.

Продукты проекта:

Фотографии природных объектов (фото альбомы «Путешествие в страну ЭкологиЯ»), выставки художественного творчества (рисунки, поделок).

Карта - схемы экологических тропинок, дидактические экологические игры, комнатные цветы, деревья, кустарники и цветы на участке и территории дошкольного образовательного учреждения.

Этапы проекта: Проект, включает, три основных этапа: 1-ый - подготовительный: - постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями. 2-й - основной познавательно - исследовательский: - поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологических троп с изучением природных объектов живой и не живой природы;3-й – обобщающий (заключительный): - обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Предварительная работа:

- подбор иллюстративного материала по теме;

- подбор литературы по теме;

- подбор дидактических игр по экологии;

- оформление уголка природы «Зелёная планета» в группе;

- создание и оформление экологических тропинок (карт-схем);

- наблюдения «Окно в природу» на прогулке.

Сотрудничество с семьёй:

Анкетирование родителей по теме «ЭкологиЯ».

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

Совместная творческая деятельность «родители + ребёнок» из природного и бросового материала.

Взаимодействие со специалистами:

- разучивание хоровода «Березка»

Приложение

План реализации 

познавательно - информационно – исследовательского проекта

«Путешествие в страну «ЭкологиЯ»

 

Виды деятельности

Сроки

Цель

Форма регистрации

результата

1

2

3

4

Прогулка «Окно в природу», «Деревья»

Июнь 2015

Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам

Конспект образовательной деятельности;

рисунки детей, аппликация.

«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

По плану

Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Конспект

Изобразительная деятельность: рисование на тему “Желтый одуванчик”

Июнь 2015

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

Выставка

детского художественного творчества

Разучивание стихотворения «У задумчивой березки»,

По плану

Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе

Экскурсии по территории ДОУ «Окно в природу».

Июнь

Июль

Август

2015

Воспитание интереса и бережного отношения к природе

Конспект образовательной деятельности, поделки детей

«Насекомые - польза и вред»

По плану

Воспитание интереса и бережного отношения к природе

Наблюдение

Собрание коллекции природного материала

Июль

Август

Сентябрь

2015

Формирование желания изучать объекты живой природы

Семейные

коллекции природного материала

ННОД «Комнатные растения»

Сентябрь

2015

Формирование навыков по уходу за растениями

Конспект образовательной деятельности, рисунки.

Изобразительная деятельность: рисование на тему “Деревья нашего детского сада”

Сентябрь 2015

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

Выставка художественного творчества

Настольные дидактические игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год»

По плану

Формирование представлений детей об окружающем мире,

развитие социально - коммуникативных

навыков и умений.

Картотека с описанием игр

Фоторепортаж

Подвижные игры:

«Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями».

По плану

Закрепление знаний о лесных обитателях

Картотека с описанием игр

Фоторепортаж

Домашнее задание

для детей и родителей – изготовление поделок из природного материала

Сентябрь октябрь 2015

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Творческая

выставка

поделок из природного материала

«Путешествие по экологической тропинке»

По плану

Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Конспект образовательной деятельности

Дидактические игры по экологии

По плану

Закрепление знаний об окружающем мире.

Описание игр

Беседы:

По плану

Закрепление знаний об окружающем мире.

Конспекты

«Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»

По плану

Закрепление знаний об окружающем мире.

Конспекты

«Осторожно: грибы и растения на участке д/с»

2 неделя

«Эта стройная сосна»,

«Грибы искать не просто», «Одуванчик».

В течение месяца

Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе

Художественное слово

Результат:

На территории ДОУ создана экологическая тропинка.

Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную информационно – познавательную, эколого-педагогическую деятельность.

На всей территории ДОУ расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние цветущие и не цветущие растения:

цветы - нарциссы, ромашки, васильки, анютины глазки, папоротник, настурция, незабудки, лилии (разных видов), ирисы, петуньи, вьюны, календула, ландыш, пион, колокольчики садовые, фиалки лесные;

деревья – берёза, тополь, ель, сосна, рябина;

кустарники - и многое другое).

В результате реализации проекта:

Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Вывод:

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Путешествие по странам"

Одним из перспективных и эффективных методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни является метод проектирования. Основываясь на личностно- ориентированный подход к обучению и воспи...

Познавательно-исследовательский проект «Путешествие по странам»

Одним из перспективных и эффективных методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни является метод проектирования. Основываясь на личностно- ориентированный подход к обучению и воспи...

Познавательно-исследовательский проект «Путешествие по странам»

Познавательно-исследовательский проект«Путешествие по странам»Одним из перспективных и эффективных методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни является метод проектиро...

Исследовательский проект "Путешествие в страну Лимонадию"

Познавательно исследовательский проект, средней продолжительности с целью расширения у детей представления о полезных свойствах лимона через экспериментальную деятельность....

Исследовательский проект "Путешествие в страну правил дорожного движения"

Проект "Путешествие в страну правил дорожного движения" старшая группа....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Путешествие в страну «Игрушек» по стихотворениям А.Барто».

В данном файле можно ознакомится с данными проекта "Путешествие в страну "Игрушек" по стихотворениям А.Барто."...