Исследовательский проект "Путешествие в страну Лимонадию"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Познавательно исследовательский проект, средней продолжительности с целью расширения у детей представления о полезных свойствах лимона через экспериментальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №38 «Маленький принц»

Исследовательский проект

Тема: « Путешествие в страну Лимонадию»

Воспитатель Ильина В. В.

Г. Химки

2020

Тип проекта: познавательно  исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатель, медсестра.

Продолжительность: средней продолжительности.

Актуальность: Приобщение дошкольника к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. 

 Очень часто многие из нас в зимний, весенний и осенний период испытывают нехватку витаминов и  хорошим профилактическим средством являются лимоны. Только лимоны не теряют свои полезные свойства в течение долгой зимы и содержат довольно много витамина «С», который поддерживает наш организм в рабочем режиме. Зная о его чудодейственных - лечебных свойствах нам захотелось узнать о лимоне ещё больше.

Сегодня нам предлагается огромный ассортимент газированных напитков с красивыми яркими этикетками и веселыми пузырьками со сладким вкусом. Но очень часто в мы слышим о вреде этого напитка. Поэтому нам стало интересно насколько правы взрослые и действительно ли лимонад вреден для нашего здоровья.

Все дети очень любят всё неизвестное, сказочное, фантастическое и  поэтому экспериментальная деятельность вызывает интерес к исследованию лимона и лимонада, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Объект исследование: лимон, вода, газированные напитки.

Предмет исследования: свойства объектов исследования.

Продукт: фото-презентация «Как у нас все получилось»

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Сбор информационно-иллюстративного материала о пользе витаминов.

Проведение дома с детьми опытов, индивидуальных исследований.

«Для гостей и для ребят вместе приготовим лимонад» (приготовление домашнего лимонада)

Предпосылки к определению цели детьми: А лимонад полезный?

Из чего делают лимонад? А правда ли, газировка вредна для нашего здоровья?Что такое лимон и как он растет ? «А разве можно лимон вырастить в горшке, как комнатный цветок?», « А разве бывает лимонное дерево?» 

Цель проекта: Создание условий для знакомства  дошкольников с экзотическим фруктом лимоном. Расширять представление детей о полезных продуктах питания через организацию экспериментальной деятельности.

Задачи: 

Образовательные:

Формировать представления детей дошкольного возраста об  лимоне, его полезных свойствах и значении в жизни человека и природы.

Познакомить со значением воды для живой природы (в т. ч. для человека), её свойствами.

Формировать умения  дошкольником ухаживать за растениями, соблюдая условия, необходимые для выращивания лимона.

Познакомить с технологией приготовления домашнего лимонада.

Расширять знания детей о полезных и вредных продуктах.

Закрепить знания  детей о здоровом образе жизни.

Развивающие:

Развить способность к познанию нового, способность анализировать, делать выводы.

Формировать познавательный интерес с помощью экспериментальной деятельности.

Развивать творческие способности в изобразительной деятельности.

Воспитательные: 

Воспитывать у детей бережное отношение к природе и окружающему миру. 

Создать положительную мотивацию для исследовательской деятельности.

Воспитывать навыки аккуратности, самостоятельности, стремление доводить начатое до конца.

Методы и приемы:

Наглядный;

наблюдение;        

экспериментирование.

 

Предполагаемый результат: 

Сформированы умения  путем опытно-экспериментальной деятельности получать сведения о свойствах лимона, о вреде для нашего здоровья газированных напитков.

Этапы реализации проекта:

1 этап Подготовительный:

Выбор темы исследования детьми. Определение цели и задач .Составления плана реализации проекта. Обсуждение с родителями воспитанников вопроса связанного с  проектной и исследовательской деятельностью.

Сбор информации. Подготовка материалов и оборудования для проведения исследовательской деятельности.

Ознакомление с экзотическим фруктом лимоном.

Беседа: Что такое лимон. История происхождения. Легенда о лимоне.

Привлечение медсестры: Беседа: «Что такое витамины?», «Где живут витамины»,«Лимон-помощник докторов»  

2 этап Организационный:

Организация исследовательской экспериментальной деятельности: Наблюдение за прорастанием косточки лимона в влажной салфетки.

Посадки пророщенной семечки.

Организация наблюдения и фиксирования с детьми данных об изменениях роста ростка лимона.

Зарисовка изменений.

Опыт №1 « Чай с лимоном»

Опыт № 2 «Лимон-защитник»

Опыт №3 «Лимон  невидимка, засекреченное послание»

Опыт №4 «Тонет не тонет»

Опыт № 5 « Лимон пятновыводитель»

Опыт№ 6 «Лимон разрушитель»

Эксперимент « Свойства газированных напитков»

Лепка «Цитрусы на тарелке»

Аппликация «Лимонад»

Чтение художественной и научной литературы.

Сочинительство  сказки о лимоне. Создание книги своими руками по сюжету сказки.

Приготовление домашнего лимонада.

3 этап Заключительный: Создание продукта проектной деятельности.

Заключение: Исследуя уникальные свойства лимона, мы работали с различными источниками информации, познакомились с историей появления лимона. Узнав о необыкновенных свойствах лимона, мы провели опыты и доказали, что лимон – интересный фрукт и может быть очень полезен для людей в разных жизненных ситуациях, быту.

В результате проделанной работы мы пришла к выводу, что газированные напитки растворяют различные вещества, значит, приносят вред нашему здоровью. Наше предположение о том, что газировка вредна - подтвердилось.

        

Приложение

Опыт №1 « Чай с лимоном»

Цель: узнать, как «ведет себя» лимон с натуральным красителем чая, который меняет цвет наших зубов.

Мы взяли 2 стакана и налили в них крепкий чай. После этого, положили в один из стаканов кусочек лимона. Лимон обесцветил чайную окраску.

Вывод: Благодаря своим свойствам, а именно содержанию лимонной кислоты, лимон обесцветил чай, тем самым защитил наши зубы от появления на них желтоватого оттенка.

Опыт №2. «Лимон-защитник»

Цель: узнать, что произойдет при соединении лимона с другим фруктом (яблоком).

Мы разрезали яблоко на  2 половинки, положили их срезами вверх на блюдце. Выдавили немного лимонного сока на одну из половинок. Что же произошло? Одна половина яблока потемнела, а другая половинка с лимонным соком осталась прежней.

Вывод: Оказывается, в яблоках содержится много железа, а на воздухе оно выделяется и яблоко темнеет (как будто ржавеет ). Другую часть яблока лимонный сок покрыл защитной пленкой и воздух не проник к железу, поэтому яблоко осталось светлым, свежим.

Опыт №3 «Лимон-невидимка»

Цель: Узнать, как «ведет себя» лимон при нагревании.

Мы выжали сок из  лимона. Затем ватной палочкой написали лимонным соком  слово и подождали, пока всё подсохнет. Ничего не видно!  Затем прогладили бумагу горячим утюгом, и буквы стали видимыми!

Вывод: Лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.

Поэтому наше «послание» оказалось рассекреченным.

Опыт №4 «Тонет – не тонет»

Цель: Утонет или не утонет?

Опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно. Рассмотрев  лимон,  мы  увидели, что в кожуре  много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. положили его в воду, он сразу утонул,   очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет. 

Мы выяснили, что, оказывается , в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.

Опыт №5 «Лимон-пятновыводитель»

Цель: узнать, как « ведет себя» лимон с пятнами на ткани, одежде.

На ватный диск мы капнули йод. Затем на него выдавили лимонный сок. Через некоторое время пятнышко стало исчезать.

Вывод: Лимон может помочь вывести некоторые пятна на одежде.

Опыт №6. «Лимон-разрушитель»

Цель: узнать, растворяет ли сок лимона другие вещества, например, яичную скорлупу.

Для этого мы капнули в скорлупу лимонный сок. В результате, образовалась пена, и даже было слышно шипение.  Кальций, который есть в скорлупе,  начал разрушаться. Вывод: лимонный сок способен растворять другие вещества, в том числе, кальций, который содержится в зубах.

Лимонный сок вреден для зубной эмали - он её разрушает, особенно, если он попадает в рот вместе с сахаром.

Эксперимент: «Изучаем свойства газированных напитков»

Газированные напитки - это напитки, насыщенные углекислым газом, отличающиеся своеобразным приятным вкусом".

- Как же они влияют на наше здоровье?

Оказывается в 1 стакане газированного напитка находится 6 кусочков сахара. Сахар образует на зубах кариес, приводит к ожирению.

ОПЫТ №1

На только что открытую бутылку «Кока - Кола» надели воздушный̆ шарик. Потрясли бутылку. Увидели, что шарик мгновенно надулся.

Вывод: В газировке содержится газ! Сам по себе углекислый газ не вреден, но он вызывает отрыжку, вздутие живота и газы. Это очень неприятно.

ОПЫТ №2

Давайте проверим, насколько натуральна наша газировка? (кока-кола, фанта) Кладём в газировку 1 ложку пищевой соды - газировка не изменила цвет - это химия, а если изменила цвет на бурый, то это натуральный продукт.

Вывод. В нашем случае оказалась химия, так как газировка цвет не изменила.

ОПЫТ №3

Опустим в стакан с газированной водой «Фанта» мятную конфету-леденец. И увидим небольшой фонтан из пузырьков.

Вывод. Такие же пузырьки появляются в нашем желудке, когда мы пьём газировку, тем самым приносим вред нашему здоровью.

Опыт №4 

Мы решили определить влияние «Кока- Колы» на эмаль зубов. Для этого проведем опыт: Наливаю в миску «Кока-Колу» и кладу скорлупу от яйца. Через 5 дней увидели – скорлупа окрасилась в коричневый цвет. Стала более хрупкой (потрескалась). 

Вывод: В газированном напитке находятся вредные вещества, которые сделали скорлупу хрупкой и окрасили в коричневый цвет. Значит она может окрасить и разрушить эмаль зубов.  В интернете мы прочитали, что красители часто вызывают аллергию.

Приготовление домашнего лимонада.

Не пейте сладкие газированные напитки! Это вредно!

А ведь многие дети любят газировку. Что же делать? И на это есть решение, я расскажу Вам про изготовление газировки в домашних условия.

Материалы и оборудование: вода (простая тёплая, газированная),

посуда (прозрачные стаканы, блюдца, ложки чайные, прозрачный графин 1 литр), продукты (сахар-песок, лимон), иллюстрации цветов в вазе, цветов сухих, пьющих воду людей, животных, птиц насекомых.

1 ЧАСТЬ: 
Воспитатель: Ребята, сегодня мы утром с вами поливали наши комнатные растения, кто помнит, сколько воды выпили наши растения?
Ответы детей: 2 лейки
Воспитатель: Как вы думаете, все ли растения пьют воду?
Ответы детей: да

Воспитатель: Правильно, все растения нуждаются в воде. А как вы думаете, ребята, что произойдёт с цветочком, если его оставить без воды? (показывает слайды засохших цветов)
Ответы детей: засохнет, завянет, погибнет.

Воспитатель: А кто ещё любит пить воду?
Ответы детей: Люди, животные и т. д.
Воспитатель: Верно, ребята, важно пить воду всем живым организмам, даже насекомым! (показывает слайды животных пьющих воду, птиц, насекомых и людей).

Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
Ответы детей: Сок, чай, молоко и т. д.

Воспитатель: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
Из воды, лимона, сахара. Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
2 ЧАСТЬ:
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:

Ребята, возьмите каждый себе по кружке с водой, блюдце и чайную ложку.

Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода.

Какая вода?
Ответы детей:
по температуре: тёплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: пресная.

Давайте растворим в тёплой воде немного сахара.

Размешали (аккуратно, не стуча ложкой о край кружки) и попробуют.
Какая стала вода?
Ответы детей:
по температуре: осталась тёплой,
по виду: стала немного мутной
по вкусу: стала сладкая.
Воспитатель: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
Давайте каждый возьмём по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром) и положим лимон в кружку. Разомнём ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?

Ответы детей:
по температуре: осталась тёплой,
по виду: имеет желтоватый оттенок
по вкусу: стала кисло-сладкая.

Воспитатель: Когда мы к сладкой воде добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.

Домашний лимонад готов.

Теперь, ребята, пожелаю вам приятного аппетита! Пейте на здоровье домашний лимонад, он очень полезен для нашего организма, в нём много витаминов.
И, конечно, постарайтесь сегодня вечером дома приготовить вместе с родителями лимонад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Песочная страна чудес"

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка....

Исследовательский проект "В стране мастеров"

Оформление участка детского сада летом...

Исследовательский проэкт «Молочная страна»

Проблема правильного питания очень популярна для дошкольников. Не все дети пьют молоко и едят молочную продукцию, созданную на основе молока.Поэтому мы решили рассказать детям как можно больше о молок...

Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»Удивительные свойства воды.

Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»...

Познавательно- исследовательский проект «Песочная страна»

Проект «Песочная страна» возник из интереса детей старшего дошкольного возраста.Во время прогулки детьми были заданы вопросы, которые нацелили на возникновение проекта о песке, который вме...

НОД по познавательно-исследовательской деятельности:«Песочная страна - страна чудес».

НОДпо познавательно-исследовательской деятельности«Любознайки»для детей старшего дошкольного возраста         Сос...