Моральный облик воспитателя — важнейшее условие нравственного воспитания детей
консультация на тему

Обертышева Алла Викторовна

Моральный облик воспитателя — важнейшее условие нравственного воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoritet_vospitatelya.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Моральный облик воспитателя — важнейшее условие нравственного воспитания детей

Зрелость педагога, как представителя профессии всегда зависит от его убежденности, идейности. Быть идейным – это значит осознавать свой труд, как частицу общественного дела. Воспитатель должен быть гражданином в полном и лучшем смысле этого слова. Педагогическая убежденность, нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, любовь к Родине, стремление к повышению своих знаний – вот признаки гражданственности воспитателя.

Быть воспитателем – это значит быть для детей образом для подражания. Ребенок постигает не только то, чему его учат. Огромное воздействие на него оказывает личность воспитателя, его манера держать себя, способы обращения с детьми, родителями, окружающими людьми, словом, моральный облик воспитателя. Дети очень внимательны и чутки к людям, они чувствуют хороший человек воспитатель или плохой. А отношение к нему и степень воздействия воспитателя на детей очень зависит от этого. Самые глубокие знания и передовая методика может пропасть, если воспитатель не являет собой образец культурного человека, если он не покоряет воспитанников своими человеческими качествами.

А. С. Макаренко подчеркивал значение не только сознательного, преднамеренного влияния на воспитанников, но и непреднамеренного, исходящего из самой личности воспитателя. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Если воспитательная работа строится по принципу: то, что требует воспитатель, обязательно для детей и необязательно для него самого, то желаемых результатов она не приносит. Ведь в каждом жесте, поступке педагога, в его отношении к людям сказывается его моральный облик. И этим своим моральным обликов он формирует моральный облик воспитанников больше, чем словами. Одно лишь присутствие воспитателя чему-то учит воспитанников. Дети – это зеркало взрослых, особенно воспитателей, с которыми они проводят весь день. И воспитатель должен постоянно помнить, что от него самого, его профессиональной культуры зависит, будет ли пребывание ребенка в детском саду воспитывающим. Девиз требовательного к себе воспитателя должен быть таким: воспитывай собственной воспитанностью. Воспитатель должен являться носителем нравственности, то есть совокупности принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека в общественной, служебной и личной жизни. У него должны быть развиты любовь к детям, душевная щедрость, целеустремленность, профессиональная самоотверженность, идейность и высокие моральные убеждения.

В воспитании ребенка исключительное значение имеют любовь и уважение к нему со стороны воспитателя. Без любви и уважения к детям воспитатель не сможет быть воспитателем. «Любовь, - говорил Ф. Э. Дзержинский, - творец всего доброго, возвышенного и светлого». Без неё трудно привить растущему человеку отзывчивость, внимание к людям, умение считаться с окружающими. Но главное – без любви и уважения невозможен контакт между воспитателем и ребенком, основанный на взаимопонимании и душевной близости. Надо всегда помнить слова В. А. Сухомлинского: «… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».

Успешное воспитание детей во многом определяется тем, насколько правильно установились взаимоотношения воспитателя с детьми. Необходимо искать наиболее эффективные пути нравственного воздействия на ребенка. Здесь нужна и требовательность в оценке поступков, и опора на положительные стороны поведения детей, и пристальное внимание к любому поступку, и индивидуальный подход к каждому ребенку. И последнее, пожалуй, особенно важно: все дети разные, и подход к ним должен быть разным. Найти ключ к сердцу каждого ребенка – это очень непросто, но очень важно в работе воспитателя. И сделать это может только тот человек, которому присущ педагогический такт. Педагогический такт – это показатель культуры и профессионального мастерства воспитателя. Это важнейшая черта его поведения, проявляющаяся в выдержке, самообладании, гуманности, оптимизме, доброжелательности, уважении к детям, культуре общения с ними, умении ориентироваться в быстро меняющихся ситуациях и принимать правильные решения. Тот, кто не обладает чувством такта, не имеет должного авторитета, ибо способен сорваться, отчитать, наказать, сказать резкое слово, а дети, как правило, внутренне сопротивляются требованиям такого наставника. Воспитатель должен уметь создавать в группе атмосферу радости, доброжелательности. Чтобы достичь этого, педагог должен разговаривать спокойно, порой шутливо, быть внимательным к каждому ребенку, сочувствовать ему в его переживаниях. Сдержанность, доброжелательность оказывают большое влияние на детей.

Воспитатель должен постоянно заботиться о поддержании и укреплении своего авторитета, который основан прежде всего на его личных качествах. Детям нужен воспитатель, который «всё знает», «всё умеет», всё объяснит и покажет, играет с ними «взаправду, а не понарошку». В такого воспитателя дети верят, они любят его. Он для них – непререкаемый авторитет. Завоевать авторитет воспитателю помогают его знания, эрудиция, умение найти подход к каждому ребенку, подвести его к пониманию окружающей действительности, заинтересовать трудом людей разных профессий, фактами из жизни нашей Родины. Завоевать дальнейший авторитет у своих воспитанников помогает овладение методическим мастерством, способность заинтересовать детей различной, доступной им деятельностью, проявлять внимание к их интересам, играм и делам, а также любовь воспитателя к своему делу, увлеченность в поисках нового, умение откликаться на разнообразные вопросы детей. Завоевать авторитет у детей можно не страхом, а требовательностью и уважением к ним. Но завоевать авторитет на всю жизнь невозможно. Меняется жизнь, новое входит и в детский сад, а этим новым надо овладевать, иначе авторитет упадет.

Вот те условия, которые обеспечивают успешную работу по воспитанию детей. Работа воспитателя трудная, но благодарная. И пусть нелегкий труд его будет вкладом в очень важное сейчас для людей всего мира – борьбу за мир на прекрасной планете Земля.

Авторитет воспитателя -  завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей»

Консультация для родителей и воспитателей детского сада....

«Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей»

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...

Формирование любви к Малой Родине как важная задача нравственного воспитания детей дошкольного возраста

        В основу патриотического воспитания дошкольников должна быть положена любовь к своему краю, к своей Малой Родине. Именно в этом возрасте закладывается познавательный...

Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессии и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоционально-волевая и душевная ...