Проект «Методическое руководство переходом ДОУ на ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

«Новый стандарт должен гарантировать

качественное дошкольное образование каждому ребёнку.

ФГОС должен быть нацелен на главный результат –

социализацию ребёнка, потребность в творчестве, 

любознательность, мотивацию в достижении успеха».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Александр  Асмолов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Улыбка» с. Александровское»

Проект

«Методическое руководство

переходом ДОУ на  ФГОС ДО»

Руководители проекта:

Жданова Анжела Михайловна – старший воспитатель

Зарубина Ирина Александровна – воспитатель

«Новый стандарт должен гарантировать

качественное дошкольное образование каждому ребёнку.

ФГОС должен быть нацелен на главный результат –

социализацию ребёнка, потребность в творчестве,  

любознательность, мотивацию в достижении успеха».

Александр  Асмолов

Актуальность проекта:

      В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

   С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус   предусматривает разработку  Федерального государственного стандарта дошкольного образования — впервые в истории российского образования.

   В настоящее время к ДОУ предъявляются определённые требования: выполнение государственного заказа – задания, совершенствования качества образовательных услуг, взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.

      Для осуществления образовательной деятельности ДОУ существует ряд обязательных документов, составляющих её нормативную базу: устав, программа развития, образовательная программа, годовой, индивидуальные планы.

   Все вышеперечисленные программы и планы должны быть взаимосвязанны, взаимодополняемы и составлять целостную систему - только в этом случае можно говорить о целостности планово-прогностической функции управления. Такая иерархия планов предусматривает реализацию принципов последовательности, системности и преемственности в воспитании дошкольников.

   Внесенные изменения не должны быть формальными, эти корректировки обязательно сопровождаются конкретными преобразованиями всего педагогического процесса.

Все выше сказанное, а так же неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС ДО вызвала необходимость разработки проекта «Методическое руководство переходом ДОУ на ФГОС ДО».

Постановка проблем, на решение которых направлен проект:

          В соответствии  с  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155  утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Следовательно можно говорить и об изменениях образовательного процесса в ДОУ. И вместо десяти образовательных областей (представленных в утратившим силу ФГТ) теперь их пять (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Следовательно, основные образовательные программы также необходимо обновить. 

   Одной из важнейших задач методической службы ДОУ является ознакомление воспитателей  с сущностью и спецификой деятельности по внедрению ФГОС в сфере дошкольного образования. Рассмотреть  возможности, сильные и слабые стороны различных: организационных форм (моделей) дошкольного образования. А также совершенствовать организаторские умения на основе анализа основных ценностных и целевых ориентиров, изменений в действующем законодательстве. Развивать способности к самостоятельному решению педагогических проблем в процессе реализации ФГОС на основе базовых теоретических подходов, умения. Воспитывать толерантность, инициативность, самостоятельность, рефлексивность, осознанное отношение к управлению на основе федерального государственного образовательного стандарта как средству обеспечения развития сферы дошкольного образования.

    По результатам диагностики педагогов (на основе самооценки) выявлены уровни их готовности к введению ФГОС ДО:

Сводная таблица по результатам диагностики уровней готовности педагогов

к введению ФГОС ДО на основе их самооценки

Критерии готовности

Уровни готовности (%)

Когнитивная готовность

В- 44%

С- 22%

Н- 33%

Мотивационная готовность

В- 22%

С- 22%

Н- 55,5%

Личностная готовность

В- 67%

С- 33%

Н- 0%

Технологическая готовность

В- 78%

С- 22%

Н- 0%

 Педагоги имеют достаточно высокий уровень личностной (67%) и технологической (78%) готовности, средний уровень когнитивной готовности и достаточно низкий уровень мотивационной готовности.  

Так же выявились основные затруднения у педагогов на этапе введения ФГОС ДО:

-  смутное представление по переходу на ФГОС ДО;

- отсутствие опыта  разработки модели воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

     Следовательно, мы видим противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО и недостаточной подготовленностью педагогов  к их внедрению.

Отсюда вытекает ряд проблем, которые затрудняют переход на ФГОС ДО:  

1. Нормативно-правовая документация:

- отсутствие нормативно-правовой базы ДОУ в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО;

2. Кадровое обеспечение:

- недостаточный уровень подготовки педагогов по введению ФГОС ДО;

3. Финансово-хозяйственная деятельность:

- недостаточное финансирование по организации образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО;

4. Научно-методическое обеспечение:

- отсутствие  программно-методического обеспечения согласно требованиям ФГОС ДО;

5. Информационное обеспечение:

- недостаточное обеспечение современными техническими средствами ДОУ;

- недостаточное владение коллективом современными коммуникативно-информационными технологиями.

Объект проектной деятельности: профессиональная деятельность администрации и педагогов ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО, разработка и реализация ООП ДО.

Предмет проектной деятельности: готовность администрации и педагогов ДОУ к реализации ФГОС ДО.

Назначение проекта:

Определение стратегического и тактического планов действий по реализации ФГОС ДО всеми участниками образовательного процесса.

Цель проекта:

Создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС ДО, разработка ООП и ее внедрение.

Задачи проекта:

- привести в соответствие с требованиями ФГОС ДО нормативно-правовую базу ДОУ;

- создать условия для введения и реализации ФГОС ДО в ДОУ;

- повысить уровень подготовки педагогов по внедрению ФГОС ДО;

- сформировать положительную мотивацию у сотрудников к инновационным внедрениям в ДОУ;

- разработать систему педагогических мероприятий;

- пополнить программно-методическое обеспечение согласно ФГОС ДО;

- обеспечить ДОУ техническими средствами;

- оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности педагогов к переходу на ФГОС ДО;

- разработать ООП ДОУ.

Гипотеза:

Если на базе ДОУ организовать систематическую методическую работу по изучению ФГОС ДО и разработке ООП, то к запланированному сроку ФГОС ДО будет введен в ДОУ.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Материально-техническое обеспечение проекта:

- наличие компьютерной техники;

2. Кадровые ресурсы:

- администрация и педагоги ДОУ (имеющие мотивированность и теоретическую подготовку педагогов, на основе которой будет построена работа);

- привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров;

3. Информационные ресурсы:  

- библиотека методического кабинета, информационные стенды, стационарная и сотовая телефонная связь, интернет-ресурсы;

4. Нормативно-правовые ресурсы:

 - наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня;

Этапы реализации проекта:

I этап – организационно-подготовительный (апрель 2014 г. –сентябрь 2014 г.)

Содержание этапа:

- Осмысление цели и задач работы с педагогическим коллективом по формированию профессиональной готовности к реализации ФГОС ДО;

- Изучение нормативно-правовой базы;

- Анализ состояния готовности ДОУ к внедрению ФГОС ДО;

- Разработка плана мероприятий по введению ФГОС ДО;

- Создание рабочей группы по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

II этап – поисково- деятельностный (сентябрь 2014 г. – апрель 2015г.)

Содержание этапа:

- Разработка Основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;

- Организация повышения квалификации педагогов;

III этап – внедренческий (май 2015 г. – январь 2016 г.)

Содержание этапа:

- Мониторинг условий реализации ФГОС ДО;

- Реализация Основной общеобразовательной программы ДОУ;

- Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения ФГОС ДО;


                                                                                                  Поэтапный план реализации проекта:

Задачи

Сроки

Содержание и формы работы

Ожидаемый результат

Ответственный

(ФИО, должность)

I этап – организационно-подготовительный

1. Организовать изучение нормативно- правовой базы обновления содержания дошкольного образования:

Апрель 2014 г.

1. Изучить:

- Приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Знание содержания нормативных документов

Жданова А.М., Зарубина И.А. - старший воспитатель

2. Осмысление цели и задач работы с педагогическим коллективом по формированию профессиональной готовности к реализации ФГОС ДО

Апрель 2014 г.

Установочное совещание по внедрению ФГОС ДО

Информированность педагогов о процессе внедрения ФГОС ДО в ДОУ

Жданова А.М., Зарубина И.А. - старший воспитатель

3. Анализ состояния готовности ДОУ к внедрению ФГОС ДО;

Апрель - май2014

- Мониторинг по выявлению готовности педагогов к введению ФГОС ДО

- Тестирование педагогов с целью выявления знаний ФГОС (предполагается самостоятельное ознакомление педагогов с ФГОС; далее оценка ознакомления)        

Аналитическая справка

Жданова А.М.,

Зарубина И.А. - старший воспитатель

4. Проведение серии консультаций и семинаров по изучению ФГОС ДО

В течение 2014-2015 уч. года

Консультации, семинары, работа по самообразованию

Повышение профессионального и педагогического мастерства

Жданова А.М., Зарубина И.А. - старший воспитатель

5. Изучение материалов по вопросам реализации ФГОС ДО

В течение 2014-2015 уч. года

Поиск и подбор литературы по вопросам введения ФГОС ДО, информационных ресурсов в сети Интернет, изучение периодической печати.

Тематическая папка «ФГОС ДО»

Все педагоги ДОУ

6. Создание рабочей группы по введению ФГОС ДО

Апрель 2014 г.

Выбор членов рабочей группы по введению ФГОС ДО

Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ДО, Положение о рабочей группе по введению ФГОС ДО

Зарубина И.А. – и.о. заведующего ДОУ

7. Составление плана работы рабочей группы по введению ФГОС ДО

Апрель 2014 г.

Заседание рабочей группы по введению ФГОС ДО

План работы по по введению ФГОС ДО

Жданова А.М., Зарубина И.А. - старший воспитатель

8. Мониторинг оценки стартовых условий введения ФГОС ДО в ДОУ

Апрель 2014 г.

Мониторинг оценки стартовых условий введения ФГОС ДО в ДОУ

Аналитическая справка

Методический отдел РОО

II этап – поисково-деятельностный

1.Включение в годовой план работы ДОУ на 2014-2015 уч.г. постоянно действующий теоретический семинар по изучению ФГОС ДО

2014-2015 уч. год

Семинар – практикум  по изучению и внедрению ФГОС ДО (Приложение 1)

 Примерный план семинара –практикума для воспитателей ДОУ «Изучение и внедрение ФГОС ДО»

Жданова А.М., Зарубина И.А. - старший воспитатель

2. Размещение на сайте ДОУ информации для родителей о ФГОС ДО

2014-2015 уч. год

Информации для родителей о ФГОС ДО (нормативно-правовые документы, консультации)

Информированность родителей о процессе внедрения ФГОС ДО в ДОУ

Жданова А.М. - старший воспитатель

3. Разработка (внесение изменений в соответствии с ФГОС ДО) Основной образовательной программы ДОУ

октябрь 2014 г. – апрель 2015г

Педагогический совет «Разработка ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Заседание рабочей группы по введению ФГОС ДО

ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Протокол

Жданова А.М., старший воспитатель

4. Составление плана-графика повышения квалификации для руководящих и педагогических работников ДОУ

В течение 2014-2015 уч. года

План-график повышения квалификации для руководящих и педагогических работников ДОУ

Повышение профессионального и педагогического мастерства

Симон З.А. – заведующий ДОУ

5. Развитие рефлексивных способностей и потребностей в самопознании

Сентябрь 2014

1. Заседание рабочей группы «Модель образовательного процесса» - выстраивание модели образовательного процесса по каждой образовательной области

Циклограмма деятельности педагога

Жданова А.М., старший воспитатель;

Рабочая группа

6. Корректировка режима дня в соответствии с ФГОС ДО

Октябрь 2014

1.Заседание рабочей группы «Коррекция режима дня»

Режим дня в соответствии с ФГОС ДО во всех возрастных группах

Жданова А.М., старший воспитатель;

Рабочая группа

7. Определение форм образовательной работы с детьми по каждой образовательной области;

Анализ развивающей среды

Ноябрь 2014

Консультация

Перечень форм образовательной деятельности по образовательным областям;

Жданова А.М., старший воспитатель;

Рабочая группа

8. Написание пояснительной записки

Январь 2015

Написание пояснительной записки к ООП ДО

Пояснительная записка к ООП ДО

Жданова А.М., старший воспитатель;

Рабочая группа

9. Разработка основной и дополнительной части ООП ДО

Февраль – апрель 2015

Заседание рабочей группы «Разработка основной и дополнительной части ООП ДО»

Основная и дополнительная части ООП ДО

Жданова А.М., старший воспитатель;

Рабочая группа

10. Утверждение проекта ООП ДО

Август 2015г.

Педагогический совет «Утверждение проекта Основной общеобразовательной программы ДОУ»

Проект Основной общеобразовательной программы ДОУ

Симон З.А. – заведующий ДОУ

11. Корректировка перспективных планов образовательной работы в соответствии с Основной общеобразовательной программой ДОУ

Сентябрь - октябрь 2015

1. Заседание рабочей группы «Перспективное планирование в соответствии с ООП ДОУ»

Перспективные планы

Рабочая группа

12. Участие педагогов в муниципальных и районных семинарах, конференциях. Совещаниях по вопросам введения ФГОС ДО

В течение 2014-2015 уч. года

Участие педагогов в муниципальных и районных семинарах, конференциях. Совещаниях по вопросам введения ФГОС ДО

Повышение профессионального и педагогического мастерства

Жданова А.М., старший воспитатель;

13. Создание библиотеки методической литературы в соответствии с ФГОС ДО

В течение 2014-2015 уч. года

Подбор методической литературы

Библиотеки методической литературы в соответствии с ФГОС ДО

Педагоги ДОУ

III этап – внедренческий

1. Оценка эффективности реализации ООП ДОУ

Сентябрь 2015 – январь 2016

  1. Педагогический совет «Мониторинг по реализации ООП»;
  2. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС ДО в ДОУ

- Аналитическая справка

- Повышение профессионального и педагогического мастерства

Жданова А.М., старший воспитатель;

Рабочая группа

2.Размещение на сайте ДОУ информации о ФГОС ДО (ООП ДОУ)

Январь 2016

Информация на сайте ДОУ о ФГОС ДО (ООП ДОУ)

Информированность общественности о процессе внедрения ФГОС ДО в ДОУ

Жданова А.М.- старший воспитатель

3. Мониторинг оценки стартовых условий введения ФГОС ДО в ДОУ

2016 г.

Мониторинг оценки стартовых условий введения ФГОС ДО в ДОУ

Аналитическая справка

Методический отдел РОО

        


Критерии оценки эффективности реализации проекта:

№ п/п

Критерии

Показатели

1.

Знание нормативных документов по

реализации ФГОС ДО

- повышение качества профессиональной деятельности

2.

Знание программ и технологии разработки

программ

- разработка основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;

- логическая структурированность, идейная целостность образовательной программы;

- создание рабочих программ на основе ООП

3.

Готовность педагогов использовать

технологии, отвечающие ФГОС ДО

- обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, педагогических советах, самообразовательная деятельность;

4.

Профессиональная рефлексия

- организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС

5.

Решение проблемы выбора программно-методического обеспечения согласно требованиям ФГОС ДО;

- программно-методического обеспечения согласно требованиям ФГОС ДО;

6.

Информационное обеспечение

- обеспечение ДОУ современными техническими средствами

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий:

В ходе реализации проекта возможны:

1. Фрагментарность восприятия и реализации в собственной деятельности идей ФГОС ДО (коррекция возможна через методическое сопровождение);

2. Профессиональное отчуждение, которое может быть выражено в нежелании серьезно заниматься повышением профессиональной компетентности (коррекция возможна через психологическое и методическое сопровождение, а также административное воздействие);

Список используемой литературы:

1. Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – стандарт развития

 http://www.tc-sfera.ru/posts/asmolov-ag-federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-doshkolnogo-obrazovaniya

2.АтароваА.Н. и др. ФГОС дошкольного образования: смыслы и перспективы: путеводитель по стандарту в схемах и таблицах.- СПб.: СПб АППО, 2013. – 45с.

3. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе внедрения ФГОС – Справочник старшего воспитателя.-№4/2014

4.Белая К.Ю. Программы и планы в ДОУ.- ТС Сфера,  2014

5. Волосовец Т.В. ФГОС дошкольного образования: проблемы и пути их решения

http://www.tc-sfera.ru/posts/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-problemy-i-puti-ih-resheniya-volosovec-tatyana-vladimirovna

6. Выступления участников Всеросийской конференции в РАН

http://www.tc-sfera.ru/posts/pervyy-den-vserossiyskoy-konferencii-v-rao

7. Майер А.А. Контексты ФГТ и ФГОС

 http://www.tc-sfera.ru/posts/aa-mayer-konteksty-fgt-i-fgos-fragmenty-vystupleniya

8.Рубцов В.В. Подготовка педагогов для реализации ФГОС дошкольного образования

http://www.tc-sfera.ru/posts/podgotovka-pedagogov-dlya-realizacii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya

9.ФГОС дошкольного образования – нестандартный стандарт

www.tovievich.ru/news/14/06/2013/2333.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект методической работы

Проект адресован заместителям заведующего детского сада, методистам. Прилагаются конспекты семинара, практикума для работы с воспитателями....

проект "Методическое сопровождение внедрения ФГТ в ДОУ"

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, спосо...

Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.

Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....

проект "Методическое сопровождение внедрения ФГТ в ДОУ"

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, спосо...

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельно...

Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202»

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационный прое...

методический проект "Методическое сопровождение введение ФГОС ДО в практику дошкольного образовательного учреждения"

     Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в ду...