Главные вкладки

    Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.
    методическая разработка по теме

    Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_polikushinoy_t.m._mdouno3.docx35.92 КБ

    Предварительный просмотр:

           Муниципальное казённое образовательное учреждение

                                    методический центр

    в системе дополнительного педагогического образования

                          (повышение квалификации.)

                                     Проект

    Методическая разработка занятий по оптимизации психологического

    климата в коллективе.

                                                                              Выполнено:

                                                                           Поликушиной Татьяной Михайловной

                                                                           заместителем заведующей по ВМР

                                                                           город Егорьевск

                                                                           МДОУ детский сад №3 «Ручеёк»

                                        г.о Коломна

                                             2012

    Содержание:

    ВВЕДЕНИЕ …………………………стр. 2

    Актуальность выбранной темы  проекта……….стр 3-4

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ:

    Определение понятия психологического климата ……стр .4-5

    Цели, задачи, предполагаемые итоги проекта………….стр.5-6

    ПРОГРАММА:

    Модель комплексного руководства совершенствования коммуникативно-речевых умений педагогов………………………………стр. 6-8

    Практические  речевые упражнения…………………..стр. 9-13

    ВЫВОД………………………………….стр.14

    Список литературы…………………….стр.15

    Проблема формирования благоприятного психологического климата особенно

    актуальна в наше время.

    Психологический климат в ДОУ оказывает мощное влияние на успехи и

    неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на качество воспитательно-

    образовательного процесса, на формирование знаний и умений у детей дошкольного возраста.

    Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера

    доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

    Педагогический коллектив достаточно сложная социальная система, в которой

    сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами,

    темпераментами, характерами. В ходе воспитательно-образовательной работы

     неизбежно возникают сложные проблемы, а порой и конфликты, из которых

    нужно уметь достойно выходить.

    Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-

    личностными качествами воспитателя, среди которых организованность,

    повышение самооценки и профессиональной компетенции, развитие

    коммуникативных навыков.

    Напряжённые ситуации  педагогической деятельности вызывают у педагогов

    импульсивные действия по отношению :

    1. к детям: окрики, одёргивания;
    2. к родителям: конфликты, повышение тона;
    3. к коллегам: конфликты, ссоры, необоснованная неприязнь.
    4. к администрации: повышение тона, неадекватное реагирование на любое замечание.

     При определении психологического климата в коллективе необходимо

    учитывать ряд значимых обстоятельств:

    1.  Частота заболеваний педагогов и воспитанников.
    2. Число увольняющихся и количество желающих уволиться (если было бы куда)
    3. Конфликтность в коллективе (вертикальная – между администрацией
    4. и педагогами, горизонтальная – между педагогами, детьми, родителями).
    5. Ведущая тональность настроений.
    6. Сплочённость коллектива
    7. Отношение к критике
    8. Доброжелательность во взаимоотношениях
    9. Преобладающий стиль управления
    10. Наличие атмосферы и условий для творчества
    11. Толерантность (новый характер отношений, в основе которого лежит уважительное отношение к человеку вообще, к его взглядам, вере, языку,  особенностям, настроениям, переживаниям, болям, обидам…)
    12. Умение администрации выстраивать ситуацию выбора и успеха (управление успехом).
    13. Удовлетворённость от принадлежности к данному коллективу.
    14. Уважение и признание ценностей и традиций.
    15. Единство педагогического коллектива и администрации (единство администрации).
    16. Устойчивость и позитивность жизненных установок.

    В ходе работы над поставленной проблемой было выявлено, что необходима планомерная деятельность по развитию коммуникативных качеств педагогического коллектива.

     Специфика  педагогического  общения  состоит  в том,  что  оно «выступает,    

    во-пер вых,  как средство решения педагогических задач,  во-вторых, как способ

    организации воспитателя и детей,  в-третьих, как  соци ально-психологическое

    обеспечение вос питательного процесса»;  поэтому понятие «профессиональное

    общение педагога» представляем как «систему  сложных  ком муникативных

    взаимодействий, направ ленных на эффективное решение  педагоги ческой

    задачи,  реализуемой с помощью различных  коммуникативных  средств,

    действующих в рамках существующих норм  педагогической  этики».

    Участники проекта: педагогический коллектив ДОУ.

    Проблема : Оптимизация психологического климата в педагогическом коллективе .

    Задачи:

    1. Повысить уровень знаний педагогов по способам речевого общения  друг с другом.
    2. Развитие коммуникативных навыков, навыков выхода из конфликтных ситуаций.
    3. Гармонизация отношений между коллегами с целью создания оптимальных условий для развития дошкольников.

    Предполагаемые итоги реализации проекта:

    1. Улучшение психологического климата в коллективе.
    2. Овладение навыками  правильного  речевого общения педагогами ДОУ.
    3. Повышение уровня знаний детей в ДОУ.
    4. Рост творческого потенциала педагогов.

    Длительность проекта : 1 год

    Проблему обогащения речевого опы та воспитателей и активизации их коммуни кативно-речевых умений можно разрешить практически, организовав методическую ра боту в ДОУ. На основе изучения соответст вующей литературы и практики разра ботана примерная модель комплексного руко водства старшим воспитателем деятель ностью педагогов по совершенствованию их коммуникативно-речевых умений в профес сиональном общении. Все компоненты моде ли взаимосвязаны, качественно дополняют друг друга, обладают свойством взаимопро никновения.

    Модель комплексного руководства совершенствованием коммуникативно-речевых умений педагогов в условиях ДОУ

    Компонент модели

    Цели и задачи

    Методы и формы

    1. Обогащение опы та профессиональ ного педагогического  общения

    Цель. Формировать умение осознанно относить ся к особенностям коммуникативно-речевых си туаций, характерных для профессиональной дея тельности воспитателя


    Задачи. Расширять представления о психологи ческих основах и особенностях профессиональ но-педагогического общения; повышать педаго гическую компетентность в общении с коллегами и родителями

    Наблюдения за ситуа циями педагогического общения в коллективе и их анализ; организа ция наставничества опытных педагогов

    2.Обучение спосо бам и методам опти мизации педагоги ческого общения

    Цель. Овладеть знаниями о сути, нормах педаго гического общения, правилах поведения при об щении с коллегами и родителями, способами оп тимизации профессионального педагогического общения


    Задачи. Обучить основам техники речи в сфере профессионально-педагогического общения; по казать приемы позитивной трансформации созна ния для оптимизации педагогического общения

    Индивидуальные кон сультации; коллектив ные формы работы: тренинг, совет педаго гов, семинар-практи кум

    3. Создание условий для профессиональ ного саморазвития педагогов

    Цель. Повышать интерес и мотивацию к совер шенствованию коммуникативно-речевых умений Задачи. Формировать потребность в самообуче нии и самореализации в профессиональной сфе ре; повышать уровень профессионального само сознания

    Организация условий для самообразования, разработка методичес ких рекомендаций по работе с литературой и по самообразованию

    4. Активизация об щения с коллегами

    Цель. Развивать творческую и активную лич ность, умеющую применять речевые знания и умения в постоянно меняющихся коммуникатив ных ситуациях; способную находить собственные решения многообразных профессиональных задач Задачи. Создать условия для повышения комму никативно-речевой активности; развивать моти вацию для осознания необходимости самосовер шенствования.

    Создание творческого морально-психологи ческого климата в кол лективе; организация совместных культурно-развлекательных меро приятий

    Предлагаемая  мо дель способствует совершенствованию та ких коммуникативно-речевых умений  вос питателей, как умение: анализировать рече вую ситуацию и прогнозировать речевое по ведение участников общения; оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью; ориентироваться в способах диа логического общения с учетом норм речево го этикета; использовать средства невер бального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата;  корректировать собственное рече вое поведение в зависимости от ситуации общения; проводить са моанализ речевой деятельности.

    На начальном этапе работы с педагогами для выявления имею щихся трудностей в профессио нальном общении можно исполь зовать различные диагностичес кие методы: анкетирование, оп рос, тестирование, наблюдение, а для определения личностных особенностей и самоанализа ре чевого поведения - практические упражнения.

    «Достижение цели»

    Задание. Выбрать партнера и попро сить у него какой-либо предмет (очки, ручку и т.п.).

    Задача. Высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.

    Подведение итогов. Все подходят к ве дущему с предметами, которые они попро сили. Тот, у кого их больше, чем у других, представляет свои речевые формы обраще ния с просьбой, которые способствовали успеху в достижении цели.

    «Микроскоп»

    Задание. Посмотреть на себя «через окуляр микроскопа» и выявить «неприят ные мелочи» своей речи, затрудняющие общение, или слова-паразиты, от которых хочется избавиться. Написать их на одной половине листа, а на другой - способы борьбы с ними. (Пример: в микроскопе я вижу слова-паразиты: как бы, так, ну, да; способы борьбы: контролировать свою речь самому и просить кол лег хлопать в ладоши, когда они услышат эти слова, чтобы напом нить мне о них.)

    Задача. Проанализировать ре чевые особенности, затрудняю щие общение.

    Подведение итогов. Индивидуальный самоанализ речевых особенностей каждым участником.

                                                        «Имя как аббревиатура»   

    Задание. Записать на  листе бумаги тот вариант своего имени, который вы считаете наиболее приемлемым общения в данной группе.

    Задача. «Расшифровать свое имя, представив его аббревиатуру, называя свои характеристики. (Пример: имя ИРИНА (    И - интересная, р - решительная и - инициативная, н - независимая, а - активная.)

    Подведение итогов. Участники называют свое имя; также его «расшифровку».

     

                                            «Личный герб и девиз»

    Участникам раздаются бланки «Герб и  девиз»  и предлагается заполнить поля герба символами, наиболее точно выражающими сущность каждого поля : первое поле - «Я как педагог»; второе «Мои воспитанники»; третье - «Я глазами коллег»; четвертое - «Я глазами родителей». Поля также можно закрашивать «подходящими» цветами. На ленте предлагается написать фразу, которая могла  бы служить личным профессиональным девизом (пословицы, поговорки, известные выражения и пр.). Например, мой личный профессиональный девиз: «Пришла в детский сад - улыбнись на пороге! Все, что ты отдаешь, получаешь обратно в итоге!».

    Упражнения подобного типа позволяют педагогам задуматься над проблемами в общении и осознанно подойти к совершенствованию своих коммуникативно-речевых умений. Педагогам можно пред ложить практические задания, которые по могают им осознать свои личностные осо бенности, отношение к методической рабо те в ДОУ, выявить эмоциональную атмо сферу в коллективе и настрой педагогов на совместную деятельность в коллективных формах работы (консультация, совет педа гогов, семинар).

    I                         «Ваш настрой»

    Вначале педагогам предлагается на од ной строке листа бумаги выразить свое на строение и (или) ожидание от совместной работы. (Лист передается по кругу и посте пенно складывается в гармошку, чтобы следующий участник не видел написанно го предыдущим.) На другом листе нужно поделиться впечатлением от совместной работы. Старший воспитатель зачитывает написанное на двух листах и проводит ана лиз ожиданий воспитателей. Затем все об суждают причины их реализованности (нереализованности.)

    «Ваши впечатления»

    Педагогам предлагается ответить на сле дующие вопросы: «Что Вам сегодня понра вилось (стиль, форма, способы обще ния)?», «Какие задания Вы выполняли с удовольствием?», «Как Вы можете исполь зовать полученную информацию при об щении с коллегами и родителями?».

    Анализ выполненных педагогами зада ний и упражнений позволяет старшему воспитателю составить перспективные планы по каждому разделу, в которых все мероприятия в течение учебного года рас пределяются равномерно .

    Далее приводятся примеры заданий по формированию умений находить оптималь ные варианты делового общения в зависи мости от ситуации и состава участников.

    «Знакомство»

    Ситуация. Молодая мама в нерешитель ности стоит у кабинета заведующей детским садом, рядом - малыш с любимой игрушкой.

    Задача. Познакомиться с молодой ма мой, выступив инициатором общения в одной из ролей - «руководитель», «воспи татель». Составить и записать речевые формулы обращения к молодой маме в данной ситуации.

    Возможные варианты ответов

    Руководитель. Здравствуйте! Вы ко мне? Проходите, пожалуйста, меня зовут... (Обращаясь к ребенку.) Как тебя зовут? Ка кая красивая у тебя игрушка!

    Воспитатель (обращаясь к ребенку). Ка кая замечательная у тебя игрушка! Тебе она очень нравится, да? (Обращаясь к ма ме.) Добрый день! Я воспитатель из груп пы... Мы очень рады видеть Вас в нашем детском саду! Могу я Вам помочь?

    На этапе реализации модели использу ются как индивидуальные, так и коллек тивные формы работы с педагогами: кон сультация, тренинг, совет педагогов, семи нар-практикум.

    «Приветствие»

    Ситуация. Вы входите в помещение, где Ваши коллеги готовятся к собранию (оно еще не началось).

    Задача. Надо ли обратить внимание на себя всех присутствующих, если Вы «роди тель», «воспитатель», «руководитель»? Ка ким образом Вы поприветствуете присут ствующих в роли «руководителя», «воспи тателя»? Составьте и запиши те речевые формулы обращения к ним.

    Возможные варианты ответов:Руководитель. Здравствуйте! Очень ра да Вас видеть!

    Воспитатель. Добрый день! Разрешите к Вам присоединиться.

                                                     «Извинение»

    Ситуация. Вы совершили проступок (например, опоздали, не выполнили обе щание и т.п.).

    Задача. Вам необходимо избежать кон фликта, убедить собеседника в непредна меренности Вашего проступка. Составьте и запишите речевые формулы Ваших изви нений при обращении к официальному ли цу, коллеге, родителю.

    Возможные варианты ответов:  Руководитель. Прошу извинить меня за то, что заставила Вас ждать. Надеюсь, это обстоятельство не повлияет на ход нашей беседы!

    Воспитатель. Понимаю, что поступила некрасиво, поэтому прошу прощения. Да вайте подумаем вместе, как исправить по ложение.

     «Просьба»

    Ситуация. Воспитателю именно в этот момент нужна помощь руководителя, кол леги, родителя.

    Задача. Вам требуется найти такие формы вежливого обращения, чтобы Вам не смогли отказать («руководитель», «коллега», «роди тель»); найти весомые аргументы и вежли вую речевую форму отказа воспитателю, если Вы «руководитель», «коллега», «родитель», к которому он обратился с просьбой.

    Возможные варианты просьбы к  руководителю. Обращаюсь к Вам за советом... Знаю, что только Вы сможете мне помочь в данный момент!

    К воспитателю. У Вас такая светлая го лова!.. Помогите мне решить небольшую проблему, пожалуйста! Вы такая способная и добрая!

    К родителю. Вы мастер на все руки, и Вам не составит труда сделать для группы...

    Возможные варианты отказа: Руководитель: Понимаю всю сложность Вашего вопроса, но мне бы хотелось, чтобы Вы, как опытный педагог, попытались ре шить эту проблему сами! Воспитатель: С удовольствием помогла бы Вам, но у меня не будет ни минуты сво бодного времени в течение всего дня. Я уве рена, что у Вас все получится великолепно и без моего участия!

    Таким образом уверенность и спокойствие педагога в ситуациях общения с окружающими - важ ное условие их плодотворного сотрудни чества и успешного взаимодействия. Педа гог должен показать  свою компетентность в общении с коллегами , показать, что он видит в них парт неров и единомышленников, а это возмож но, если педагог:

    •    постоянно стремится к познанию че го-то нового;

    •    читает произведения классической литературы, причем с удовольствием;

    •    посещает курсы по интересам (хоро вое пение, вышивание, шитье, живопись,

    - ходит в театры и на концерты

    - проявляет искренней интерес и внимание к людям

    - использует любую возможность сказать человеку что-нибудь приятное.

    «Единственно настоящая роскошь- это роскошь человеческого общения» -

    восторженно писал Антуан де Сент-Экзюпери.

    Для современных педагогов и руководителей ДОУ общение не только роскошь, но  и профессиональная необходимость. Именно от эффективности педагогического общения зависит успех воспитательно-образовательной работы с детьми.

    Благоприятный климат в педагогическом коллективе развивает творчество,  чувство гордости за полноценную работу, обеспечивает взаимопомощь в методической работе.

    Список литературы:

    1.Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ» ООО «ТЦ Сфера» 2007г

    2.Бережная М.С.журнал « Управление ДОУ» № 1 2011 г.стр.26

    3.Лосев П.Н. «Управление методической работой в современном ДОУ»  ООО ТЦ Сфера» 2005г

    4. Романова И.В. журнал «Дошкольное» воспитание» №2 2009г. стр.84

    5.Шебеко В. журнал  «Дошкольное» воспитание» №2 2010г. стр.84


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    семинар для педагогов "Психологический климат в коллективе"

    ·         Повышение психологической компетентности педагогов·         Содействие сплочению коллектива....

    Проект методической разработки занятия по речевому развитию

    Формирование речевого развития детей: автоматизация звука [Р] в словах и предложениях....

    «Оптимизация психологического климата в ДОУ»

    Сценарий психологической гостиной для педагогов...

    Инновационный проект Методическая разработка занятия с дошкольниками по технологии В.В.Воскобовича «Фиолетовый лес» Тема: "Путешествие по Фиолетовому лесу" 2 младшая группа

    Инновационный проект Методическая разработка занятия с дошкольниками по технологии В.В.Воскобовича "Фиолетовый лес"...

    Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"

    В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...