Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.
проект по психологии

Зайцева Наталья Анатольевна

Психолгический климат в ДОУ оказывает мощное влияние на успехи и неудачи каждого педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 37 «МАЛЬВИНКА»

Проект

Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.

                                                                          Выполнено:

                                                                   Зайцевой Натальей Анатольевной

                                                                    социальным педагогом

                                                                    город Смоленск

                                                                    МБДОУ «Детский сад№37«Мальвинка»

                               

                                         2020

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ …………………………стр. 2

Актуальность выбранной темы  проекта……….стр 3-4

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ:

Определение понятия психологического климата ……стр .4-5

Цели, задачи, предполагаемые итоги проекта………….стр.5-6

ПРОГРАММА:

Модель комплексного руководства совершенствования коммуникативно-речевых умений педагогов………………………………стр. 6-8

Практические  речевые упражнения…………………..стр. 9-13

ВЫВОД………………………………….стр.14

Список литературы…………………….стр.15

Проблема формирования благоприятного психологического климата особенно

актуальна в наше время.

Психологический климат в ДОУ оказывает мощное влияние на успехи и

неуспехи каждого педагога и безусловно влияет на качество воспитательно-

образовательного процесса, на формирование знаний и умений у детей дошкольного возраста.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера

доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Педагогический коллектив достаточно сложная социальная система, в которой

сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами,

темпераментами, характерами. В ходе воспитательно-образовательной работы

 неизбежно возникают сложные проблемы, а порой и конфликты, из которых

нужно уметь достойно выходить.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-

личностными качествами воспитателя, среди которых организованность,

повышение самооценки и профессиональной компетенции, развитие

коммуникативных навыков.

Напряжённые ситуации  педагогической деятельности вызывают у педагогов

импульсивные действия по отношению :

  • к детям: окрики, одёргивания;
  • к родителям: конфликты, повышение тона;
  • к коллегам: конфликты, ссоры, необоснованная неприязнь.
  • к администрации: повышение тона, неадекватное реагирование на любое замечание.

 При определении психологического климата в коллективе необходимо

учитывать ряд значимых обстоятельств:

  1.  Частота заболеваний педагогов и воспитанников.
  2. Число увольняющихся и количество желающих уволиться (если было бы куда)
  3. Конфликтность в коллективе (вертикальная – между администрацией

и педагогами, горизонтальная – между педагогами, детьми, родителями).

  1. Ведущая тональность настроений.
  2. Сплочённость коллектива
  3. Отношение к критике
  4. Доброжелательность во взаимоотношениях
  5. Преобладающий стиль управления
  6. Наличие атмосферы и условий для творчества
  7. Толерантность (новый характер отношений, в основе которого лежит уважительное отношение к человеку вообще, к его взглядам, вере, языку,  особенностям, настроениям, переживаниям, болям, обидам…)
  8. Умение администрации выстраивать ситуацию выбора и успеха (управление успехом).
  9. Удовлетворённость от принадлежности к данному коллективу.
  10. Уважение и признание ценностей и традиций.
  11. Единство педагогического коллектива и администрации (единство администрации).
  12. Устойчивость и позитивность жизненных установок.

В ходе работы над поставленной проблемой было выявлено, что необходима планомерная деятельность по развитию коммуникативных качеств педагогического коллектива.

 Специфика  педагогического  общения  состоит  в том,  что  оно «выступает,    

во-первых,  как средство решения педагогических задач,  во-вторых, как способ

организации воспитателя и детей,  в-третьих, как  социально-психологическое

обеспечение воспитательного процесса»;  поэтому понятие «профессиональное

общение педагога» представляем как «систему  сложных  коммуникативных

взаимодействий, направленных на эффективное решение  педагогической

задачи,  реализуемой с помощью различных  коммуникативных  средств,

действующих в рамках существующих норм  педагогической  этики».

Участники проекта: педагогический коллектив ДОУ.

Проблема: Оптимизация психологического климата в педагогическом коллективе.

Задачи:

  1. Повысить уровень знаний педагогов по способам речевого общения  друг с другом.
  2. Развитие коммуникативных навыков, навыков выхода из конфликтных ситуаций.
  3. Гармонизация отношений между коллегами с целью создания оптимальных условий для развития дошкольников.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Улучшение психологического климата в коллективе.
  2. Овладение навыками  правильного  речевого общения педагогами ДОУ.
  3. Повышение уровня знаний детей в ДОУ.
  4. Рост творческого потенциала педагогов.

Длительность проекта: 1 год

Проблему обогащения речевого опыта воспитателей и активизации их коммуникативно-речевых умений можно разрешить практически, организовав методическую работу в ДОУ. На основе изучения соответствующей литературы и практики разработана примерная модель комплексного руководства старшим воспитателем деятельностью педагогов по совершенствованию их коммуникативно-речевых умений в профессиональном общении. Все компоненты модели взаимосвязаны, качественно дополняют друг друга, обладают свойством взаимопроникновения.

Модель комплексного руководства совершенствованием коммуникативно-речевых умений педагогов в условиях ДОУ

Компонент модели

Цели и задачи

Методы и формы

1. Обогащение опыта профессионального педагогического  общения

Цель. Формировать умение осознанно относиться к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности воспитателя

Задачи. Расширять представления о психологических основах и особенностях профессионально-педагогического общения; повышать педагогическую компетентность в общении с коллегами и родителями

Наблюдения за ситуациями педагогического общения в коллективе и их анализ; организация наставничества опытных педагогов

2.Обучение способам и методам оптимизации педагогического общения

Цель. Овладеть знаниями о сути, нормах педагогического общения, правилах поведения при общении с коллегами и родителями, способами оптимизации профессионального педагогического общения

Задачи. Обучить основам техники речи в сфере профессионально-педагогического общения; показать приемы позитивной трансформации сознания для оптимизации педагогического общения

Индивидуальные консультации; коллективные формы работы: тренинг, совет педагогов, семинар-практикум

3. Создание условий для профессионального саморазвития педагогов

Цель. Повышать интерес и мотивацию к совершенствованию коммуникативно-речевых умений Задачи. Формировать потребность в самообучении и самореализации в профессиональной сфере; повышать уровень профессионального самосознания

Организация условий для самообразования, разработка методических рекомендаций по работе с литературой и по самообразованию

4. Активизация общения с коллегами

Цель. Развивать творческую и активную личность, умеющую применять речевые знания и умения в постоянно меняющихся коммуникативных ситуациях; способную находить собственные решения многообразных профессиональных задач Задачи. Создать условия для повышения коммуникативно-речевой активности; развивать мотивацию для осознания необходимости самосовершенствования.

Создание творческого морально-психологического климата в коллективе; организация совместных культурно-развлекательных мероприятий

Предлагаемая  модель способствует совершенствованию таких коммуникативно-речевых умений  воспитателей, как умение: анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения; оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью; ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета; использовать средства невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата;  корректировать собственное речевое поведение в зависимости от ситуации общения; проводить самоанализ речевой деятельности.

На начальном этапе работы с педагогами для выявления имеющихся трудностей в профессиональном общении можно использовать различные диагностические методы: анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение, а для определения личностных особенностей и самоанализа речевого поведения - практические упражнения.

«Достижение цели»

Задание. Выбрать партнера и попросить у него какой-либо предмет (очки, ручку и т.п.).

Задача. Высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.

Подведение итогов. Все подходят к ведущему с предметами, которые они попросили. Тот, у кого их больше, чем у других, представляет свои речевые формы обращения с просьбой, которые способствовали успеху в достижении цели.

«Микроскоп»

Задание. Посмотреть на себя «через окуляр микроскопа» и выявить «неприятные мелочи» своей речи, затрудняющие общение, или слова-паразиты, от которых хочется избавиться. Написать их на одной половине листа, а на другой - способы борьбы с ними. (Пример: в микроскопе я вижу слова-паразиты: как бы, так, ну, да; способы борьбы: контролировать свою речь самому и просить коллег хлопать в ладоши, когда они услышат эти слова, чтобы напомнить мне о них.)

Задача. Проанализировать речевые особенности, затрудняющие общение.

Подведение итогов. Индивидуальный самоанализ речевых особенностей каждым участником.

                                                    «Имя как аббревиатура»   

Задание. Записать на  листе бумаги тот вариант своего имени, который вы считаете наиболее приемлемым общения в данной группе.

Задача. «Расшифровать свое имя, представив его аббревиатуру, называя свои характеристики. (Пример: имя ИРИНА (    И - интересная, р - решительная и - инициативная, н - независимая, а - активная.)

Подведение итогов. Участники называют свое имя; также его «расшифровку».

                                        «Личный герб и девиз»

Участникам раздаются бланки «Герб и  девиз»  и предлагается заполнить поля герба символами, наиболее точно выражающими сущность каждого поля : первое поле - «Я как педагог»; второе «Мои воспитанники»; третье - «Я глазами коллег»; четвертое - «Я глазами родителей». Поля также можно закрашивать «подходящими» цветами. На ленте предлагается написать фразу, которая могла  бы служить личным профессиональным девизом (пословицы, поговорки, известные выражения и пр.). Например, мой личный профессиональный девиз: «Пришла в детский сад - улыбнись на пороге! Все, что ты отдаешь, получаешь обратно в итоге!».

Упражнения подобного типа позволяют педагогам задуматься над проблемами в общении и осознанно подойти к совершенствованию своих коммуникативно-речевых умений. Педагогам можно предложить практические задания, которые помогают им осознать свои личностные особенности, отношение к методической работе в ДОУ, выявить эмоциональную атмосферу в коллективе и настрой педагогов на совместную деятельность в коллективных формах работы (консультация, совет педагогов, семинар).

«Ваш настрой»

Вначале педагогам предлагается на одной строке листа бумаги выразить свое настроение и (или) ожидание от совместной работы. (Лист передается по кругу и постепенно складывается в гармошку, чтобы следующий участник не видел написанного предыдущим.) На другом листе нужно поделиться впечатлением от совместной работы. Старший воспитатель зачитывает написанное на двух листах и проводит анализ ожиданий воспитателей. Затем все обсуждают причины их реализованности (нереализованности.)

«Ваши впечатления»

Педагогам предлагается ответить на следующие вопросы: «Что Вам сегодня понравилось (стиль, форма, способы общения)?», «Какие задания Вы выполняли с удовольствием?», «Как Вы можете использовать полученную информацию при общении с коллегами и родителями?».

Анализ выполненных педагогами заданий и упражнений позволяет старшему воспитателю составить перспективные планы по каждому разделу, в которых все мероприятия в течение учебного года распределяются равномерно .

Далее приводятся примеры заданий по формированию умений находить оптимальные варианты делового общения в зависимости от ситуации и состава участников.

«Знакомство»

Ситуация. Молодая мама в нерешительности стоит у кабинета заведующей детским садом, рядом - малыш с любимой игрушкой.

Задача. Познакомиться с молодой мамой, выступив инициатором общения в одной из ролей - «руководитель», «воспитатель». Составить и записать речевые формулы обращения к молодой маме в данной ситуации.

Возможные варианты ответов

Руководитель. Здравствуйте! Вы ко мне? Проходите, пожалуйста, меня зовут... (Обращаясь к ребенку.) Как тебя зовут? Какая красивая у тебя игрушка!

Воспитатель (обращаясь к ребенку). Какая замечательная у тебя игрушка! Тебе она очень нравится, да? (Обращаясь к маме.) Добрый день! Я воспитатель из группы... Мы очень рады видеть Вас в нашем детском саду! Могу я Вам помочь?

На этапе реализации модели используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы с педагогами: консультация, тренинг, совет педагогов, семинар-практикум.

«Приветствие»

Ситуация. Вы входите в помещение, где Ваши коллеги готовятся к собранию (оно еще не началось).

Задача. Надо ли обратить внимание на себя всех присутствующих, если Вы «родитель», «воспитатель», «руководитель»? Каким образом Вы поприветствуете присутствующих в роли «руководителя», «воспитателя»? Составьте и запишите речевые формулы обращения к ним.

Возможные варианты ответов: Руководитель. Здравствуйте! Очень рада Вас видеть!

Воспитатель. Добрый день! Разрешите к Вам присоединиться.

                                                 «Извинение»

Ситуация. Вы совершили проступок (например, опоздали, не выполнили обещание и т.п.).

Задача. Вам необходимо избежать конфликта, убедить собеседника в непреднамеренности Вашего проступка. Составьте и запишите речевые формулы Ваших извинений при обращении к официальному лицу, коллеге, родителю.

Возможные варианты ответов:  Руководитель. Прошу извинить меня за то, что заставила Вас ждать. Надеюсь, это обстоятельство не повлияет на ход нашей беседы!

Воспитатель. Понимаю, что поступила некрасиво, поэтому прошу прощения. Давайте подумаем вместе, как исправить положение.

 «Просьба»

Ситуация. Воспитателю именно в этот момент нужна помощь руководителя, коллеги, родителя.

Задача. Вам требуется найти такие формы вежливого обращения, чтобы Вам не смогли отказать («руководитель», «коллега», «родитель»); найти весомые аргументы и вежливую речевую форму отказа воспитателю, если Вы «руководитель», «коллега», «родитель», к которому он обратился с просьбой.

Возможные варианты просьбы к  руководителю. Обращаюсь к Вам за советом... Знаю, что только Вы сможете мне помочь в данный момент!

К воспитателю. У Вас такая светлая голова!.. Помогите мне решить небольшую проблему, пожалуйста! Вы такая способная и добрая!

К родителю. Вы мастер на все руки, и Вам не составит труда сделать для группы...

Возможные варианты отказа: Руководитель: Понимаю всю сложность Вашего вопроса, но мне бы хотелось, чтобы Вы, как опытный педагог, попытались решить эту проблему сами! Воспитатель: С удовольствием помогла бы Вам, но у меня не будет ни минуты свободного времени в течение всего дня. Я уверена, что у Вас все получится великолепно и без моего участия!

Таким образом уверенность и спокойствие педагога в ситуациях общения с окружающими - важное условие их плодотворного сотрудничества и успешного взаимодействия. Педагог должен показать  свою компетентность в общении с коллегами , показать, что он видит в них партнеров и единомышленников, а это возможно, если педагог:

•    постоянно стремится к познанию чего-то нового;

•    читает произведения классической литературы, причем с удовольствием;

•    посещает курсы по интересам (хоровое пение, вышивание, шитье, живопись,

- ходит в театры и на концерты

- проявляет искренней интерес и внимание к людям

- использует любую возможность сказать человеку что-нибудь приятное.

«Единственно настоящая роскошь- это роскошь человеческого общения» -

восторженно писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Для современных педагогов и руководителей ДОУ общение не только роскошь, но  и профессиональная необходимость. Именно от эффективности педагогического общения зависит успех воспитательно-образовательной работы с детьми.

Благоприятный климат в педагогическом коллективе развивает творчество,  чувство гордости за полноценную работу, обеспечивает взаимопомощь в методической работе.

Список литературы:

1.Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ» ООО «ТЦ Сфера» 2007г

2.Бережная М.С.журнал « Управление ДОУ» № 1 2011 г.стр.26

3.Лосев П.Н. «Управление методической работой в современном ДОУ»  ООО ТЦ Сфера» 2005г

4. Романова И.В. журнал «Дошкольное» воспитание» №2 2009г. стр.84

5.Шебеко В. журнал  «Дошкольное» воспитание» №2 2010г. стр.84


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.

Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....

семинар для педагогов "Психологический климат в коллективе"

·         Повышение психологической компетентности педагогов·         Содействие сплочению коллектива....

«Влияние психологического климата в коллективе на повышение профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации».

Данный материал помогаем выяснить,  при каких условиях развития и какие факторы психологического климата в коллективе влияют на повышение  профессионального мастерства педагогов. А та...

«Оптимизация психологического климата в ДОУ»

Сценарий психологической гостиной для педагогов...

Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"

В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...