Беседа заведующего с коллективом о психологическом климате Психологический климат в коллективе.
материал
Беседа заведующего с коллективом о психологическом климате
Психологический климат в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_zaveduyushchego_s_kollektivom.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа заведующего с коллективом о психологическом климате
Психологический климат в коллективе.
Беседа заведующего с коллективом на общем собрании.
Важен ли психологический климат в коллективе? Конечно, важен.
Несмотря на непростое время, мировой финансовый кризис и другие трудности жизни, признаемся, что нам с вами все-таки очень повезло. Мы работаем в детском саду. Недаром кто-то из мудрых назвал детей цветами жизни. И мы каждый день имеем счастье, находиться среди цветов. Мы знаем, что там, где много детей, лучше растут растения, чаще улыбаются люди, и дольше сохраняют молодость и задор. Дети заставляют их быть творческими, веселыми и неунывающими. Почему же так важен психологический климат в рабочем коллективе детского сада?
Потому что, повышенная моральная ответственность за жизнь и здоровье детей, психоэмоциональное напряжение, в котором постоянно находятся педагоги, способствуют профессиональному выгоранию, проблемам со здоровьем, проявлению стрессов.
Состояние психологического климата в педагогическом коллективе чрезвычайно важно, поскольку оно полностью отражается на взаимоотношениях педагогов, других сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей, положении дел в группе и в детском саду, итогах воспитательной работы.
Что является показателем психологического климата в коллективе?
Показателями психологического климата в коллективе выступают:
характер отношений между руководителем и подчиненными; удовлетворенность членов коллектива различными сторонами трудовой деятельности; отношение к работе; преобладающее настроение в коллективе; уровень конфликтности.
В чем проявляется благоприятный психологический климат в коллективе?
Благоприятный психологический климат проявляется в дружелюбном, внимательном отношении между всеми участками педагогического процесса, в симпатии и взаимном уважении друг к другу, которое сочетается с высокой ответственностью и принципиальностью.
Результаты исследований психологов показывают, что благоприятная обстановка в коллективе способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, снижает текучесть кадров. Помогает более полному развитию талантов и способностей людей.
В чем проявляется неблагоприятный психологический климат в коллективе?
Нездоровый психологический климат, который проявляется в напряженной обстановке в коллективе, несдержанности, грубости, неуважительном отношении коллег друг к другу, существенно влияет на количество и интенсивность конфликтов в организации, оказывающих резко негативное воздействие на здоровье и результаты обучения и воспитания дошкольников.
Конфликт в переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликтные ситуации порождают эмоциональный стресс – внутренний конфликт между одинаково сильными, но не совместимыми друг с другом потребностями: эгоистическими и социальными. Для человека характерно состояние напряжения, вызванного гневом, обидой, тревогой, страхом, подавленностью. При долговременном конфликте отрицательные эмоции накапливаются, возникает негативное отношение к любым поручениям, растет неудовлетворенность профессиональной деятельностью, работа выполняется механически, что препятствует профессиональному развитию личности.
Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят: ухудшение состояния здоровья, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты.
Может ли конфликт выполнять позитивные функции?
Конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает “хроническую болезнь”, противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.
Факторы, которые способствуют возникновению конфликтов в коллективе, их 3 группы:
трудовой процесс – например, жалобы родителей, нехватка рабочего времени для проведения важных мероприятий, недостаточным количеством учебно-методического материала и т.п. психологические особенности человеческих взаимоотношений: симпатии, антипатии коллег, культурными различиями, действиями руководителя и т.д. личностные особенности членов коллектива.
Характерные особенности конфликтных людей:
неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как заниженной, так и завышенной. В обоих случаях неадекватное представление человека о самом себе может входить в противоречие с мнением о нем окружающих людей, что провоцирует возникновение конфликта; стремление к доминированию над людьми; консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции (входят в противоречие со взглядами других людей, стремящихся к новому, необычному); считаете ли вы положительными качествами принципиальность и прямолинейность? Излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях способствует проявлениям конфликтов. неумение контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивность, некоммуникабельность, бестактность, раздражительность тревожность, упрямство.
К категории “трудных” служащих можно отнести ленивых, злых, беспомощных, сверхэмоциональных (слишком купающихся в своих чувствах), занимающих оборонительную позицию (выдвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены),ожесточенные (“носятся” со старыми обидами), уклоняющиеся, бесчувственные, неумные, самоуверенные (часто считающие себя непогрешимыми), запуганные.
Определить, конфликтная ли вы личность поможет тест, результат будет известен только вам.
Тест «Конфликтная ли вы личность»
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
А- не принимаю участия;
Б- кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
В- активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
А- нет;
Б- только если имею для этого веские основания;
В- критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
А- только если люди не обидчивые;
Б- лишь по принципиальным вопросам;
В- споры — моя стихия.
4. Как вы реагируете, если кто-то залез в обход очереди?
А- возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
Б- делаю замечание;
В- прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
А- не буду поднимать бучу из-за пустяков;
Б- молча возьму солонку;
В- не удержусь от едких замечаний и, быть может демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, транспорте вам наступили на ногу...
А- с возмущением посмотрю на обидчика;
Б- сухо сделаю замечание;
В- выскажусь не стесняясь в выражениях!
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась...
А- промолчу;
Б- ограничусь коротким тактичным комментарием;
В- буду возмущаться.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
А- постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
Б- не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
В- проигрыш надолго испортит настроение.
Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое А- 4 очка, Б- 2 очка, В- 0 очков.
Мы убедились, что конфликтных людей в нашем коллективе нет. Но конфликтов все же не избежать, особенно в женском обществе.
Стили поведения при конфликте (способы выхода из него):
-уклонение;
-приспособление;
-давление (конкуренция);
-сотрудничество;
-компромисс.
Какие по вашему стили поведения в конфликте наиболее эффективны?
Существует мнение, что наиболее эффективным являются такие способы, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, так как имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Какой стиль мы изберем, если исход дела чрезвычайно важен для противоположной стороны, а мы можем пожертвовать своими интересами в его пользу?
Какой стиль мы изберем, если ситуация вынуждает нас, отстаивая свою точку зрения, принимать в расчет желания и требования другой стороны?
Урегулирование конфликта, несомненно, большое искусство. Выход из конфликтной ситуации потребует от человека меньше эмоциональных и физических затрат, если обе стороны будут придерживаться определенных правил общения:
- избегать нравоучений;
- не сопровождать комплимент оговорками;
- демонстрировать партнерские отношения (не искать «соринку в чужом глазу», не испытывать иллюзию собственной и единоличной правоты);
- говорить по существу конфликта и не обсуждать личность противоположной стороны.
Одним из эффективных средств разрядки напряженной конфликтной атмосферы может быть юмор. Он представляет собой прекрасный способ управления стрессами, повышает производительность труда, и творческий интерес к нему, позволяет лучше осваивать новое, легче воспринимать критику. Естественная реакция на шутку снижает напряжение даже больше, чем сон.
Наши взаимоотношения с другими – это зеркало нас самих. Мы должны помнить, что любые отношения с людьми, важны для нас, поскольку в них отражается то, что мы думаем о себе. Часто случается так, что качества, которые мы не приемлем в других, это наши собственные качества.
Может ли каждый из нас повлиять на уровень конфликтности в коллективе и сохранение благоприятного психологического климата?
Надо уметь привлекать к себе взгляды и сердца людей, но не менее важно уметь спокойно переносить равнодушное или отрицательное отношение к себе. Оценки окружающих, в том числе и негативные, учитывать нужно, но нельзя становиться их рабом. Один из показателей взрослости – спокойное, безразличное отношение к тому, как на вас посмотрят, что о вас подумают, или скажут. К оценкам окружающих надо относиться, как к погоде: конечно приятно, когда светит солнышко, но если пойдет дождь, надо просто поднять воротник и раскрыть зонтик: дело дождя – литься, наше дело – идти туда, куда нам надо.
Научившись понимать, что роль, которую играет человек в определенной ситуации, и его внутренняя сущность не обязательно совпадают, мы сможем культивировать в себе терпимость к людям.
Наше внимание устроено таким образом, что мы постоянно оцениваем и истолковываем те сигналы, которые посылают нам окружающие люди. И мы обычно невольно реагируем на них аналогичным образом. Например, на работе кто-то критикует выдвинутое вами предложение. Вы тут же обижаетесь и резко меняете свое отношение к человеку в целом. Так возникают межличностные конфликты. Если мы научимся быть терпимыми к критике, находить положительные моменты в окружающих нас людях и в том, что они говорят, мы сможем разряжать потенциальные конфликты, создавать вокруг себя атмосферу добра и благожелательности.
Существует только один способ изменить что-то в других – сначала изменить самого себя. Измените, свои мысли и привычки - и другие изменятся тоже.
Когда Конфуция спросили, есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, он ответил: «Это слово – снисходительность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для работы с коллективом: «Здоровье — дороже золота».
Здоровье педагогов – проблема деликатная. Профессиональноездоровье педагогов – основа эффективности их работы. Педагоги в дошкольном образовательном учреждении являются ...
Психологический тренинг для сплочения педагогического коллектива
Тренинг направлен на достижение хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе...
Предупреждение стрессов с целью сохранения психологического здоровья и комфорта педагогического коллектива
Презинтация. Как предостерегаться стрессов....
Психологический тренинг для педагогов "Сплочение коллектива"
Психологический тренинг для педагогов на тему: «Сплочение коллектива»Цель: сплочение педагогического коллектива.Задачи тренинга: - усовершенствование коммуникативных навыков педагогов;- фо...
Конспект физкультурно-психологического досуга на сплочение детского коллектива для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Путешествие в сказочную страну»
Конспект совместного досуга с детьми и родителями старшего дошкольного возраста представляет путешествие в удивительную страну интересных заданий и увлекательных игр....
Психологическая игра на сплочение детского коллектива
Психологическая игра на сплочение "Найди свой дом"...
"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"
В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственн...