"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"
статья

Виктория Игоревна Искиндирова

         В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственное значение. Анализ состояния безопасности образовательных учреждений в России показывает недостаточный уровень ее обеспечения. В результате- возникновение ряда угроз, негативно влияющих на функционирование образовательных учреждений: снижение качества знаний, уровня дисциплины, здоровья обучающихся, возникновение девиаций.

         Психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней (высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии).

          Модель психологически безопасной образовательной среды включает: 1.Защищенность от психологического насилия;

2. Референтную (связующую) значимость окружения;

3. Удовлетворенность в личностно-доверительном общении. (И.А. Баева).

Как показатели психологической безопасности образовательной среды выделяют:

- низкий уровень психологического насилия;

- преобладание диалогической направленности субъектов общения;

- позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;

- преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;

- высокий уровень удовлетворенности образовательной средой. (Секач М.Ф. и Семанюк Э.Э.)

Основные угрозы психологической безопасности образовательной среды

1.Психологическое насилие в процессе взаимодействия - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания. Следствие – получение ребенком психологической травмы.

Формы психологического насилия:

- Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность);

- Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, игнорирование основных нужд и потребностей ребёнка);

- Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания).

2.Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения. Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью.

3. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении. Следствие – неэффективность психологического сопровождения участников образовательного процесса.

         В теории педагогики и практике педагогической деятельности в последнее десятилетие активно используется понятие «психолого-педагогическое сопровождение».

         Психолого-педагогическое сопровождение -это специально организованная система, процесс взаимодействия двух субъектов образовательного процесса

(педагога и психолога), основанный на совместной работе, направленный, прежде всего, на обеспечение условий образовательной среды, обеспечивающей становление и развитие личности ребенка.

                   Целью психологического сопровождения становится формирование единого методического пространства, способствующего росту профессионального мастерства через развитие и повышение:

1 – психологической готовности;

2 – психологической грамотности, выражающейся во владении и психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками;

3 – вооруженности педагогов и сотрудников психологической службы психологическими методами диагностики и коррекции уровней обученности, воспитанности, когнитивного и личностного развития детей;

4 – владение и активное использование педагогами методами самопознания, самооценки и саморазвития.

5 – коммуникативная компетентность;

6 – социально-психологический и эмоциональный климат.

         В основе сопровождения лежит оказание помощи педагогам в осознании богатства собственной личности, имеющихся ценностей, формирование потребности в развитии и становлении новых ценностных качеств, культурных умений, необходимых для успешной реализации в профессии, осуществляемой большей частью как поддержка личности в саморазвитии.

         Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями», то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития.

         Повышение уровня психологической безопасности образовательной среды способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья ее участников.

         Психологический анализ показывает, что человек, не имеющий психологической защищенности, не обладающий внутренним ресурсом сопротивляемости негативным воздействиям, может быть выведен из строя или полностью потерять возможность для своего эффективного функционирования.

         Задача службы сопровождения – защита личности всех участников образовательной среды через создание условий для наиболее полноценного развития и реализации их индивидуальных потенций.

         Принципы работы с педагогическим коллективом

- Осведомленное согласие;

- Последовательность, системность, научность;

- Учет индивидуально-психологических особенностей личности педагога;

- «Не навреди!».

         Необходимо проводить систематическую работу с педагогическим коллективом с целью профилактики эмоционального выгорания и создания ресурса для обеспечения психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.

         Однако, зачастую работа педагога-психолога с педагогическим коллективом отходит на второй план. Это связано, прежде всего с тем, что приоритетом выступает образование ребенка. Также сказывается и недостаток психологов в ДОУ. Тем не менее, педагогам также как и воспитанникам требуется систематическая помощь и поддержка.

         Эффективны мероприятия по повышению профессиональной компетентности, развитию толерантности, рефлексивных способностей педагогов.  

         Другой эффективной формой психокоррекционной работы с педагогом является включение последнего в разнообразную продуктивную творческую деятельность через участие в творческих коллективах художественной самодеятельности, клубах-студиях, где педагоги могут реализовать свой творческий потенциал. 

         Достаточно продуктивно влияет на самосохранение педагогов включение их в творческую исследовательскую деятельность. Педагоги могут посещать занятия тренингов эффективного реагирования, коммуникативных навыков, педагогической компетенции, на которых будут иметь возможность расширить свой поведенческий сценарий, апробировать новые модели поведения, получить обратную связь на отреагирование эмоций их привычным способом и т. д. 

         Традиционные формы работы с педагогическим коллективом:

-Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы;

-Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов;

-Проведение с педагогами психологических тренингов и видеотренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия;

-Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам поиска форм и методов работы с воспитанниками, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.

-Наблюдение за деятельностью с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий;

-Совместная с педагогом разработка занятий, организации деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, познавательных интересов и потребностей детей.

 -Проведение сеансов психологической разгрузки;

-Организация «круглых столов», дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений и взаимодействия;

-Психотерапевтическая работа с педагогами.

         Педагог-психолог определяет объект, предмет и средства психолого-педагогического сопровождения, разрабатывает определенные тактики сопровождения, реализует общую стратегию сопроводительной деятельности в учреждении. Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога, оказываемой психологом каждому педагогу-активная позиция психолога в процессе создания условий для саморазвития личности педагога и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания.

         Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» и как «самосозидание».

         Работа по обеспечению психологической безопасности образовательной среды должна основываться на технологиях и нормах личностного развития, что приводит к актуализации личности самого педагога, формированию у него чувства профессиональной компетентности и удовлетворенности трудом, что способствует формированию здоровой, активно созидающей и социально адаптированной личности воспитанников, снижению нервно-психического напряжения, повышает способность к саморегуляции.

         Обучение психологической безопасности должно быть направлено на формирование эмоциональной культуры всех субъектов образования. Только сознательная и ответственная, слаженная коллективная работа всех профессиональных участников образовательного процесса может создать атмосферу психологической безопасности, выступающую самым базовым условием успешности обучения.

         На сегодняшний день проблема сопровождения педагогов до сих пор находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально. 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственное значение. Анализ состояния безопасности образовательных учреждений в России показывает недостаточный уровень ее обеспечения. В результате- возникновение ряда угроз, негативно влияющих на функционирование образовательных учреждений: снижение качества знаний, уровня дисциплины, здоровья обучающихся, возникновение девиаций.

        Психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней (высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии).

         Модель психологически безопасной образовательной среды включает: 1.Защищенность от психологического насилия;

2. Референтную (связующую) значимость окружения;

3. Удовлетворенность в личностно-доверительном общении. (И.А. Баева).

Как показатели психологической безопасности образовательной среды выделяют:

- низкий уровень психологического насилия;

- преобладание диалогической направленности субъектов общения;

- позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;

- преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;

- высокий уровень удовлетворенности образовательной средой. (Секач М.Ф. и Семанюк Э.Э.)

Основные угрозы психологической безопасности образовательной среды

1.Психологическое насилие в процессе взаимодействия - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания. Следствие – получение ребенком психологической травмы.

Формы психологического насилия:

- Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность);

- Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, игнорирование основных нужд и потребностей ребёнка);

- Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания).

2.Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения. Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью.

3. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении. Следствие – неэффективность психологического сопровождения участников образовательного процесса.

        В теории педагогики и практике педагогической деятельности в последнее десятилетие активно используется понятие «психолого-педагогическое сопровождение».

        Психолого-педагогическое сопровождение -это специально организованная система, процесс взаимодействия двух субъектов образовательного процесса

(педагога и психолога), основанный на совместной работе, направленный, прежде всего, на обеспечение условий образовательной среды, обеспечивающей становление и развитие личности ребенка.

                Целью психологического сопровождения становится формирование единого методического пространства, способствующего росту профессионального мастерства через развитие и повышение:

1 – психологической готовности;

2 – психологической грамотности, выражающейся во владении и психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками;

3 – вооруженности педагогов и сотрудников психологической службы психологическими методами диагностики и коррекции уровней обученности, воспитанности, когнитивного и личностного развития детей;

4 – владение и активное использование педагогами методами самопознания, самооценки и саморазвития.

5 – коммуникативная компетентность;

6 – социально-психологический и эмоциональный климат.

        В основе сопровождения лежит оказание помощи педагогам в осознании богатства собственной личности, имеющихся ценностей, формирование потребности в развитии и становлении новых ценностных качеств, культурных умений, необходимых для успешной реализации в профессии, осуществляемой большей частью как поддержка личности в саморазвитии.

        Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями», то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития.

        Повышение уровня психологической безопасности образовательной среды способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья ее участников.

        Психологический анализ показывает, что человек, не имеющий психологической защищенности, не обладающий внутренним ресурсом сопротивляемости негативным воздействиям, может быть выведен из строя или полностью потерять возможность для своего эффективного функционирования.

        Задача службы сопровождения – защита личности всех участников образовательной среды через создание условий для наиболее полноценного развития и реализации их индивидуальных потенций.

        Принципы работы с педагогическим коллективом

- Осведомленное согласие;

- Последовательность, системность, научность;

- Учет индивидуально-психологических особенностей личности педагога;

- «Не навреди!».

        Необходимо проводить систематическую работу с педагогическим коллективом с целью профилактики эмоционального выгорания и создания ресурса для обеспечения психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.

        Однако, зачастую работа педагога-психолога с педагогическим коллективом отходит на второй план. Это связано, прежде всего с тем, что приоритетом выступает образование ребенка. Также сказывается и недостаток психологов в ДОУ. Тем не менее, педагогам также как и воспитанникам требуется систематическая помощь и поддержка.

        Эффективны мероприятия по повышению профессиональной компетентности, развитию толерантности, рефлексивных способностей педагогов.  

        Другой эффективной формой психокоррекционной работы с педагогом является включение последнего в разнообразную продуктивную творческую деятельность через участие в творческих коллективах художественной самодеятельности, клубах-студиях, где педагоги могут реализовать свой творческий потенциал. 

        Достаточно продуктивно влияет на самосохранение педагогов включение их в творческую исследовательскую деятельность. Педагоги могут посещать занятия тренингов эффективного реагирования, коммуникативных навыков, педагогической компетенции, на которых будут иметь возможность расширить свой поведенческий сценарий, апробировать новые модели поведения, получить обратную связь на отреагирование эмоций их привычным способом и т. д. 

        Традиционные формы работы с педагогическим коллективом:

-Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы;

-Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов;

-Проведение с педагогами психологических тренингов и видеотренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия;

-Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам поиска форм и методов работы с воспитанниками, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.

-Наблюдение за деятельностью с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий;

-Совместная с педагогом разработка занятий, организации деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, познавательных интересов и потребностей детей.

 -Проведение сеансов психологической разгрузки;

-Организация «круглых столов», дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений и взаимодействия;

-Психотерапевтическая работа с педагогами.

        Педагог-психолог определяет объект, предмет и средства психолого-педагогического сопровождения, разрабатывает определенные тактики сопровождения, реализует общую стратегию сопроводительной деятельности в учреждении. Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога, оказываемой психологом каждому педагогу-активная позиция психолога в процессе создания условий для саморазвития личности педагога и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания.

        Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» и как «самосозидание».

        Работа по обеспечению психологической безопасности образовательной среды должна основываться на технологиях и нормах личностного развития, что приводит к актуализации личности самого педагога, формированию у него чувства профессиональной компетентности и удовлетворенности трудом, что способствует формированию здоровой, активно созидающей и социально адаптированной личности воспитанников, снижению нервно-психического напряжения, повышает способность к саморегуляции.

        Обучение психологической безопасности должно быть направлено на формирование эмоциональной культуры всех субъектов образования. Только сознательная и ответственная, слаженная коллективная работа всех профессиональных участников образовательного процесса может создать атмосферу психологической безопасности, выступающую самым базовым условием успешности обучения.

        На сегодняшний день проблема сопровождения педагогов до сих пор находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое просвещение педагогического коллектива

Основные аспекты психологического просвещение педагогического коллектива педагогом-психологом...

Психологическая сплочённость педагогического коллектива.

Создание настроя на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки, настройка педагогов на дальнейшую плодотворную работу. Налаживание конструктивного взаимодействия, развити...

Педагогический совет на тему: «Социально-психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях компенсирующего детского сада»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов  в области коррекционной деятельности.Задачи:1.Согласовать действия воспитателей и специалистов посредством интеграции, с целью разв...

«Психологическое сопровождение педагогических работников ДОУ».

обобщение опыта работы педагога-психолога на тему "Психологическое сопровождение педагогов в ДОУ"....

Психологическая поддержка педагогического коллектива

Презентация на тему эмоционального выгорания педагогов и помощи, оказываемой  педагогом-психологом....

Психологическое сопровождение педагогических работников.

Уважаемые коллеги! Не забывайте о себе, присоединяйтесь по ссылке: https://vk.com/club222231728 Очень полезный ресурс....