Психологическая поддержка педагогического коллектива
презентация

Елена Сергеевна Еременко

Презентация на тему эмоционального выгорания педагогов и помощи, оказываемой  педагогом-психологом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая поддержка педагогического коллектива

Слайд 2

Синдром эмоционального выгорания Развивается на фоне хронического стресса Ведет к истощению физических и психических сил человека Без корректировки может привести к серьезным заболеваниям

Слайд 3

1 стадия Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний: «Скучно и пусто на душе» Исчезновение положительных эмоций, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;

Слайд 4

2 стадия возникают недоразумения с клиентами (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. !!! Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Слайд 5

3 стадия притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; Чувство постоянной усталости Отсутствие любопытства, ощущения новизны, состояние «Я знаю об этой жизни все» Появляются и нарастают физические недомогания

Слайд 6

общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Слайд 7

Недавно исследователи Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ) провели опросы 2014 учителей в 143 школах по всей стране и выяснили – около 5 процентов педагогического состава имеют все признаки профессионального выгорания.В стране – полтора миллиона учителей. 5 процентов от них и есть 75 тысяч…

Слайд 8

Внутренние факторы эмоционального выгорания 1 Локус контроля свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Я контролирую Меня контролируют

Слайд 9

Внешний локус контроля: Ощущение беспомощности и тщетности любых действий «Скачущая самооценка» Гиперответственность и безответственность Сверх-забота о явлениях, на которые невозможно повлиять: погода, коронавирус, кризисы, внешняя политика Опора на внешние авторитеты и устоявшиеся правила

Слайд 10

Внутренний локус контроля Вы видите результаты своих трудов и цените свои достижения Есть точные объективные критерии оценки своей работы Есть представление о себе как о достойном человеке, обладающем определенным набором качеств Есть ответственность за результат своей работы Есть представление о наборе качеств и умений, с помощью которых можно решить любые жизненные задачи

Слайд 12

2. Представления о границах нормы

Слайд 13

« Это происходит во всех школах» «Все учителя так работают» «Все классы переполнены» «Чтобы заработать, нужно много трудиться» «Отдых нужно заслужить» «Сильная усталость в конце рабочего дня – это нормально» «Все учителя живут в постоянном стрессе» «Все подростки хамят» «Родители всегда стремятся к конфликту с педагогом»

Слайд 14

Смените позицию: Я думаю что…. () но эти данные нужно проверить ! Оцените свои ощущения!

Слайд 15

Упражнение «Декларация своих границ» Со мной нельзя… Разговаривать на повышенных тонах Общаться на рабочие темы после 19.00 Брать без разрешения мои вещи Свои варианты

Слайд 16

Признать: То, что со мной происходит, это не норма Я хочу это изменить Я ищу возможность, чтобы это изменить У меня есть план действий

Слайд 17

3 . Отсутствие знаний о методах саморегуляции

Слайд 18

Саморегуляция в стрессовых ситуациях

Слайд 19

Нарушение механизмов саморегуляции отдых стресс

Слайд 20

Тренировка механизмов саморегуляции

Слайд 21

Медитация (от лат meditatio – обдумывать) – процесс мысленного сосредоточения на каком либо объекте или телесном проявлении Это способ быстро снять стресс, снизить излишнюю активность мозговых структур Медитация – очень действенный инструмент обучения самоконтролю Медитативные практики

Слайд 22

Научить удерживать внимание Научить справляться со своими эмоциями Возможность слышать и понимать себя Что можно решить с помощью медитации

Слайд 23

Помогает дольше удерживать внимание в настоящем моменте; Способствует расслаблению, обретению внутреннего мира и спокойствия; Снижает уровень тревожности, беспокойства, стресса; Помогает избавиться от агрессии и гнева или снизить их уровень ; Что дает медитация:

Слайд 24

Арт-практика «Ресурсы спокойствия»

Слайд 25

Управлять эмоциями: «Слышать» эмоцию Правильно называть ее Понимать, каких действий требует эта эмоция

Слайд 26

Каждая эмоция включает три компонента: Изменение активности головного мозга Изменение работы мускулатуры Субъективные переживания Эти компоненты взаимосвязаны, и могут влиять друг на друга

Слайд 28

Формирование навыков самоконтроля Умение выразить свои эмоции социально приемлемым способом Умение самостоятельно прекращать негативную эмоцию и приходить в спокойное состояние без вреда для своего тела. Активные способы управления эмоциями подразумевают:

Слайд 29

Упражнение «Карта эмоций» 1. «Где живут эмоции?» – на контуре тела заштриховать цветными карандашами/фломастерами места, где живут эмоции. 2. Как они проявляются? 3. Вопрос для взрослых: где чаще всего возникает боль?

Слайд 30

Телесный панцирь эмоции Каждая эмоция имеет свое отражение в теле Постоянные зажимы образуют «панцирь эмоций»

Слайд 31

Дневник эмоций Что я сейчас чувствую? Для чего мне это? Как я могу получить желаемое?

Слайд 32

Упражнение «Чемодан без ручки» Что я сейчас думаю? 8. что я думаю в новом состоянии? Что я при этом делаю 7. Что я буду делать в новом состоянии? 3 что я при этом чувствую? 6. Что я теперь чувствую? 4. Что происходит с моим телом? 5. Убираем телесные зажимы, расслабляемся.

Слайд 33

Планировать свою жизнь Колесо жизненного баланса

Слайд 34

Коммуникативные навыки Пассивный стиль поведения Приоритет чужих интересов Трудности в принятии решений Боязнь конфликтов Низкая самооценка

Слайд 35

Агрессивный стиль поведения Отстаивание своих прав в резкой манере Конкуренция с другими людьми Нарушение правил поведения Отношения строятся на страхе

Слайд 36

Ассертивный стиль поведения Четко понимать свои желания и свои эмоции Принимать решения на основе фактов а не эмоций Уважаете мнение и чувства оппонента Реагировать не так, как ждут от вас окружающие, а не так, как удобно вам

Слайд 37

Ассертивность (англ. Assert — настаивать на своем) — способность человека отвечать за свои поступки и слова, быть уверенным в том, что делаешь или говоришь. Быть ассертивным, значит оставаться спокойным в трудной и противоречивой ситуации.

Слайд 39

Правила ассертивного человека Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей

Слайд 40

4. Я имею право изменить своё мнение 5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки 6. Я имею право сказать: «я не знаю» 7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне

Слайд 41

8. Я имею право принимать нелогичные решения 9. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю» 10. Я имею право сказать: «меня это не интересует»

Слайд 42

Признаки ассертивного поведения Активное слушание Твердый, спокойный голос Прямой контакт глаз Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела Громкость голоса, подходящая к ситуации

Слайд 43

Использование: «Я», «Я люблю, хочу…», «Я не хочу…» Фразы сотрудничества: «А что Вы думаете по этому поводу?» Подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень хотелось…»

Слайд 44

Как это сделать на практике? Если вы руководитель : Диагностика проблем, существующих в коллективе Самоанализ методов управления и личностных особенностей Создание программы психологической поддержки коллектива Создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе

Слайд 45

Если вы педагог-психолог: Информирование коллег о признаках и причинах эмоционального выгорания Создание и проведение тренингов по обучению приемам саморегуляции Создание и проведение тренингов коммуникации

Слайд 46

Если вы педагог: Вырабатывайте привычку отслеживать свои ощущения и эмоциональные проявления Осваивайте приемы саморегуляции Научитесь защищать себя от агрессивных действий других людей и от манипуляций

Слайд 47

Курс «Психолог педагога» Модуль 1 Антистресс Упражнения на саморегуляцию и ощущения своего тела Упражнения на регуляцию отношений с другими людьми Упражнения, формирующие внутренний локус контроля Постановка целей, ревизия ресурсов

Слайд 48

Модуль 2 Уверенность Формирование устойчивой самооценки Формирование образа уверенного человека и модели уверенного поведения Работа с личными границами

Слайд 49

Модуль 3 Эмоции + психосоматика 2 ведущих, 60 практик Формирование умения распознавать и регулировать свои эмоции Практики для регуляции своего физиологического состояния Работа со сложными эмоциями – обида, вина, стыд

Слайд 50

Модуль 4 Зависимости Представление о механизме формирования зависимостей, диагностика зависимостей «Взрослые зависимости»: пищевая зависимость, трудоголизм, зависимость от других людей и треугольник жертвенности, алкогольная созависимость в семейной системе «Детские зависимости» – игромания, курение и вейпы, скроллинг. В курсе собраны практические упражнения для диагностики и ослабления зависимостей.

Слайд 51

Модуль 5 Манипуляции Практический курс по борьбе с манипуляциями Все виды манипуляций Механизм манипулятивного воздействия и ваши личные «мишени» Способы противодействия манипуляциям Что делать, если манипулятор – близкий человек или деловой партнер? «Тонкие» манипуляции – незаметные, но лишающие сил

Слайд 52

Открыт набор! Модуль 7 «Управление жизнью» Что значит управлять своей жизнью? Каждый день и каждый час создавать и поддерживать собственное благополучие. Работать на свои цели, а не на улучшение жизни других людей. Открыто заявлять о своих желаниях и получать то, что хочется. Проявлять себя в мире в полную силу, ярко, открыто и с удовольствием. Наслаждаться жизнью во всей ее красоте!

Слайд 53

За время работы на курсе вы сможете: Увидеть свои сильные качества и начать их применять Научиться представлять себя окружающим в лучшем свете Увидите свои глубинные ограничивающие убеждения и избавитесь от них Сможете улучшить свое окружение и получить поддержку от других людей Создадите свой личный пошаговый план улучшения жизни.

Слайд 54

Как работает курс: Каждый день в группе WhatsApp появляется задание Выполнение задания занимает в среднем 15 минут Есть чат «Диалог» – группа поддержки, где можно задавать вопросы, комментировать задания и просто общаться Для участников курса действует льготная цена на индивидуальные консультации и мастер-классы Упражнения дублируются на странице курса и остаются там на 2 год

Слайд 55

Как можно использовать упражнения Для личного пользования Для организации тренингов и мастер-классов с коллегами Большинство упражнений можно предлагать детям! Для создания своих программ по саморегуляции

Слайд 56

Как зарегистрироваться на курсы Только до 25 июля для участников движения «Педагоги России» доступна акция: тренинг «Психолог педагога» за 100 рублей. Акция распространяется на первые пять ступеней, доступные только в записи на платформе Дзен-класс (30 практик + вебинары). После просушивания практик в записи и просмотра записей вебинаров, Вы можете задать Ваш вопрос и в этот же день получить ответ психолога через чат «Диалог». Для активации цены на модуль в 100 рублей, используйте промо код 100. Внесите его в поле «Есть промо код», который находится ниже цены курса и цена изменится

Слайд 57

Все модули проекта по одной ссылке: http://ppfpr.ru/ Участники, открывшие 5 и более ступеней, могут заказать печатное удостоверение «Психолого-педагогические аспекты работы педагога в кризисных и ситуациях». 72 часа. Ближайшая отправка: 27 июля. https://kpk-fpr.zenclass.ru/public/course/f31213c9-77b0-45db-93f1-46f365393c24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательного процесса"

В эссе мои размышления о роли психологического климата в педагогическом коллективе, о его влиянии на образовательный процесс....

Эссе Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.

Социально-экономические преобразования,  идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломк...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Психологическое просвещение педагогического коллектива

Основные аспекты психологического просвещение педагогического коллектива педагогом-психологом...

Психологическая сплочённость педагогического коллектива.

Создание настроя на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки, настройка педагогов на дальнейшую плодотворную работу. Налаживание конструктивного взаимодействия, развити...

"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"

       В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственн...